Александр Дольский: «Кому-то мои песни спасли жизнь» |
08 Июня 2018 г. |
Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку...», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество». 7 июня Александру Дольскому исполнилось 80 лет. Биография Александра ДольскогоАлександр Александрович Дольский (80 лет) родился в Свердловске (ныне – Екатеринбург) в артистической семье. Отец - Александр Викторович Дольский – был оперным певцом, драматическим тенором, имел звание заслуженного артиста России. Мать - Елизавета Александровна, была балериной, выпускницей Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой. У мальчика с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители и за кулисами которого прошло его детство. В десять лет он и сам вышел на профессиональную сцену - выступал в театре в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен». Отец ушел из семьи, когда Александр был еще маленьким. Мать растила сына одна. Жили бедно – ее зарплаты в опере едва хватало на жизнь. Ютились в 11-метровой комнате, в которой не было даже стола, так что Александр, чтобы делать уроки, клал на колени фанеру. Уже в третьем классе Александр Дольский начал писать стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять...». Много лет ее пели во дворах разных городов страны, считая народной. Решив научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, Александр выбрал гитару. Мать опасалась, что занятия музыкой отрицательно скажутся на успеваемости сына в школе, но он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. «Я очень хотел, чтобы в нашей комнатке тоже появилось пианино, но понимал, что оно стоит слишком дорого. И тогда я стал уговаривать маму купить гитару. Мама не соглашалась - думала, это отвлечет меня от учебы. Тогда я обменял на гитару свою коллекцию малахита, которую сам насобирал», - рассказывал Дольский. Учебе игре на гитаре он посвящал все свободное время: «Я был сумасшедший, все время отдавал гитаре. Быстро сделаю уроки, сбегаю на тренировку (у меня был второй юношеский разряд по гимнастике) и сижу играю. Вместо того, чтобы шляться с дворовыми мальчишками, раскрою томик Есенина или Гумилева и сочиняю песни на их стихи» После школы устроился слесарем-инструментальщиком на завод «Уралэлектроаппарат», где работал в 1956-57 годах. Потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле. В 1958 году Дольский поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. С 1959-го одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары. Во время учебы экспериментировал со многими музыкальными инструментами и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института «За индустриальные кадры». Будучи студентом, Дольский много концертировал со студенческой бригадой. В 1961 году стал дипломантом первого послевоенного Всесоюзного конкурса артистов эстрады (2-е место). После этого получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара). На концертах играл произведения испанских классиков - Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, а также Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов XIX-XX веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях. В 1962-1966 годах сотрудничал со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочинял песни для спектаклей, а также для кинофильмов Свердловской киностудии. Песни Дольского становятся узнаваемы, а сам поэт и певец приобретает популярность. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции «Юность», куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева и Ю.Визбор. С 1966 года начинаются его активные поездки с сольными концертами по Советскому Союзу. В 1967 году он впервые выступил на телевидении. Дольский активно участвует в фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были слеты бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске, Челябинске и Москве. В 1968 году певец принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина под Куйбышевым (ныне - Самара). В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными по всей стране. В 1974 году Дольский переехал в Ленинград. «Мои предки по материнской линии все были петербуржцами. Так что я не переехал, а вернулся», - говорил бард. Работал старшим научным сотрудником Ленинградского НИиПИ градостроительства, занимался исследованиями в области экономики, отдавая свободное время сочинительству. Как музыкант и певец при первой возможности выезжал во все концы страны. Эта раздвоенность сильно тяготила его. Дольский решил попробовать свои силы на проходившем в 1979 году в Ленинграде VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, обошедшего профессионалов, стало своеобразной сенсацией. После того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, Дольский решился оставить свой институт и перейти в новое качество. В театре Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни и выступал как актер. В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)» - первую в жизни исполнителя. В дальнейшем новые диски у него выходили регулярно примерно раз в два года. В 1979 году Дольский стал членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став свободным художником. В 80-е годы Дольский достиг пика своей популярности – он давал в среднем по 30 концертов в месяц. В 1989 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России. В 1990-е годы, когда концертов стало меньше, певца «спасала заграница»: он колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и многим другим странам. Если в 1990-е годы Дольский, «писал много и хорошо», то после 2000 года, по его собственному признанию, «вообще ничего не мог сделать». В 2002 году Дольский был удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В 2003 году начал писать роман в стихах «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. Роман был закончен за 3 года и издан тиражом в 1000 экземпляров. В свободную продажу книга не поступала - приобрести ее можно только на концертах певца. Александр Дольский живет в Санкт-Петербурге. Продолжает выступать с концертами, в частности, в московском бард-кафе «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре. Чем знаменитПоэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку...», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество». Пик популярности Александра Дольского как автора-исполнителя пришелся на перестроечные годы. Начиная с 1983 по 1991 год он давал множество концертов в разных городах страны, собирая залы на полторы-три тысячи мест. Его имя в числе ста лучших русских поэтов XX века внесено в литературную энциклопедию, составленную Пушкинском Домом, а его стихи изучают на филологических факультетах. О чем надо знатьВ бардовской песне Александр Дольский стоит особняком, занимая собственную, отдельную нишу. Дольский - виртуознейший гитарист, «один из лучших гитаристов планеты». Это выгодно отличает его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре. Если у большинства бардов гитара играет подчиненную роль, а аккомпанемент состоит из незамысловатой мелодии в несколько простейших аккордов, то гитаре Дольского принадлежит половина его успеха. «Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные. И после какой-то моей песни у них начался научный спор... обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может», - рассказывал Дольский. «Им лично изобретенный метод исполнения ритма босса-новы: я спрашивал гитаристов, они не в состоянии понять, ЧТО делает правая рука, уже не говоря про гармонии и прочее. Это и чисто визуально смотрится как колдовство. <...> Также - и это самое запоминающееся - он изобрел свой стиль аккомпанемента лирическим песням. И как раз в этом, казалось бы, схожем с бардовским, направлении, он ушёл в абсолютно иные дали: его звучание гитары и гитар "бардов" можно сравнивать так же, как пение Марии Каллас и девочек из хорового ансамбля времен страны Советов», - писал в LiveJournal один из поклонников творчества Дольского. Прямая речьО голодном детстве: «Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса. Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!). Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!». О бардовской песне: «Когда я жил в Свердловске, мне казалось, я один такой. Долгое время я вообще ничего не слышал о других бардах. Однажды у меня в гостях сидел мой друг, Герман Дробиз, писатель. И вдруг он мне говорит: "Знаешь, в Москве парень объявился, который тоже поет свои песни под гитару. Его зовут Окуджава". Так я впервые услышал, что у меня есть братья по разуму. Но когда я впервые услышал Булата Шалвовича, он не произвел на меня впечатления. Моя гитарная фактура была намного сложнее. Музыка, которая меня воспитала, - это оперная, симфоническая, Чайковский, Мусоргский, де Бюсси, Верди... Наверное, поэтому искусство бардов показалось мне примитивным. И по музыке, и по стихам». О творческом одиночестве: «В принципе, свое творческое одиночество я воспринимаю спокойно. У меня достаточно своей публики, преимущественно интеллигенции. А одиночество - это замечательная вещь. И к бардам, по большому счету, я отношусь как к своим родным людям - в семье ведь разные отношения бывают». 6 фактов об Александре Дольском
Тэги: |
|