13 сентября на 92-м году из нашей жизни ушла живая легенда мирового кино. Имя Жан-Люка Годара знакомо даже тем, кто не видел ни одной картины французской новой волны, которую он — в полном смысле слова — олицетворял.
Все произошло внезапно: в шестидесятом на экранах выстрелила дебютная полнометражка известного критика, тут же ставшая иконой киноязыка и родины десятой музы, — «На последнем дыхании» Франция вырвалась на пленэр, предъявив изысканность и ясность высказывания, прозрачность сцен, сюжетов, семантических границ, головокружительную спонтанность ландшафта и непроницаемую тьму фланирующих парижан.
Жонглируя цитатами Бергмана, Фуллера, Ланга, Фолкнера, Рильке, Арагона, насвистывая Моцарта и Баха, Жан-Люк покорил мир воздушной скорописью и исчерпывающей объективностью незабываемых мгновений. Каждый поворот сюжета складывался будто бы из импровизации неожиданных для самого автора обстоятельств; Годар заявил себя мастером, культивирующим не изображение и монтаж, а некий тотальный фокус перевоплощений: точки съемки — в универсальную точку зрения, автора — в идеального зрителя и, наконец, зрителя — в истинного режиссера.
Вспорхнув на пьедестал вундеркинда-просветителя, Жан-Люк внезапно сменил почерк — симпатизируя Ситуационистскому интернационалу Ги Дебора, режиссер пытался быть «реалистом — требовать невозможного». Бунтарь обнажил ужас «общества спектакля» в судьбе зомбированного киллера, «Маленького солдата» и честной проститутки, пытавшейся «Жить своей жизнью», затем обнажил природу тотального бунта в «Карабинерах», «Банде аутсайдеров», «Уик-энде», но истинно пророческими стали мрачный «Альфавиль» и олимпийское «Презрение», обозначившие крах иллюзий грядущего мая 68-го года.
В начале семидесятых Годар сошел на обочину, в полумрак маоистского шаманства открыточных «политических фильмов», а вернулся к публике десять лет спустя с безыдейно-содержательными и пластически атмосферными шедеврами остывающей эпохи.
После картин «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен» мастер выпустил просветительский четырехсерийный мини-шедевр «Истори(и) кино», а завершающим аккордом большого стиля стала «Новая волна» 90-го. Пришла пора нефигуративных философем по мотивам сгущавшихся сумерек Европы — «Германия 90 девять ноль», «Дети играют в Россию», «Моцарт — навсегда».
Последним программным высказыванием мастера стала фреска «Прощай, речь» 2014 года. Годар отмечал, что телевидение потеснило кинематограф в силу бюрократической инерции занимающихся им чиновников: это похоже на то, как если бы взбунтовавшиеся почтальоны стали сами писать письма, которые разносят по адресам... В еще большей степени это верно для эпохи интернета, где каждый пользователь явился и депешей, и почтовым отправителем, и случайным получателем безадресных посланий... Возможно ли кино в хаотизированном мире? Лучшим ответом может стать осмысление гигантского (более ста тридцати лент) творческого наследия мастера.
Всю жизнь избегавший признаний коллег и приязни публики, Жан-Люк Годар остался продышавшим ХХ век киноизобретателем, человеком-ренессансом, ныне перевоплотившимся в пророка постцифрового творчества, стартовавшего финальным пробегом «На последнем дыхании»...
Post Scriptum: Годар о кино
«В кино мне кажется интересным то, что ничего не нужно придумывать... оно способно быть немного всем на свете. Кино — это детство искусства... Это живопись, которая может быть услышана как музыка».
«Я думаю, что кино делается не для того, чтобы провести два приятных часа в узком кресле бок о бок с другими людьми, кино делается для того, чтобы мыслить, и глупый фильм даже лучше наводит на мысли, чем фильм хороший» .
«Все, что нужно для фильма, — это пистолет и девушка».
«Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей».
«Искусство — это то, что позволяет обернуться, увидеть Содом и Гоморру — и не погибнуть».
Любому человеку когда-то суждено уйти в мир иной. А после мэтров искусства на прекрасной Земле остается для поколений их наследие. Благодаря интернету с творчеством самых разных людей можно легко познакомиться. Есть здесь место и для работ великого Годара, отца новой волны кинематографа Франции. И также многое можно узнать о нем.
Супермодель Синди Кроуфорд в своих соцсетях поделилась семейной фотографией. На снимке запечатлены Кроуфорд и её супруг Рэнди Гербер, позирующие на фоне моря и пальм.
Парламентарии из Госдумы полны идеями, касающимися разных сфер жизни. Так, например, народных избранников заинтересовало образование школяров. Вместо ОГЭ, считают некоторые депутаты нижней палаты парламента, можно вернуть обычные письменные и устные экзамены.
Картина «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (6+), вышедшая на экраны в 1983 году, покорила сердца многих зрителей и осталась в них до сих пор. А в следующем году Петров и Васечкин вновь вернутся на экраны страны. Но уже с новыми приключениями.
Побывать в Нью-Йорке – мечта многих туристов. Но чтобы это осуществить, надо запастись деньгами. Потому что цены на жилье в этом городе просто аховые. «Можно разориться» – так описала стоимость жизни здесь путешественница из России.
Ребятишки-маугли, к сожалению, нет-нет да находятся на просторах России. Один из них был обнаружен в Краснодаре. Это семилетний парнишка, который взаперти под камерами видеонаблюдения находился целых пять лет.
В последний день мая в Брянской области в результате подрыва и обрушения автомобильного моста сошел с рельсов пассажирский поезд No86 Климов–Москва. Пострадавших оказалось около 90 человек, погибших – семь. Родным жертв трагедии выплатят по 2,2 миллиона рублей.
Оскароносный режиссер Клинт Иствуд («Непрощенный» (18+), «Малышка на миллион»(18+), которому 31 мая исполнилось 95 лет, сообщил о том, что не намерен уходить из кино и уже готовит следующую картину.
Вражеские дроны нередко атакуют западные территории России. А вечером 1 июня под прицелом оказалась Сибирь. Беспилотниками была атакована Иркутская область, конкретно – воинская часть в поселке Среднем Усольского района.
Пророчеств о России делалось и делается немало. Например, вызывает у людей интерес, что предрекал стране святой Серафим Саровский. Его пророчества, как обращают внимание православные, совпадают с произошедшими и современными событиями в России.
Звезда кинематографа Софи Лорен для нескольких поколений стала эталоном красоты. Но 90-летняя актриса всё реже и реже появляется на публике и даёт интервью.
Последние несколько месяцев о шоумене и известном скандалисте Гогене Солнцеве почти ничего не слышно. Известно лишь то, что первенец, которого ему родила супруга Полина Давыдова, оказался не его сыном.
Давно переехавший в США певец Валерий Леонтьев время от времени всё же выступает в России. В очередной раз артист планирует порадовать поклонников своим появлением на фестивале «Новая волна».
Артист балета и педагог Николай Цискаридзе раскритиковал в интервью Лауре Джугелии оскароносный фильм «Анора». Он назвал картину «абсолютной пошлостью».