Волшебник кисти |
18 Декабря 2014 г. |
Имя выдающегося иркутского художника, мастера живописного портрета Аркадия Ивановича Вычугжанина известно по всей Сибири и далеко за её пределами. Память о нём живет в созданной им коллекции полотен, бережно хранимых Областным художественным музеем им. В. П. Сукачёва, в выставках города, посвящённых его творческому наследию, в сердцах его коллег, учеников, поклонников непревзойдённого таланта мастера. 20 декабря 2014 года ему исполнилось бы 85 лет. Символичным является первый «Автопортрет» А. И. Вычугжанина, написанный в 1959 году. Молодой «художник в ослепительной белизны рубашке перед белым, ещё не тронутым холстом». На картине передано состояние художника, в напряжённой позе, в серьёзном задумчивом выражении лица прочитываются его мысли о будущем, большом и чистом, как этот огромный холст, о будущих, ещё не созданных, картинах. Слева от чистого полотна едва заметен портрет старой женщины в платке с полным печали и надежды взглядом, которая словно благословляет молодого художника в дальний жизненный путь. А впереди начинающего живописца Аркадия Ивановича Вычугжанина ждала известность: о нём пишут статьи, его произведения входят в лучшие книжные и журнальные издания о художниках, его картины участвуют во всех городских, зональных, областных художественных выставках, о нём слагаются легенды. Чем заслужил это скромный художник, родом из простой крестьянской семьи? Родился Аркадий Иванович Вычугжанин в деревне Аверичи Кировской области в 1929 году. Семья Вычугжаниных, в которой он был третьим сыном среди восьмерых детей, вскоре переехала под Ижевск. Когда началась Великая Отечественная война, отец и старшие братья Аркадия ушли на фронт. Тяжело пришлось матери одной поднимать младших. И Аркадий в 1943 году, будучи 13-летним подростком, уезжает по совету учительницы рисования и настоянию матери, они первыми заметили его призвание, поступать в Казанское художественное училище. Эта школа, основанная известным русским портретистом Н. И. Фешиным, учеником И. Е. Репина, оказала большое влияние на становление юного живописца. В студенческие годы Вычугжанин будет увлечён творчеством Фешина. Но навсегда его кумиром останется Валентин Серов. Нелёгкими оказались для Аркадия особенно первые годы учёбы. Преодолеть тяжёлое лихолетье помогли ему трудолюбие, привитое с раннего детства, целеустремлённость и жадность к знаниям. Затем следуют годы учёбы в Харьковском художественном институте, где Вычугжанин знакомится с Анатолием Алексеевым, который когда-то окончил Иркутское художественное училище. «Академические штудии и натурные этюды начинающего художника были безупречны. За его маленькими, вплоть до размеров спичечного коробка, пейзажами охотились друзья и даже преподаватели... Сохранилось таких пейзажных миниатюр совсем немного, а те, что есть, и теперь удивляют техническим совершенством и тонким чувством природы» (Т. Драница «Судьбы изменчивой приметы...»). Тогда, в студенческие годы, будущий художник считал себя пейзажистом. Лишь при работе над дипломной картиной «На новые земли» (1955 г.), выполненной на основе привезённых с целины этюдов, он серьезно увлёкся портретным жанром. После окончания института Аркадий с однокурсником Анатолием Алексеевым едет в Иркутск. Сибирский город на Ангаре станет для него второй родиной. И вся дальнейшая творческая жизнь его будет связана с ним. Здесь он проявит себя искусным мастером живописного портрета, создаст такие талантливые работы, которые поставят его в один ряд с лучшими художниками Иркутска. Уже через год после окончания института Вычугжанин пишет «Портрет садовода Малеева». За ним появляется целая галерея проникновенных крестьянских образов и первый Автопортрет. Становление художника было ярким и стремительным. А. Д. Фатьянов скажет о нём: «В Сибири обнаружился новый и своеобразный портретист, обладающий даром тонкого проникновения во внутренний мир человека, со своим выразительным языком...». Работы Вычугжанина появляются на выставках как иркутских, так и столичных. Отсюда, с выставок, к нему и пришла широкая известность. Новое имя быстро запомнилось иркутянам. С 1956 года Вычугжанин становится членом Союза художников СССР и участником зонального выставкома, охватывающего весь регион Сибири. В 1959 году он едет в Венгрию, там художник много пишет с натуры, изучает искусство страны. У него проявляется интерес к темперной живописи, и он уже никогда не расстанется с этой техникой, будет собственноручно готовить для себя краски. Впечатления от поездки легли в основу его картины «Венгерские крестьяне». Большой удачей для города Иркутска и для мира изобразительного искусства в особенности была преподавательская деятельность Вычугжанина в художественном училище. «Молодой педагог начал с эксперимента: набрал одарённых выпускников средней школы и начал вести занятия по вузовской программе. Блестящий профессионал, демократичный и эрудированный, Аркадий Иванович был убеждён: будущий художник должен не только хорошо рисовать, строить композицию и писать маслом, но прежде всего мыслить образами...» (Т. Драница). Наделённый от природы редким для художника аналитическим складом ума, он обладал необыкновенным педагогическим даром. Анатолий Алексеев