Регулярная «дистанционка» в школах: просто ужас или хорошо продуманный ужас? |
06 Июля 2020 г. |
С 1 сентября в ряде регионов стартует эксперимент по внедрению цифрового образования. Родители, намучившиеся в самоизоляцию с онлайн-обучением, бьют тревогу. В новом учебном году в ряде пилотных регионов начнут отрабатывать модель цифровой образовательной среды. Родители обеспокоены, что дети больше не вернутся за парты. Эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды начнут уже в сентябре 2020 года. Соответствующий проект постановления правительства РФ выложен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Чего боятся родители школьниковМамы и папы, на плечи которых в конце прошлого учебного года внезапно свалилась дистанционка, обеспокоены, что дети и в новом учебном году не вернутся за парты. Петицию с требованием остановить экспериментальный переход школ в части регионов России на онлайн-обучение подписали уже больше 63 тысяч человек. «Если мы сейчас промолчим и примем то, что предлагает наше правительство, то скоро все дети будут заниматься только в таком формате!» — опасаются создатели петиции. Они считают, что дистанционное образование, внедренное в школах стихийно на волне пандемии коронавируса, теперь останется с нами навсегда, а проблемы обучения будут переложены на родительские плечи. Что говорит об этом МинпросВ Министерстве просвещения еще 30 июня разъяснили, что разработанный документ «О проведении в 2020—2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» не подразумевает ухода от традиционных занятий в школах. «Информация, распространяемая в ряде сообществ в социальных сетях и других источниках о якобы переводе обучения из школы в онлайн недостоверна и не имеет под собой никаких оснований», — говорится на сайте ведомства. Согласно проекту постановления, эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды стартует в сентябре в 14 пилотных регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. В министерстве подчеркнули, что регионы сами проявили инициативу и уже приступили к подготовке. «Речь идет не о замене очного обучения дистанционным. Речь идет о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре, и все школьники сядут вновь за парты», — цитирует слова министра просвещения Сергея Кравцова официальный сайт ведомства. Школы получат новые компьютеры и мультимедийную технику, высокоскоростной доступ в Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с — для городской местности и не менее 50 Мб/с — для сельской. По мнению чиновников профильного министерства, особенно актуально такое расширение возможностей обычной школы для отдаленных регионов России. Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа. А полное завершение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране. «Это будет актуально во время всплесков сезонной заболеваемости для групп учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, проходящих длительное лечение в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом — неизменная часть отечественной образовательной системы, и она незыблема», — отмечают в Минпросе. Как именно будет выглядеть цифровая образовательная среда, что стоит за этими словами кроме новых компьютеров и интернета, что конкретно изменится для учителей и школьников — на эти вопросы ответов пока нет. Что думают экспертыДвижение в сторону разумной цифровизации — веление дня, считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Но, по его мнению, ведомство и правительство очень неудачно выбрали и стилистику оповещения, и сам характер описания задач. «Из этого документа, я имею в виду постановление правительства, простому человеку не очень понятно, что хотят чиновники. А внятного объяснения не поступает. Все это порождает мифы. На фоне всеобще тревожности, которую россияне переживают с марта, даже какой-то намек на какую-то цифровизацию воспринимается в штыки. Родителям кажется, что сейчас правительство собирается сделать что-то похожее на то, что было в марте», — отметил Адамский. В результате, родители так и не поняли, что означает этот эксперимент, и теперь доступными способами пытаются защитить детей от того, чего не понимают сами. «Поразительно, что именно в этот момент такими невнятными словами было озвучено это предложение. Само это слово „эксперимент“ в сложившейся ситуации сыграло не на пользу цифровизации, и вызвало лишь волну негатива: „Вы что, опять будете над нами экспериментировать?“ Я — сторонник цифровизации, но я выступаю за смешанное образование, за то, чтобы цифровизация проникала в школьное образование, облегчала взаимодействие учителя и ребенка, а не заменяла его», — отметил Адамский. Понятно, что сейчас чиновникам нужно действовать. «Я думаю, вероятность второй волны пандемии очень высокая, а значит и вероятность повторения самоизоляции и дистанта — тоже. Но быть настолько психологически глухим к состоянию сознания общества и топорно рубить объявление эксперимента с внедрением ЦОС, мягко говоря, недальновидно. Самое печальное, что это вредит цифровизации, дает почву провокаторам, которые снова начнут кричать, что русских народ гонят в цифровое рабство. Но теперь у них на руках будет совершенно невнятный документ и отсутствие каких-либо разъяснений к нему», — отметил эксперт. «Пандемию мы вроде бы победили, но вдруг опять выходит „постановление о мобилизации“. Значит, опять война? Люди не понимают, к чему готовится. И это все в условиях, когда крайне необходимы меры подготовке ко второй волне пандемии. В итоге, все может закончится антицифровым бунтом, и, если в октябре нам снова придется уходить в дистант, будет взрыв», — опасается Адамский. Из любой ситуации выносится опыт. Он может быть положительный и отрицательный. И дальше в жизнь с собой, разумеется, стоит брать только лучший накопленный багаж. Надеемся, что с дистанционным образованием произойдет такое же. Привнесено в обычное привычное очное обучение будет только самое эффективное из дистанционных решений. И родители и дети не испытают больше «прелестей» той дистанционки, которая неожиданно свалилась на их головы в период пандемии коронавируса и серьезных самоизоляционных ограничений.
|
|