Алексей Фатьянов: он жил и дышал искусством |
Елена ЗУБРИЙ, сотрудник Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева |
03 Апреля 2022 г. |
25 марта патриарху музейного дела Сибири – Алексею Дементьевичу Фатьянову исполнилось бы 107 лет. Известный писатель и современник Фатьянова Валентин Григорьевич Распутин, испытывая глубокое уважение к продолжателю традиций лучших деятелей русской культуры, писал часто цитируемое впоследствии предисловие к книге «Иркутские сокровища»: «Алексей Дементьевич Фатьянов из той необъяснимой породы людей, которые не просто работают в искусстве, а живут и дышат искусством, существуют в нем как в мире наиглавнейших ценностей. Перед такими людьми, фанатично отдающимися какому-либо делу, робеет даже удивление, которое не в состоянии проникнуть в их тайну, в пружину никогда не ослабевающего действия. Говорить об Алексее Дементьевиче Фатьянове общеизвестные вещи в том роде, что он горячий патриот своего города и края, строгий ценитель и вдохновенный пропагандист искусства, его чернорабочий и ученый, мало: по отношению к нему все эти понятия надо возводить в степень и в особое, совсем не общего свойства, качество». Рассказывать об этом выдающемся человеке можно бесконечно. Участник Великой Отечественной войны, директор Иркутского художественного музея (1948–1977), заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин города Иркутска, видный общественный деятель. Он один из основателей Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников, член Союза художников СССР и Российского географического общества, член Советского комитета Международного совета музеев (ЮНЕСКО), организатор и руководитель единственного на востоке страны, в Иркутске, филиала Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, увлеченный собиратель и кропотливый исследователь, составитель и издатель каталогов и книг о музее и его коллекций. Иркутский художественный музей имени В. П. Сукачева – один из наиболее известных региональных музеев России, а его уникальное собрание входит в число наиболее ценных ее сокровищниц. Музей давно стал характерным и неотъемлемым символом Иркутска. На одном из исторических зданий музея – на ул. Карла Маркса, 23, построенного в конце 1880-х годов по проекту архитекторов Г. В. Розена и Б. А. Рассушина, в мае 2002 года была открыта мемориальная доска в честь Фатьянова. Это здание он принял от города под музей в 1951 году и проработал в нем четверть века. В память о нем эти залы музея мы зовем фатьяновскими и бережно сохраняем его кабинет – кабинет директора и хранителя храма искусств и его сокровищ. Большой интерес представляет творческое наследие Фатьянова. За шесть десятилетий общей работы в музее им написаны книги – «Иркутский художественный музей», «Судьба сокровищ», «Загадка старой картины», «Иркутские сокровища», «Владимир Сукачев», «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии». Им создано около 100 каталогов и буклетов, опубликовано более 350 статей. Основная тема исследований Фатьянова была связана с художественным собранием музея. Фатьяновы приехали в Сибирь в 1912 году. На решение отца, Дементия Фатьянова, оказали влияние веяния того времени, переселенческая политика правительства, направленная на освоение малонаселенных окраин Сибири и Дальнего Востока. Фатьяновы переселяются в новый для себя край – город Черемхово Иркутской губернии. Потерявший в детстве ногу, отец не мог выполнять высокооплачиваемую работу и стал сторожем шахты № 3. Здесь 25 марта 1915 года родился Алексей Дементьевич. Семья, состоявшая из отца, матери, бабушки и двух сыновей, жила крайне трудно. Любовь к рисованию и встреча с будущим педагогом молодым талантливым скульптором К. А. Грюнбергом предопределили судьбу юного Алексея. В 1933 году он поступает в Восточно-Сибирский краевой художественно-педагогический техникум (Иркутское областное художественное училище) и в 1937 году успешно оканчивает его. Счастливыми обстоятельствами его жизни были встречи с талантливыми художниками и педагогами техникума А. И. Вологдиным и А. П. Жибиновым, которые высоко ценили его способности живописца. В январе 