НА КАЛЕНДАРЕ

Актер, режиссер, министр

По инф. culture.ru   
22 Августа 2020 г.

2108 24 1a

16 августа 2020 года, не дожив до своего дня рождения всего один день, ушел из жизни Николай Губенко – народный артист РСФСР, режиссер, государственный деятель, основатель и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки».

Актер, режиссер, министр

Биография Николая Губенко

Детство

Николай Губенко родился в августе 1941 года в Одессе в самые тяжкие времена, когда она была оккупирована немецкими войсками. Родился он в катакомбах прямо во время бомбежки. Его отец был летчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Погиб в бою под Ворошиловградом в 1942 году, так и не увидев новорожденного сына,

Мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами.

Николай остался с дедом по материнской линии, его трех сестер и брата забрали соседи и дали им новые фамилии. В результате семья распалась, как и многие семьи во время войны. О существовании своих близких Коля узнал лишь в 16 лет. С 1947 года мальчик воспитывался в детском доме, потом учился в закрытой школе-интернате для мальчиков.

Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признавался, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.

Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Во время учебы Николай Губенко увлекся театром, записался в школьный драмкружок. В старших классах посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, был участником молодежного ансамбля, занимался в театральной студии при городском Доме актера.

Военный институт, в который должны были поступать выпускники интерната, в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Но ему это было даже на руку, ведь он хотел стать актером. Сначала Николай поработал в Одесском театре юного зрителя, начав труд в качестве скромного рабочего сцены и играя маленькие эпизодические роли, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Николай Губенко: «Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».

Актер

На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар для нищего студента оказался баснословным – 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал, и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.

Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи». В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.

Режиссер и политик

В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко – «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую драму – «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин. В 1972 году за этот фильм Губенко был удостоен премии Ленинского комсомола, а в 1973 году – Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Работая над своими картинами, Губенко действовал по принципу Николая Гоголя: писать только о том, что видел, что очень хорошо знает. Например, для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня.

Фильмография Николая Губенко как актера насчитывает примерно два десятка ролей, последняя датируется 1988 годом, когда он снялся в художественном фильме «Запретная зона», в котором выступил и режиссером. Материал для этой драмы Губенко готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон разговоры окружающих его людей.

«У меня дома – километры фонограмм разговоров с людьми о жизни. Все диалоги не могут лечь в основу сценария, но живость человеческой речи всегда была почерпнута оттуда».

В качестве режиссера Николай Николаевич снял шесть полнометражных фильмов, пять из них, кроме первого, – по собственному сценарию: «Если хочешь быть счастливым», «Подранки» (сам режиссер называл его полуавтобиографическим), «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона».

В 1980 году Николай Губенко вернулся в Театр на Таганке, а когда Любимов уехал из страны и был лишен гражданства, Губенко активно участвовал в борьбе за возвращение режиссера. В конце восьмидесятых, после смерти Эфроса, Николай Губенко стал главным режиссером Театра на Таганке. А после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занял пост руководителя нового коллектива «Содружество актеров Таганки».

В этот же период Николай Николаевич вступил на самую, пожалуй, ответственную должность в своей жизни: с ноября 1989 года по август 1991 года он был министром культуры СССР. И хотя Губенко шутил, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку – слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, – он и потом активно занимался политикой. С 1995 по 2003 год он был депутатом Государственной думы, с 2005 года – депутатом Московской городской думы, с 2009 года – заместителем председателя Московской городской думы. Губенко много сделал на этих должностях, он был истинным патриотом своей страны, очень честным и порядочным человеком. Главным своим детищем он считал закон о «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны».

Николай Губенко: «Я не историк, не философ, а человек, рождённый в 1941 году в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей, и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».

В личной жизни Николай Губенко был таким же верным и цельным, как и в остальном. Он был женат на актрисе Жанне Болотовой. Это случилось еще в конце 60-х годов, и до конца они были вместе. Детей у Николая Губенко и Жанны Болотовой нет.

Последние годы Николай Николаевич тяжело болел. А весной вместе со своей супругой перенес коронавирусную инфекцию, которая, возможно, дополнительно подорвала здоровье режиссера.

  • Расскажите об этом своим друзьям!