Воскресение Христово — одно на всех |
13 Апреля 2012 г. |
— Уважаемая редакция! Я, как и все советские школьники, воспитывалась в атеизме, поэтому в православных традициях и праздниках не сильно разбираюсь. В нашей семье Пасху никогда не праздновали, хотя и знали о ней. Времена изменились. И мне теперь интересно: почему христиане — католики и православные — отмечают великий для них праздник в разные даты. Библия на всех одна, Христос один, а даты разные. Почему?
В. Арсентьева, г. Ангарск. Надо понимать, что отличие католиков от православных заключается отнюдь не в календаре. У нас более глубокие и более важные различия, говорить о которых надо много. Безусловно, разделение христиан — это трагедия и боль для нас. Мы призваны искать возможности восстановить единство, заповеданное Христом. Но совместное празднование Пасхи само по себе не сможет послужить даже сколько-нибудь серьёзному сближению Церквей. Так же, как и празднование в разные дни не может стать поводом к разделению. Известно, что во времена раннего христианства разные общины могли по-разному встречать день Воскресения Христова. Кто-то праздновал в фиксированную дату, кто-то следовал лунному календарю. И это никогда не было поводом для раздоров. Надо понимать, что далеко не все православные христиане живут по юлианскому (старому) календарю. Многие Православные Церкви (Константинопольская, Элладская, Румынская, Американская и т. д.) живут так же, как и католики, по григорианскому календарю, но Пасху и связанные с ней праздники отмечают вместе с другими Православными Церквями. Однако Финляндская Православная Церковь даже Пасху празднует по тому же календарю, что и западные христиане. У католиков очень схожий с православными церковный календарь. Есть также круг переходящих (связанных с Пасхой, а в конечном итоге с лунным календарём) и непереходящих (фиксированных по дате) праздников. Есть такая же подготовка к Пасхе, правда, со своими особенностями. Это — Великий пост, такой же семинедельный пост, в который совершаются особенные (и по структуре, и по смыслу) богослужения. Особенным образом, конечно же, отмечается Страстная Седмица. Великим постом благочестивые католики так же, как и православные, ограничивают себя в некоторых видах пищи, не посещают увеселительных мероприятий, стараются творить дела милосердия. Великий пост — время покаяния. Католики обязаны пусть раз в год, но обязательно исповедаться. И делают они это Великим постом. Папа Римский ежегодно в день Воскресения Христа обращается с пасхальным посланием к своей пастве. Следует отметить, что в Католической Церкви есть большой разрыв между приходским богослужением и монашеским. Такая традиция окончательно сложилась в середине прошлого века. В монастырях, в монашеских общинах следуют богослужебному уставу: утреня, вечерня, повечерие, часы, литургия (месса). В этих богослужениях через великопостные молитвословия очень ясно выражается смысл Великого поста. К сожалению, как правило, на обычных приходах всё это сведено к совершению мессы утром и вечером, и никакие другие богослужения не совершаются. Литургия — это очень важно, но и в богослужебных текстах утрени, вечерни и повечерия таится очень важный смысл и глубинное содержание. Это утрачено. При этом надо сказать, что многие католики очень любят посещать монастыри. Быть может, они ищут там как раз полноту и цельность богослужения, которого не находят в обычных храмах. В отличие от русской православной традиции, где пасхальное богослужение совершается в ночь с Великой субботы на воскресенье, у католиков в приходских храмах праздничная месса может совершаться в разное время, начиная с вечера Великой субботы и до вечера Пасхального воскресенья. Все зависит от конкретного места. У католиков Европы тоже есть свои народные традиции празднования Пасхи. У нас Пасха ассоциируется с крашеными яйцами, куличами, пасхами и т. д. В Европе празднование Воскресения Христова и праздничная трапеза разнятся в зависимости от той или иной страны, но есть небольшая, но интересная общая особенность. Пасхальной радостью является шоколад. Дело в том, что католики в будние дни Великого поста призваны воздерживаться от мяса, от молочных продуктов, и этим наши традиции схожи. Но есть и одна особенность, присущая даже непрактикующим католикам. Они стремятся воздержаться, отказаться ради поста от чего-то, что очень любят. Прежде всего от сладкого, от шоколада. У нас иначе, в России акцент больше делается на составе продуктов. Постный шоколад и даже постные торты — обычное явление. А в Европе — нет. Поэтому для многих пасхальная радость на столе — это шоколад. Детям дарят шоколадные яйца, шоколадных зайчиков или что-то подобное. Часто встречается в литературе некоторая критика западных христиан, отмечающая основной акцент на празднике Рождества и некое принижение дня Воскресения Христова. Этот штамп кочует из книги в книгу. Конечно — это не соответствует действительности. Пасха и для православных, и для католиков — это праздник праздников и торжество из торжеств, это то событие, что лежит в основе христианской веры. Другое дело, что в народной жизни Европы, подстегиваемой рекламой и индустрией развлечений, Рождество — более яркий и отмечаемый праздник, он более раскручен в медиапространстве. Пасха отмечается скромнее, но это ни в коей мере не значит, что такая неяркость в светском обществе что-то значит для верующих католиков и для Католической Церкви. Для церковного календаря, для церковного устроения жизни Пасха — это главное торжество. Весь смысл христианской жизни состоит в следовании за Христом и в обновленной жизни, ожидании своего воскресения со Спасителем. Для многих, для большинства жизнь наполнена страхом. Страхом старости, страхом смерти, страхом боли и скорбей. Но Евангелие даёт людям благую весть: смерти нет, Христос победил смерть! Господь перечеркивает всякие страхи, Он даёт верующим в Него образ иной жизни, где страх, хоть и присутствует, но перестаёт быть определяющим. Определяющая отныне — вечная жизнь с Богом. Пасха — это очень конкретный праздник, он немыслим без Христа. Напомню слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…» И такое понимание присуще и Православной и Католической Церквям.
|
|