1935 года, еще будучи студентом второго курса, Фатьянов начинает работать техническим сотрудником картинной галереи, входившей в состав Иркутского государственного музея Восточно-Сибирского края (ныне Краеведческий музей). Фатьянов мечтал стать художником и в душе оставался художником всю свою жизнь. Особая творческая атмосфера музея, долгие вечера среди произведений искусства, азарт коллекционирования захватили его. Занятия живописью все больше отходили на второй план. Главной привязанностью и главным содержанием его жизни становится музей. Фатьянов в составе иркутской общественности ратует за выделение картинной галереи из состава музея и создание на ее базе самостоятельного художественного музея. В 1936 году общественность Иркутска направляет на имя Н. К. Крупской, заместителя наркома просвещения РСФСР, письмо о необходимости создания самостоятельного художественного музея. Крупская действовала быстро и решительно: постановлением совнаркома просвещения за № 484 от 01.07.1936 года картинная галерея была выделена из состава краеведческого музея и по своему многообразию художественных изделий и памятников искусства начала называться Художественным музеем. Это был грандиозный успех! Фонды музея стали активно пополняться произведениями искусства. В 1990 году решением горисполкома музею было присвоено имя основателя картинной галереи, положившей ему начало – Владимира Платоновича Сукачева. Работу в музее прервала служба в армии (1937–1939). Фатьянов ненадолго возвращается в музей, чтобы снова уйти, но уже на Великую Отечественную войну (1942–1945). После демобилизации в августе 1946 года Алексей Дементьевич возвращается в Иркутск. Молодому и энергичному Фатьянову предлагают возглавить ставший ему родным Иркутский художественный музей, и в 1948 году он становится директором музея и главным собирателем его сокровищ. Музейная работа требовала обширных знаний, и Фатьянов получает историческое образование в Иркутском государственном университете (1953–1958) – лучшем на востоке России. В 1977 году он покидает пост директора музея, продолжая занимать должность главного специалиста, и полностью посвятит себя обобщению и изданию накопленного им к тому времени обширного исследовательского материала по художественной культуре края. В музее он проработал долгие годы и ушел на отдых в преклонном возрасте (1995), пройдя долгий путь от технического сотрудника до директора. Коллекция музея к этому времени насчитывала более восьми тысяч предметов и продолжала пополняться за счет даров коллекционеров и связей, установленных великим собирателем. Страсть к собирательству постепенно превращалась у Фатьянова в настоятельную потребность. Коллеги говорили о нем как о «везучем» собирателе, которому хорошие произведения «сами шли в руки». Сколько настойчивости, целенаправленного упорства и терпения он прилагал, скольких лет поисков стоило это «везение» для того, чтобы очередное ценное произведение стало достоянием музея! Сколько им написано благодарственных писем и произнесено благодарных слов в адрес друзей музея, обогащавшими его художественное собрание очередными шедеврами! Переписка с выдающимися советскими художниками, деятелями культуры, исследовательскими и творческими организациями страны дала возможность создать ценнейший научный архив. Среди корреспондентов – В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон, П. П. Кончаловский, И. Э. Грабарь, Б. М. Неменский, Ц. С. Сампилов, М. И. Авилов, С. А. Чуйков, А. В. Моравов, Е. А. Кацман, С. Т. Коненков, П. Г. Маляревский и ряд других деятелей. В истории музея остались более двухсот имен дарителей и тысячи произведений, преподнесенных ими в дар. Дарение как гражданский акт в отношении музея является особенностью иркутского собрания, родившегося из частной, домашней, «очень теплой» галереи Владимира Платоновича Сукачева. Эта особенность стала определяющей в творческой деятельности Фатьянова: значительная часть приобретенных им для коллекции экспонатов составляли дары. Вот имена далеко не всех коллекционеров-дарителей: Ф. Вишневский, Ю. Невзоров, Н. Величко. Дарителями становились видные