НА КАЛЕНДАРЕ

Всеобщее усреднённое, или Когда День знаний превратится в систему знаний?

Анатолий ВЫБОРОВ   
31 Августа 2017 г.

Сегодня всенародный, без преувеличения, праздник, так как касается он каждой семьи. Только за парты сядет 15,5 млн наших юных сограждан. Из них более 1,7 млн ребятишек войдут в класс первый раз. Среди них и мой внучатый племянник. Сборы юного чада в школу, разговоры и волнения вокруг этого события и навели меня на размышления о современном образовании, его роли и месте в воспитании человека будущего.

О том, что в нашем всеобщем среднем что-то не так, что некогда «самое лучшее в мире образование» уже не является таковым, давно поговаривают в народе, об этом не первый год уже просто кричит наша передовая научная и педагогическая общественность. И все сходятся на мысли, что образование это становится неэффективным, отстаёт от запросов современности. А потому требует не косметических реформ, а коренной модернизации.

Ведь что мы видим сегодня? На выходе из школы основной массе современных выпускников, натасканной на «угадайке» в ЕГЭ, не знакомы элементарные знания, коими обладали их сверстники ещё десятилетия назад.

Не раз сам слышал, как старшеклассники, а то и студенты на полном серьёзе обсуждали, в какой из войн – Великой Отечественной или Второй мировой – с немцами или с белыми воевали их прадеды. Или что всё-таки крутится вокруг чего: Солнце вокруг Земли или наоборот? Я вот тут эксперимент провёл: опросил по три человека из трёх поколений – молодёжи, людей среднего возраста и пенсионеров – как высчитать площадь круга? Правильно ответили лишь пенсионеры, причём все трое были в прошлом гуманитарии, и одна дама-бухгалтер из середнячков. Остальные отослали меня к интернету. Думаю, любой из вас таких примеров приведёт массу.

С одной стороны, в мире стремительно нарастает поток информации. И помимо знаний, коими владели предки, современным школьникам надо теперь знать столько ещё всего! Зачем всем этим забивать голову, если ответ на любой вопрос можно найти в интернете?

С другой стороны, современная школа по-прежнему требует от школяров более глубоких знаний каждого предмета, которые обычному человеку в жизни практически не нужны. Ну, вот зачем, скажите, будущему «лирику» высшая математика, алгебра, ядерная физика, все эти и квадратуры круга и биномы Ньютона, если по жизни ему хватает знаний этих дисциплин на уровне начальной школы? Или зачем «физику» досконально знать всю литературу «от Гомера до наших дней» или в каком платье была на балу Наташа Ростова? Если в будущем такие «физики-лирики» захотят стать всесторонне эрудированным личностями, они всегда найдут для этого возможности.

Современная школа, на мой взгляд, должна зиждиться на трёх «китах»: доступности, эффективности и качестве преподавания основных знаний.

Согласитесь, что трудно сейчас современному школьнику быть воспетой идеологами коммунизма «гармонично развитой личностью» и одновременно «объять всё необъятное».

Нужна чёткая мотивация школьника к будущему делу своей жизни. А это значит, что необходима более ранняя, нежели сейчас, специализация, разделение школяров на тех самых будущих «физиков» и «лириков». Возможно, уже на этапе окончания начальной школы.

Это и предполагает в частности модернизация образования, к которой так долго и упорно призывают специалисты в этой области.

Но всё пока сводится лишь к ежегодным изменениям и дополнениям к пресловутому и явно уже устаревшему закону «Об образовании в РФ» ещё от 1992 года. А ведь жизнь не стоит на месте! Нас в этом деле уже обходят Финляндия, Япония, Сингапур и даже Южная Корея, которые, кстати, свою систему школьного образования срисовали с нашей, времён СССР.

Вот и дополнения и изменения 2016–2017 годов в этот закон предполагают лишь некие косметические меры – дать иной статус дошкольным учреждениям, уровнять по значению школы, лицеи и гимназии... Приветствуется, правда, и индивидуальный подход...

Не становится ли образование чем-то второстепенным? И вот уже и День знаний в некоторых регионах России переносят из-за совпадения его с религиозным праздником. И это в светском государстве, в стране с единым образовательным пространством? Выходит, знания о вере в наш просвещённый век всё же выше знаний светских? Или как?

Вот уже и наш премьер радостно сообщает, что в этом году в стране откроется рекордное количество новых школ – аж целых 94! Но скромно умалчивает, что ежегодно по стране, особенно на селе, из-за бесперспективности территорий и убыли населения закрывается порядка полутора тысяч школ, а всего их за годы постсоветского периода закрылось в России более 26 тысяч!

Учёные меж тем подсчитали, что благосостояние нашей страны лишь на 10% держится за счёт воспроизводимого капитала, на 40% – за счёт природных ресурсов и на 50% (наполовину!) на человеческом капитале, считай, на образовании!

Складывается впечатление, что госаппарат совершенно не заинтересован в улучшении образования. Зачем им рубить под собой ветку, с которой они собирают обильные плоды? И растить своих будущих могильщиков? Неучами-то управлять гораздо легче!

Но остальные-то, чиновники от образования и, так сказать, всё прогрессивное человечество нашей страны прекрасно понимают, что проводить эту модернизацию в самое ближайшее время просто необходимо – ведь это будущее наших детей и внуков, будущее всей страны! Отстав в этом деле один раз, рискуем уже никогда не догнать цивилизованный мир. Это же не ведомственная или отраслевая, а общегосударственная задача. Национальная идея России, если хотите.

Вон и новый министр образования в своих интервью об этом же...

P. S. Интересно, каким мой внук выйдет из школы через десяток лет? И из какой школы?

  • Расскажите об этом своим друзьям!