Всеобщее усреднённое, или Когда День знаний превратится в систему знаний? |
Анатолий ВЫБОРОВ |
31 Августа 2017 г. |
Сегодня всенародный, без преувеличения, праздник, так как касается он каждой семьи. Только за парты сядет 15,5 млн наших юных сограждан. Из них более 1,7 млн ребятишек войдут в класс первый раз. Среди них и мой внучатый племянник. Сборы юного чада в школу, разговоры и волнения вокруг этого события и навели меня на размышления о современном образовании, его роли и месте в воспитании человека будущего. О том, что в нашем всеобщем среднем что-то не так, что некогда «самое лучшее в мире образование» уже не является таковым, давно поговаривают в народе, об этом не первый год уже просто кричит наша передовая научная и педагогическая общественность. И все сходятся на мысли, что образование это становится неэффективным, отстаёт от запросов современности. А потому требует не косметических реформ, а коренной модернизации. Ведь что мы видим сегодня? На выходе из школы основной массе современных выпускников, натасканной на «угадайке» в ЕГЭ, не знакомы элементарные знания, коими обладали их сверстники ещё десятилетия назад. Не раз сам слышал, как старшеклассники, а то и студенты на полном серьёзе обсуждали, в какой из войн – Великой Отечественной или Второй мировой – с немцами или с белыми воевали их прадеды. Или что всё-таки крутится вокруг чего: Солнце вокруг Земли или наоборот? Я вот тут эксперимент провёл: опросил по три человека из трёх поколений – молодёжи, людей среднего возраста и пенсионеров – как высчитать площадь круга? Правильно ответили лишь пенсионеры, причём все трое были в прошлом гуманитарии, и одна дама-бухгалтер из середнячков. Остальные отослали меня к интернету. Думаю, любой из вас таких примеров приведёт массу. С одной стороны, в мире стремительно нарастает поток информации. И помимо знаний, коими владели предки, современным школьникам надо теперь знать столько ещё всего! Зачем всем этим забивать голову, если ответ на любой вопрос можно найти в интернете? С другой стороны, современная школа по-прежнему требует от школяров более глубоких знаний каждого предмета, которые обычному человеку в жизни практически не нужны. Ну, вот зачем, скажите, будущему «лирику» высшая математика, алгебра, ядерная физика, все эти и квадратуры круга и биномы Ньютона, если по жизни ему хватает знаний этих дисциплин на уровне начальной школы? Или зачем «физику» досконально знать всю литературу «от Гомера до наших дней» или в каком платье была на балу Наташа Ростова? Если в будущем такие «физики-лирики» захотят стать всесторонне эрудированным личностями, они всегда найдут для этого возможности. Современная школа, на мой взгляд, должна зиждиться на трёх «китах»: доступности, эффективности и качестве преподавания основных знаний. Согласитесь, что трудно сейчас современному школьнику быть воспетой идеологами коммунизма «гармонично развитой личностью» и одновременно «объять всё необъятное». Нужна чёткая мотивация школьника к будущему делу своей жизни. А это значит, что необходима более ранняя, нежели сейчас, специализация, разделение школяров на тех самых будущих «физиков» и «лириков». Возможно, уже на этапе окончания начальной школы. Это и предполагает в частности модернизация образования, к которой так долго и упорно призывают специалисты в этой области. Но всё пока сводится лишь к ежегодным изменениям и дополнениям к пресловутому и явно уже устаревшему закону «Об образовании в РФ» ещё от 1992 года. А ведь жизнь не стоит на месте! Нас в этом деле уже обходят Финляндия, Япония, Сингапур и даже Южная Корея, которые, кстати, свою систему школьного образования срисовали с нашей, времён СССР. Вот и дополнения и изменения 2016–2017 годов в этот закон предполагают лишь некие косметические меры – дать иной статус дошкольным учреждениям, уровнять по значению школы, лицеи и гимназии... Приветствуется, правда, и индивидуальный подход... Не становится ли образование чем-то второстепенным? И вот уже и День знаний в некоторых регионах России переносят из-за совпадения его с религиозным праздником. И это в светском государстве, в стране с единым образовательным пространством? Выходит, знания о вере в наш просвещённый век всё же выше знаний светских? Или как? Вот уже и наш премьер радостно сообщает, что в этом году в стране откроется рекордное количество новых школ – аж целых 94! Но скромно умалчивает, что ежегодно по стране, особенно на селе, из-за бесперспективности территорий и убыли населения закрывается порядка полутора тысяч школ, а всего их за годы постсоветского периода закрылось в России более 26 тысяч! Учёные меж тем подсчитали, что благосостояние нашей страны лишь на 10% держится за счёт воспроизводимого капитала, на 40% – за счёт природных ресурсов и на 50% (наполовину!) на человеческом капитале, считай, на образовании! Складывается впечатление, что госаппарат совершенно не заинтересован в улучшении образования. Зачем им рубить под собой ветку, с которой они собирают обильные плоды? И растить своих будущих могильщиков? Неучами-то управлять гораздо легче! Но остальные-то, чиновники от образования и, так сказать, всё прогрессивное человечество нашей страны прекрасно понимают, что проводить эту модернизацию в самое ближайшее время просто необходимо – ведь это будущее наших детей и внуков, будущее всей страны! Отстав в этом деле один раз, рискуем уже никогда не догнать цивилизованный мир. Это же не ведомственная или отраслевая, а общегосударственная задача. Национальная идея России, если хотите. Вон и новый министр образования в своих интервью об этом же... P. S. Интересно, каким мой внук выйдет из школы через десяток лет? И из какой школы?
Тэги: |
|