НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Жить стали хуже, но все еще весело

14 Сентября 2015 г.

koshel

Похоже, что прогнозы тех, кто считал, что пресловутая "битва холодильника и телевизора" в России закончится победой первого, постепенно начинают сбываться. Во всяком случае, недавний опрос "Левада-центра", посвященный потребительским предпочтениям россиян, а также их возможностям приобретать те или иные товары, совершенно определенно указывает на эту, весьма тревожную для власти тенденцию.

eco 14 09

При поверхностном знакомстве с результатами этого исследования может показаться, что пропагандистские усилия приносят свои плоды – россияне в условиях санкций единодушно откликнулись на призывы покупать отечественное. Однако не все так прямолинейно.

На вопрос социологов, какие продовольственные товары сейчас лучше приобретать: российские или импортные, 91% респондентов уверенно выбрали отечественные продукты, и лишь 3% оказались "не патриотами". Из этого можно заключить, что пропаганда работает. Однако если посмотреть на результаты аналогичных опросов в прошлые годы, выяснится, что на самом деле здесь мало что изменилось. Идее поддержки отечественного производителя около 90% россиян были преданны и в 2002, и в 2006, и в 2008 годах. Тогда рейтинг отечественного производителя колебался на уровне 89%. То есть, рост популярности российских продуктов в 2015 году на 2% — это ниже уровня статической погрешности, составляющей для этого опроса 3,4%.

Тут не стоит даже подробно останавливаться на той теме, что более высокое качество российского продовольствия по сравнению с импортным — не более чем миф. Во-первых, потому, что пропаганда, собственно и построена по преимуществу на мифах или на отдельных, тенденциозно подобранных фактах, а стало быть, какие к ней претензии? Во-вторых, зачем спорить с очевидным враньем? Порошковое молоко длительного хранения, произведенное в России, ничем не лучше такого же порошкового молока, произведенного на Западе. Химия — она и в Африке химия.

О том же, почему российское сливочное масло якобы 82% жирности остается подозрительно мягким даже в холодильнике, ради поддержки отечественного капитала, подвизающегося в аграрном бизнесе, лучше вообще не вспоминать. Как и о том, что к новозеландскому маслу, исчезнувшему с российских прилавков после введения контрсанкций, таких вопросов, например, не возникало.

То есть, пропаганда здесь как работала, так и работает, но принципиально сознание российских граждан она в этой области не изменила. Несмотря на сомнительные преимущества качества российских продуктов по сравнению с аналогичными западными, отечественный потребитель предан им, как и раньше.

Незначительно повлияла пропаганда и на популярность отечественной одежды и обуви. Хотя за последний год число тех, кто предпочитает российские швейные и обувные изделия впервые за много лет несколько превысило количество любителей импорта (соответственно, 48% и 44%), как видим, на почти половину россиян это не оказало никакого влияния.

Что же касается товаров длительного пользования и предметов домашнего обихода, то здесь усилия провластных пропагандистов, судя по опросу, пропали даром – большинство российских граждан (сегодня это 46% против 43%), как отдавали предпочтение импортной продукции до санкций и контрсанкций, так и остаются верны ей и после их введения.

Выходит, что влияние пропаганды на общественное сознание в плане изменения потребительских предпочтений оказалось весьма незначительным. Куда примечательнее другое — этот же опрос продемонстрировал реальное ухудшение экономического положения россиян.

Так, если в марте 2014 года на вопрос: "можно ли сказать, что вы (члены вашей семьи) в последние 2-3 месяца стараетесь покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости, чем покупали ранее?", "определенно да" и "скорее да" ответили 54% респондентов, то в августе 2015 года таких оказалось уже почти 70%.

Причем за тот же промежуток времени число тех, кто ответил на этот вопрос "скорее нет" сократилось с 35% до 25%. Число наиболее благополучных граждан, кто еще в марте 2014 года отвечали на него "определенно нет", к августу 2015 года сократилось более чем вдвое – с 7% до 3%.

Очевидно, что такие ответы – показатель реального снижения уровня жизни людей и их потребительских стандартов. Причины этого известны – рост цен на фоне фактической заморозки заработной платы как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики.

Приведет ли все это к снижению рейтингов действующей власти? Если дела и дальше будут идти под горку, то, в конце концов, вполне возможно. Однако на данный момент тот же опрос "Левада-центра" показывает, что большинство россиян связывают ухудшение их жизни не с внутренними, а внешними факторами.

Например, всего за восемь месяцев текущего года число тех, кто считает, что виной всех бед стало падение цен на нефть, увеличилось с 37% до 49%. За тот же период выросло с 51% до 59% и количество тех, кто уверен, что их проблемы вызваны падением курса рубля. Растет и число тех, кто относит ухудшение своего положения на счет взаимных санкций (с 22% до 29%).

В то же время даже немного сократилось число тех россиян, которые возлагают вину за это на родных чиновников (с 17% до 16%) или спекулянтов (с 27% до 25%), или на спад отечественного производства (с 23% до 21%). Еще меньше (с 4% до 3%) стало тех, кто винит в этом государство, которое печатает слишком много денег.

Да, пропаганда все еще действует. Однако обольщаться не стоит – у всего есть предел. Как учит история, от восторженного ура-патриотизма до крушения всего и вся порой пролетает совсем короткий миг.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!