За передвижников замолвлю слово |
24 Февраля 2011 г. |
«Комсомольская правда» вершит благое дело: при её участии выпускается уникальная коллекция «Великие художники». Однако удивляет отношение к искусству спецкоров «Комсомолки», рассказывающих о своём любимом художнике. Коснусь лишь одного факта. Татьяна Садовникова, спецкор регионального отдела «КП», говоря эмоционально-положительно о Константине Коровине, резко критикует «беснующегося в жёлтой кофте» Маяковского, а также передвижников с их «тоскливыми» сюжетами. Вспоминаю юность. Десятый выпускной класс. Урок литературы. «Мне Маяковский не очень-то нравится, – поведала нам Зинаида Фёдоровна, – сократим знакомство с его произведениями. Двух уроков будет достаточно». А в Иркутском государственном пединституте с советской литературой нас знакомил Алексей Петрович Московских, замечательный педагог и знаток литературы. Владимир Маяковский был для него ярким маяком советской литературы. Любя поэзию великого поэта, он помог нам постичь его творчество. На лекции о творчестве Владимира Маяковского приходили студенты с других факультетов. Неужели Наталья Садовникова равнодушно пролистнула стихотворение «Сергею Есенину». Вспомним, насколько проникновенно и душевно оно начинается: «Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота... Летите, в звёзды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка В горле горе комом — не смешок...» И насколько философски осмысленно оно завершается: «Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». У Маяковского много подобных произведений. А теперь о «тоскливых» передвижниках. Читатели, возможно, помнят, что 9 ноября 1863 года в Академии художеств разразился скандал. Четырнадцать выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль, отказались писать картины на предложенную Академическим советом тему из скандинавской мифологии. В прошении, поданном на имя ректора Академии, известного исторического живописца Фёдора Антоновича Брауна, они просили дать им право свободного выбора сюжета, но получили отказ. Тогда молодые люди решились на отчаянный поступок: оставить Академию. Этот скандал вошёл в историю русского искусства под название «Бунта 14-ти». Вряд ли его можно считать случайным. По сути дела, он оказался заключительным аккордом многолетнего кризиса Академии художеств. К середине XIX века она перестала быть передовым учебным заведением, каким считалась в XVIII в. Время шло, менялась жизнь, вкусы, художественные стили, но не менялась только сама Академия: та же система образования, те же требования, те же порядки. Оставив Академию, отказники в 1870 году образовали новое художественное объединение — Товарищество передвижных выставок по инициативе Ивана Крамского, которое знакомило общество с русским искусством и сделало его доступным жителям не только столичных городов, но и в русской провинции. Источником сюжетов их картин становится современная им русская жизнь, родная природа, история русского народа. Товарищество передвижных художественных выставок объединило многих талантливых художников второй половины XIX века, став символом искусства демократического, не подчиняющегося строгим канонам, восприимчивого к поиску. В его состав в разное время входили Илья Репин, Василий Суриков, Владимир Маковский, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, братья Васнецовы, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие. Товарищество распалось в 1923 году. А теперь о «тоскливых сюжетах» передвижников. Лучшая работа Крамкого «Христос в пустыне» (1972) воспринимается как поэтический образ вечных проблем, решать которые суждено каждому мыслящему человеку. Во второй половине XIX в. рождаются новые традиции в русском пейзаже, объединившие реалистическое «видение» природы с поэтико-романтическим. Прекрасным художником-пейзажистом является Алексей Саврасов. Его знаменитое полотно «Грачи прилетели» было продемонстрировано на первой выставке передвижников в 1871 году. С этого времени картина Саврасова стала считаться каноном пейзажной живописи. Был ли мастер новатором? Несомненно. Думается, что Саврасову удалось открыть в пейзажной живописи поэзию, привнести в изображение природы элемент живого человеческого чувства и эмоционального отношения. Поэтому художника можно считать основоположником русского лирического пейзажа. Совершенно в иной манере работал Иван Шишкин. Полотна его монументальны и панорамно развёрнуты. Художник видит и чувствует русскую природу как бы сквозь призму национального героического былинного восприятия. Таковы его пейзажи «Сосновый бор», «Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Рожь». А как прекрасен пейзаж Левитана «Берёзовая роща»! Художнику удалось передать настроение искреннего восторга от игры солнца в свежей зелени недавно распустившихся берёз. Совсем иное настроение при взгляде на его полотно «Владимирка», изображающее печально знаменитую дорогу, притихшее перед дождём безрадостное поле, тропинку, идущую у придорожного креста, и дальнюю фигуру странницы... Словно слышится тихий кандальный звон и тягучая каторжная песня. – Вот «Владимирка». Дорога, одинокий крест-голубец и больше ничего. Опять просто и опять всё ясно: Владимирка, многострадальная, облитая слезами и кровью... Это уже не просто пейзаж, а историческая картина. – Так говорил живописец Константин Юон, и, перекликаясь с ним, Михаил Нестеров подчеркивал: «Владимирка» может быть смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного». По мере развития русской реалистической живописи в ней растёт интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогает история. Выразителем зрелого исторического мышления, сформировавшегося в 80-е годы XIX века в российской культуре, стал гениальный живописец Василий Суриков. Главный герой исторических полотен Сурикова – народ, а основное содержание — драматический конфликт времени («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др). Позднее, в 90-е годы художник освобождается от трагического восприятия народной жизни. После длительного творческого кризиса он написал удивительно поэтическое и красочное полотно «Взятие снежного городка» – эпизод народного веселья на масленичной неделе. Победоносным страницам русской истории посвящены работы «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Да простят меня читатели: очень уж стало обидно за «Маяковского в жёлтой пижаме беснующегося» и за «передвижников с их тоскливыми сюжетами».
|
|