мастера – художники А. И. Алексеев, Б. Т. Бычков, Е. А. Кацман, О. К. Комов, Ц. С. Сампилов, родственники мастеров М. А. Савицкая, М. К. Столица и другие. Их дары исчисляются сотнями шедевров русских мастеров – О. Кипренского, Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Бруни, А. Куинджи, И. Репина, В. Сурикова, Л. Лагорио, И. Крамского, И. Левитана, А. Боголюбова, В. Верещагина, Р. Судковского, И. Айвазовского, Л. Пастернака, Б. Кустодиева, К. Сомова, Г. И. Шишкина… Произведениями западноевропейских мастеров-голландцев Г. Ромбаутса, Виллема ван де Вельде, итальянца М. Мариески, французов Г. Робера и Т. Гюдена, немцев К. Шульца, А. Зигерта… Произведениями древнерусской живописи XVII–XVIII веков различных школ и писем, редкими книгами и рукописями, работами мастеров стран зарубежного Востока. Дарители, писал Фатьянов, «отдавали свои личные сокровища государству, не преследуя при этом никаких корыстных целей. Единственное их желание – приумножить коллекцию Иркутского музея, сделать доступными широким слоям населения, находившиеся в их личном пользовании предметы искусства». Каким удивительным талантом общения обладал Фатьянов! Он смог окружить себя замечательными людьми; они вместе создавали художественную карту России. Каждый из них работал не для себя, а созидал бескорыстно для культуры России! Алексей Дементьевич легко, свободно и независимо чувствовал себя в художнической среде, особенно в атмосфере мастерских, в общении с художниками, искусствоведами, студентами, педагогами и людьми, не чуждыми искусству. «Из этих встреч я вынес определенное мнение, что художник не безразличен к тому, для кого он создает свои произведения. Он много внимания уделяет эстетическому воспитанию – особенно подрастающего поколения». Фатьяновская погруженность в современное искусство привела в конце 1960-х – начале 70-х годов к значительному пополнению коллекции советского искусства. В нее вошли произведения почти всех крупнейших живописцев, скульпторов и графиков Страны Советов: В. Бакшеева, М. Авилова, В. Бялыницкого-Бирули, И. Грабаря, К. Петрова-Водкина, К. Юона, А. Пластова, Н. Ромадина, Г. Горелова, Б. Неменского, П. Кончаловского, П. Соколова-Скали, Д. Тегина, В. Цыплакова, В. Яковлева, Н. Андреева, Е. Вучетича, А. Голубкиной, С. Коненкова, Н. Томского, И. Шадра, М. Сарьяна, С. Чуйкова и многих других выдающихся мастеров, в том числе художников Сибири и Дальнего Востока. Фатьянов был удивительным музейщиком, способным увидеть особую ценность дореволюционного искусства народов Сибири в общероссийском культурном пространстве и направить силы на его выявление и изучение. В конце 1950-х – 1960-х годах Фатьянов начинает систематическую работу по собиранию сибирского искусства. Сотрудники музея участвуют в экспедициях Иркутского государственного университета, Института археологии АН СССР, Института филологии и философии АН СССР, а также в экспедициях, организованных музеем. В 1949 году была осуществлена экспедиция в Илимск, в 1959-м – в Илимск и старинные русские села по берегам Илима и Лены, в 1960-х годах – на Каменные острова Ангары. 1960-е – 1980-е годы – в Забайкалье. Коллекцию пополнили сотни произведений: предметы первобытного искусства, иконы, изделия старинной чеканки и литья (кресты, складни), резьба по дереву (скульптура) и т. д. Шла активная работа по выявлению произведений местных художников. Коллекция сибирского дореволюционного искусства иркутского музея постепенно превратилась в одну из крупнейших в России, и это стало существенным вкладом в изучение культурного наследия страны. Деятельность Фатьянова была глубоко патриотичной, хотя он сам никогда не говорил об этом. Но разве сохранение культурного наследия народов своего отечества и патриотизм – это не одно и то же? Его работа спасла от гибели многие памятники сибирского искусства, способствовала накоплению материала о сибирской культуре, сохранению ее специфики и традиций, пополнению знаний об одном из важных направлений в сибирском изобразительном искусстве – культуры народов Сибири, населяющих сибирские пространства со времен древнекаменного века и продолжавших на