ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Экологическая революция – его призвание

Анатолий ВЫБОРОВ   
28 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

 

Хватит с нас революций и революционеров – не подумав, брякнет иной. Но мыслящий человек так не скажет. И тем более не скажет тот, кого в тяжелом состоянии от неминуемой смерти спасло своевременное оперативное вмешательство.

Экологическая революция – его призвание

С этого номера мы вводим в нашей газете новую рубрику – «Неформальные страницы» (стр. 4–5). Под ней изредка будем помещать материалы, нетрадиционные по своей структуре и, естественно, непривычные для рядового читателя. Но, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. А новое в строгом, прямом смысле этого слова может оказаться очень востребованным и станет привычным – дерзание двигает культуру.

Публицистический документ «Мое призвание – защита угнетаемой природы» Анатолия Сосунова, которым сегодня мы открываем эту рубрику, как раз и является таким нетрадиционным материалом.

Что такое публицистический документ? В литературе существует немало произведений разных жанров, которые критиками образно называются публицистическими документами. Но во всех этих случаях речь идет все-таки об образном критическом выражении – о метафоре.

Публицистический документ Анатолия Сосунова – это действительный формуляр документа (казенная бумага), заполненный в заведомо литературном стиле, и в этом его характерная особенность. Пусть это будет нашей своеобразной заявкой на оригинальный жанр.

Читатель, конечно, обратит внимание на то, что перечень выпусков пресс-акции «Священный Байкал», представленных Анатолием Сосуновым на Международный экологический конкурс EcoWorld–2021, довольно большой. При первом взгляде может показаться, что его можно было и сократить. Скажу как редактор газеты: перечень выпусков уже сокращен наполовину, а оставшаяся часть продуманна, взвешенна и необходима. Необходима вот почему. О том, что Сосунов опубликовал 120 выпусков своей пресс-акции, упоминалось не раз. И у читателей вполне резонно возникал вопрос: как можно, не повторяясь, 120 раз писать об одном и том же – о ликвидации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?

А все дело в том, что каждые очередные выпуски пресс-акции «Священный Байкал» посвящались очередным проблемам, то и дело возникающим в ходе борьбы между Движением в защиту Байкала и многолетним упорным защитником БЦБК Владимиром Путиным. В названии каждого выпуска отражена проблема, которая в нем освещается, а перечень выпусков точно и лаконично, без лишних слов показывает ход борьбы за спасение Байкала. Разве ни о чем не говорят такие, например, названия: «БЦБК. Распоряжение Владимира Путина», «Ход троянским конем», «БЦБК. Путин и Грачев открыли путь в Байкал сточным водам комбината», «Диоксины – это рак, и не только…», «БЦБК. Из документа, не подлежавшего огласке», «Когда осел показывает справку, что он – лев»?.. Надеюсь, что после этой нашей публикации у читателей рассеется недоумение, о котором я сказал выше.

Кстати, о Владимире Путине и его роли в попытках сохранить БЦБК на берегу Байкала. Россияне и по сей день помнят его красивый жест с красным фломастером в руке, перенесший будто бы планируемую трассу нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан с берегов Байкала далеко на север.

Но мало кто знает о том, что Путин со товарищи длительное время своими маневрами препятствовали закрытию БЦБК, и это обстоятельство дало основание защитникам Байкала посчитать этот его красивый жест очередной уловкой, цель которой – отвлечь внимание как жителей нашего региона и страны, так и мировой общественности от проблем с БЦБК.

Добрая треть упомянутой пресс-акции была посвящена разоблачению подобных замысловато-артистических маневров во спасение БЦБК, что в итоге и принесло общественности победу в этом нелегком противоборстве. Недаром жюри конкурса рассмотрело пресс-акцию Анатолия Сосунова не в той номинации, на которую он сделал заявку, а в первой – главной и самой трудной номинации конкурса, в которой, как правило, участвуют политические и государственные деятели (губернаторы, мэры и т. д.), – «Экологическая политика и окружающая среда». И медалью академика Моисеева он награжден по заслугам.

И в заключение – несколько слов о ненормативной лексике, которая встречается в материалах пресс-акции. Например, в тексте воззвания поверх фотоиллюстрации газеты «Работа в Сибири» (где напечатано объявление БЦБК о дополнительном наборе рабочих): «Российским рабочим мастерам – хлорщикам, отбельщикам, варщикам, сушильщикам… Мужики! Не губите Байкал. Не позорьте себя. Не лезьте в сраную ж.пу – БЦБК. Плюньте в него! Пните его!»

Этот выпуск оказался самым знаменитым во всей пресс-ации Сосунова. Отпечатанный огромным тиражом и распространенный в Иркутске и Байкальске, он вызвал поддержку и даже восхищение своей брутальной экспрессией уже среди обоих полов.

Кстати, зачатую к ненормативной лексике прибегали даже великие наши классики – Пушкин, Бунин («Окаянные дни»)… И, конечно же, Маяковский – «Во весь голос»:

Уважаемые

товарищи потомки!

Роясь

в сегодняшнем

окаменевшем говне,

наших дней изучая потемки,

вы,

возможно,

спросите и обо мне.

Неважная честь,

чтоб из этаких роз

мои изваяния высились

по скверам,

где харкает туберкулез,

где б..дь с хулиганом

да сифилис.

Влияние Маяковского на Сосунова несомненно, да он и сам этого не скрывает, взяв строчки поэта эпиграфом к своему публицистическому документу. А разве броская плакатность цветных газетных выпусков пресс-акции «Священный Байкал» не есть дальнейшее развитие агитационной практики «Окон РОСТА» Владимира Маяковского? Не думаю, что преувеличу, если кажу так: Сосунов – это Маяковский в экологии. Та же дерзостная хватка, та же жажда правды, самоотверженность и бесстрашие.

Публикуемый нами документ, пожалуй, впервые раскрывает истинный масштаб работы Сосунова на протяжении десятков лет, его роль в избавлении Байкала от вредоносного присутствия БЦБК. Лауреатом этой престижной международной премии Анатолий Александрович стал в год своего восьмидесятилетия, давайте же еще раз пожелаем ему доброго здоровья и новых творческих успехов.

  • Расскажите об этом своим друзьям!