Патриотизм vs McDonald's |
10 Апреля 2015 г. |
Кинорежиссер Никита Михалков решил вновь обратиться к государству с просьбой выделить деньги. На этот раз он вместе со своим братом Андреем Кончаловским разработал проект создания национальной сети общественного питания, которая станет альтернативой западным сетям фастфуда. Для запуска бренда «Едим дома!» требуется почти миллиард рублей. Президент России Владимир Путин, по данным «Коммерсанта», уже успел оценить идею патриотического общепита и дал распоряжение своим подчиненным обсудить ее — в четверг тема будет подниматься на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Запустить бюрократический механизм удалось после того, как на имя главы государства 16 марта было отправлено письмо, которое и оказалось в распоряжении «Коммерсанта». В письме содержалась просьба оказать содействие в создании сети кафе-кулинарий под названием «Едим дома!». Сам бренд сейчас принадлежит Юлии Высоцкой, супруге Кончаловского, предполагается, что она станет лицом сети. Высоцкая выпускает кулинарные книги и ведет соответствующие телешоу, так что ее узнаваемость в этом секторе потребительского рынка и правда велика. «Цель данного проекта — способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда», — объявляется в письме авторов идеи президенту. Запуск проекта потребует инвестиций в размере 971,8 млн руб., окупиться они должны менее чем за 5 лет. Предполагается, что кулинарии «Едим дома!» будут существовать в формате маленьких магазинов, совмещенных с кафе. Блюда будут готовиться удаленно, на региональных фабриках-кухнях. Причем примерно треть меню планируется готовить из местных продуктов. Помимо непосредственно кафе, фабрики-кухни, как планируется, будут выполнять государственный заказ и снабжать едой социальные учреждения, детские дома, интернаты и т. д. В первую очередь планируется выйти на столичный рынок, а также открыть филиал в Калужской области, где будет построено две фабрики-кухни, открыто 41 кафе и 91 кулинария. Авторы проекта уверены, что он носит социально-политический характер, а потому рассчитывают на поддержку государства. Владимир Путин, судя по всему, прислушался к Михалкову и Кончаловскому. Через несколько дней после отправки письма он дал распоряжение вице-премьеру Аркадию Дворковичу, указав, что проект надо «рассмотреть и поддержать в контексте решения задач импортозамещения», проработав вопрос с регионами. На совещании у вице-премьера будут участвовать представители Минэкономики, Минпромторга, Минсельхоза, а также администраций Московской и Калужской областей. Сейчас Юлии Высоцкой принадлежат в Москве два ресторана: Food Embassy и «Юлина кухня». Средний чек в них — 1,5-2 тысячи рублей, то есть социальными назвать их никак нельзя. Под брендом «Едим дома!» Высоцкая выпускает замороженные овощные и ягодные смеси, а также содержит сайт с таким названием, на котором публикуются ее рецепты, а также продаются ее книги, посуда и кухонная утварь. Конкурировать с «Макдональдсом» новой сети закусочных будет крайне сложно. «Макдрнальдс» в России — это 36 тысяч рабочих мест, почти 500 точек по всей стране. Ежедневно поесть в «Макдональдс» приходят 950 тысяч посетителей — ни одна другая сеть общественного питания в стране даже близко не может подойти к этим показателям. Характерно, что деятельность «Макдональдс» в России и странах СНГ осуществляет одноименное общество с ограниченной ответственностью, 80% которого принадлежит российскому гражданину Хамзату Хасбулатову. По данным самого «Макдональдса», 85% продуктов, продающихся в ресторанах или используемых в качестве сырья, закупаются в российских компаниях. Так что еще не понятно, с чем собираются бороться Михалков и Кончаловский — «Макдональдс» куда более российская компания, чем некоторые, имеющие более русское название. Но знаменитые браться не просто так выбрали себе конкурента. Согласно данным опроса ВЦИОМ, который был проведен в октябре 2014 года, почти половина россиян считают, что рестораны «Макдоналдс» необходимо срочно закрыть, не поддерживают эту идею только треть опрошенных. Еще в апреле доля защитников «ресторана быстрого питания» составляла 45%. Среди противников «Макдоналдса» в России распространена теория о том, что еда в этом заведении невкусная или вредна для здоровья (41%). Кроме того, в качестве аргумента для закрытия люди указывают, что закрытие будет способствовать развитию отечественного общепита (20%), может стать хорошим ответом на санкции США (12%) и станет торжеством санитарных норм (10%). В последний раз объявить войну «Макдональдсу» решился мэр Москвы Юрий Лужков, под патронажем которого в 1995 году в столице открылось «Русское бистро». Вместо гамбургеров, чизбергеров и биг-маков и кока-колы в нем продавались расстегаи, пирожки с грибами, ватрушки и квас. Учитывая, что Москву тогда сложно было назвать богатым городом, а цены в «Русском бистро» выгодно отличались от «Макдональдса», поток клиентов в любимом заведении столичного градоначальника был достаточно стабилен. К 1998 году у «Русского бистро» уже была инфраструктура, чтобы обеспечить полуфабрикатами до 85 заведений, но работало все равно не более 40 кафе. После кризиса дела резко ухудшились: поддержка столичного правительства сократилась, цены выросли, и новый менеджмент решил, что для привлечения клиентов необходимо добавить в меню главный русский продукт — водку. В итоге кафетерии быстро превратились в рюмочные, что отпугнуло последних клиентов, и во второй половине 2000-х закрылись последние заведения этой сети. Впрочем, вполне может быть, что создатели сети «Едим дома!» и не собираются конкурировать с «Макдональдсом» – это слишком сложно, и результат, к сожалению многих патриотически настроенных граждан, слишком предсказуем. Известно, что Михалков — большой специалист по выбиванию государственных денег. Вечно требовать все новых инвестиций от федерального правительство под сомнительными лозунгами достаточно проблематично, а вот выигрывать региональные конкурсы на поставку питания в детсады, школы, больницы и другие госучреждения будет намного проще. Конечно, есть много других желающих поставлять еду школьникам, это достаточно прибыльный бизнес, оборот которого только в Москве оценивается в несколько сотен миллионов долларов, но почему бы не составить им конкуренцию, тем более, что попытку будет оплачивать государство.
|
|