вспоминает: «Аркадий Иванович был замечательным педагогом. На его курсе царила атмосфера значительности и таинства, страстного до самозабвения увлечения делом». Аркадий Иванович воспитал таких талантливых учеников, незаурядных художников, как Галина Новикова, Лев Гимов, Юрий Круглов, Владимир Кузьмин, Анатолий Костовский и др. «Мастер никогда не стеснялся «учиться» рисовать, а искусство рисунка он ценил чрезвычайно высоко. Но глубже и лучше всего говорят о художнике его творения – искусство высокое, талантливое и мудрое» (Г. Новикова «Воспоминания о художнике»). Наиболее сильная сторона его таланта проявилась в области психологического портрета. Портреты А. И. Вычугжанина в 60-е годы встали вровень с достижениями столичных мастеров. Почти через десять лет после первого был создан Вычугжаниным второй «Автопортрет» (1967 г.), который поражает глубиной внутреннего душевного состояния. «Рука, с чуткими длинными пальцами, пронзительный умный взгляд, обращённый к самому себе, к своим полотнам, словно оценивающий их. И сам художник был похож на античного мудреца: борода, умный, спокойный, ясный взгляд. Говорил Аркадий Иванович редко, но его слово всегда было решающим, ведь он пользовался непререкаемым авторитетом среди коллег» (Т. Драница). Помимо областных, республиканских, всесоюзных художественных выставок он участвует также в зарубежных – в Венгрии, Японии, Монголии, Китае, ГДР. Появляется целая серия композиционных портретов. Они поразили ценителей искусства глубиной, психологической выразительностью характеров, будь то обычный мальчик «Лёня Киселёв», «Механизатор Илья Пахомов» или «Иркутский историк Г. А. Вендрих», «Искусствовед Людмила Малкина», «Художник театра Светлана Гаращук» или «Скульптор О. Ряшенцев». Чтобы окружающий интерьер мог полнее выразить характер героя, мастер кисти идёт по пути взаимопроникновения двух различных жанров – портрета и бытовой картины. Он создаёт свой стиль в живописи, свойственный только ему. Портреты его узнаваемы. Многие ценители портретной живописи считают самой значительной по мастерству исполнения и по глубине содержания работу кисти Аркадия Вычугжанина «Портрет скульптора Олега Ряшенцева». В ней художник передаёт процесс работы скульптора в своей мастерской, точнее даже не сам процесс, а размышление о нём... глубоко и полно раскрывает человека-творца. Об этой картине Вычугжанина иркутский искусствовед Тамара Драница пишет: «... в ряду так называемых композиционных портретов того времени «Скульптор О. Ряшенцев» занимал если не первое место, то одно из самых почётных...». Художник Борис Бычков одной из выдающихся работ друга видит «Портрет чекистки Е. Н. Башариной-Соболевской»: «На мой взгляд, это один из самых глубоких и проникновенных портретов, написанных Аркадием Ивановичем». От его полотен исходит «мощная творческая энергетика». И почти все они являют собой особое действо, спектакль, уводят вглубь полотна, рассказывая целую историю, раскрывая духовное состояния героя в позолоченной раме. И в них всегда чувствуется присутствие самого создателя – главного режиссёра картины. «О стремлении Вычугжанина к совершенству говорят его неоконченные портреты – «Портрет художника Б. Бычкова» и «Портрет сына», в которых та общая для всех нас узнаваемая боль, которая роднит натуру, художника и зрителя, – вот магнит, который притягивает к его портретам» (Л. Ладик «Незаконченный автопортрет»). Иногда мучительно долго создавал художник свою работу. Но когда холсты выходили из мастерской на выставки, то обратно уже не возвращались, оседая в картинных галереях и художественных музеях. Число созданных мастером работ невелико. За тридцать лет творческой деятельности вышло в свет немногим более пятидесяти произведений, и одновременно 20 лет было отдано педагогической работе. Он ушёл из жизни очень рано, на 53-м году, ещё будучи полон творческих сил и стремлений. «Незадолго до рокового часа сказал у дверей своей мастерской другу Борису Бычкову: «У меня замыслов на тридцать лет» (Л. Обухова «Аркадий Вычугжанин»). На последней его композиции «Портрет художника Б. Т. Бычкова», незаконченной, в зеркальном отражении можно рассмотреть и его автопортрет, в белоснежной рубашке, недописанный. Он знал, что третий свой «Автопортрет», может быть, самый главный уже написать не успеет. Каким бы он мог быть, этот не законченный шедевр? Так неординарно мыслить и так создавать мог только он, маг и волшебник изобразительного слова Аркадий Иванович Вычугжанин. Картины Аркадия Ивановича Вычугжанина живут в разных уголках страны – в музеях Красноярска, Барнаула, Архангельска, Тольятти, Москвы и других городов. Часть картин находится без прописки: щедрость и расточительность позволяла автору их просто дарить. Но основная часть полотен мастера обрела своё достойное место в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачёва. Об этой яркой самобытной личности, легчайшим взмахом кисти запечатлевшей прекрасные мгновения жизни в позолоченной раме, напомнит каждому иркутянину мемориальная табличка на доме по улице Ф. Энгельса, где находилась его мастерская: «В этом доме с 1975 по 1984 год работал художник Вычугжанин Аркадий Иванович, внёсший значительный вклад в развитие русского реалистического искусства».
Тэги: |
|