протяжении тысячелетий вести традиционный образ жизни. В процессе исследовательской работы были открыты имена сибирских живописцев – Михаила Васильева, Михаила Пескова, Николая Климова, Петра Калмынина. Стало изучаться творчество Николая Бестужева, Карла Рейхеля, Льва Игорева, Кондратия Корсалина, русских и иностранных художников, сопровождавших научные, военные, духовные и дипломатические миссии в Сибирь и Китай в XVIII–XIX веках, а также художников, сосланных в Сибирский край. Они оставили бесценные произведения: портреты жителей Сибири, побережья Америки и северных островов, изображения бытовых сцен из их жизни, пейзажи городов и природы, изображения обитателей животного мира. Исследовательский материал позволил в 1987 году представить в памятнике архитектуры XVIII столетия – соборе Богоявления – первую в истории Сибирского края выставку сибирского портрета XVIII – начала XX века, объединившую произведения из собраний музеев Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Тюмени, Томска, Читы, из Иркутской епархии и личного архива Болеслава Шостаковича. Во время работы выставки общественность Иркутска торжественно отмечала 140-летие со дня рождения Владимира Платоновича Сукачева. В знак уважения памяти основателя музея иркутское духовенство преподнесло в дар музею семь бывших на выставке портретов высшего духовенства Иркутска XVIII–XIX вв. Фатьянов был превосходным экспозиционером. Тщательно отбирая для экспозиции лучшую, уникальную часть собрания музея, он думал о художественной и исторической ценности, степени изученности и информационной значимости каждого произведения. Он стремился создать особую историко-культурную среду, которая расширяла бы знания об основных художественных достижениях человечества и о мире в целом. Экспозиции, созданные им, являли собою своеобразный вид искусства, завершающий этап огромной творческой работы художника и искусствоведа. Фатьянов постоянно испытывал тревогу за уязвимость и невосполнимость собрания музея, касалось ли это художественной его части, архива или библиотеки. Как опытный исследователь-музейщик, он был глубоко убежден, что каталогизация коллекции имеет огромное научное значение, представляет собой одну из форм сохранения собрания. Он создает каталоги по различным разделам коллекции музея, завершая их ряд каталогом «Советское искусство», изданным в 80-е годы. Постоянно пополняемому собранию требовалось расширение музейного пространства для сохранения коллекций и их экспозиционного представления. Это создавало большие трудности в работе, периодически превращаясь в основную проблему дальнейшего развития музея. За период директорства Фатьянова музею решениями горсовета были переданы здания по ул. К. Маркса, 23-25, ул. Ленина, 5, уникальный памятник архитектуры XVIII века – собор Богоявления (в 1995 году возвращен Иркутской епархии). Именно Фатьянову принадлежит идея о музеефицировании усадьбы Владимира Платоновича Сукачева и размещения в ней мемориального музея. Идея была реализована в 80–90-х годах, а в 1995 году усадьба была признана памятником федерального значения и поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия страны. К маю 2001 года после длительных реставрационных работ в усадьбе была устроена мемориальная экспозиция, принявшая первого посетителя. До последних дней жизни Фатьянов обрабатывал личный архив. Он оставался энергичным исследователем, полным новых замыслов и идей, и любви к музею, храму искусства, который был смыслом его жизни. В своих воспоминаниях об успешных, востребованных обществом выставках он говорил: «Радость была неимоверная. Посещаемость (выставки. – Авт.) была исключительная». Социально-экономические и политические перемены вносят свои коррективы в ценностные ориентиры и культурные предпочтения. Взамен старых рождаются новые идеи и свободы. Искусство остается. Продолжается история служения искусству, история сохранения культурных традиций и культурного наследия во имя сбережения наших идеалов, территориальной и национальной идентичности. Продолжается дело патриарха музейного мира – Алексея Дементьевича, верного служителя искусства.
|
|