В чем секрет Фёдора Шаляпина? Ответ поищем в сериале о великом певце |
Елена Боброва, rg.ru |
18 Февраля 2023 г. |
В день 150-летия баса всея Руси, 13 февраля, на телеканале «Россия» стартует показ многосерийной драмы «Шаляпин». В главной роли — Александр Горбатов. А гениальный Ильдар Абдразаков «озвучил» арии Шаляпина. Рассказать историю выходца из вятских крестьян, ставшего легендой, взялись компания «Москино» и режиссер Егор Анашкин («Зулейха открывает глаза», «Кровавая барыня»).
Егор, однажды Святослав Бэлза отметил парадокс, что «Россия, может быть, слишком богата талантами. Мы позволяем себе задвигать во второй ряд тех, кто составил бы славу любой другой нации. Скажем, Бунин, хоть и нобелевский лауреат, не входит в „первый ряд“. Несправедливо отодвинуты на второй план Лесков, Куприн, Фет». Егор Анашкин: Да, и обо всех них можно было бы сделать кино. Лет десять назад я скачал сотню выпусков подкаста «Загадки и тайны русской литературы», и был поражен, сколько интересного в ней таится и сколько имен, сегодня известных только специалистам. Продюсер проекта Екатерина Жукова заметила, что «к сожалению, Шаляпина начали забывать, и мы решили напомнить о нем». Егор Анашкин: С одной стороны, казалось бы, Шаляпин на слуху. Но когда забиваешь в поисковике в интернете его фамилию, вылезает совсем не тот Шаляпин. Поэтому, конечно, замечательно, что продюсеры решили снять кино о великом артисте Федоре Ивановиче Шаляпине. Я помню, как артисты, приходя на кастинг, искренне удивлялись: неужели кто-то запустит историю про жизнь и судьбу оперного певца прошлого века? На ваш взгляд, в чем главный «секрет Шаляпина»? Почему он стал легендой? Егор Анашкин: Прежде всего история Шаляпина — это история голоса. Хотя большую часть информации о мире мы воспринимаем глазами, все-таки звук попадает в нас, минуя сознание, сразу в подкорку. Не случайно же у Русалочки ведьма пыталась похитить именно голос. И любой кинематографист скажет: когда подкладываешь музыку под картинку, восприятие зрителем происходящего на экране ускоряется в два раза. А что касается Шаляпина, то извините за пафос, но он своим голосом гармонизировал мир. Он напоминал о том, что человек — это не только «вкусно поесть» и «сладко поспать», а нечто большее. И благодаря своему дару и масштабу личности Шаляпин мог это донести до людей. Максимилиан Волошин вспоминал про триумф «Бориса Годунова» в Парижской опере. Но вначале «варваров» встретили неприветливо — во время репетиций оркестра уборщицы подметали пол, подымая клубы пыли, машинисты отказывать давать декорации и даже на генеральной репетиции на сцене стояли лишь скамейки. Но когда запел Шаляпин — сердца парижан были покорены. Егор Анашкин: Вот об этом и хотелось сделать кино. О том, что, когда он пел, вся эта суета сует, ярмарка тщеславия, споры «за кого Шаляпин — за народ или за царя», — вдруг замирали, и оставался только его дар. Но в чем еще феномен Шаляпина — он олицетворял собой Россию. Его широта души, загулы, тоска — все это ассоциируется с нашей страной. И масштаб голоса позволял передать масштаб страны, его ведь не случайно называли «царь-бас», потому что он действительно вписывался в ряд, где есть «царь-пушка», «царь-колокол». Да, вряд ли в теноре «услышишь» бескрайные степи, суровость Сибири или полноводное течение Волги... Егор Анашкин: Сейчас модно говорить про культурный код. Так вот Шаляпин своим голосом передавал русский культурный код, который был понятен не только в России. И кстати, несмотря на то, что «Шаляпин» — это историческое кино, темы и вопросы, которые мы затрагиваем, созвучны настоящему времени.
О каких актуальных темах вы говорите? Егор Анашкин: Прежде всего о его внутреннем конфликте. У Шаляпина интересная судьба и сложный характер. С одной стороны, в нем осталась деревенская мужицкая непосредственность, а с другой стороны, он тянулся к образованию. С одной стороны, он был по-мужицки жадным, а с другой — многим помогал, и в годы Первой мировой у себя в доме открыл военный госпиталь. Эта его двойственность проявлялась во всем. Он был и за бедных, и за богатых, и за царя, и за народ. Шаляпин разрывался между двумя городами — в Москве ждала его первая жена, итальянская балерина Иола Торнаги, в имперской столице — вторая, петербургская супруга певца, Мария Петцольд». Продолжим — по собственным словам, Шаляпин «двадцать лет считал себя заправским социалистом», но был «одет в костюм, пошитый лучшим портным Лондона». И — ездил от одной жены к другой, арендовав целый вагон. Егор Анашкин: Мне кажется, все дело в какой-то бесхитростности, может быть, даже наивности Шаляпина. Его легко было переманить и в тот стан, и в этот. Ему говорили: «Ты же сам из народа, разве ты не за народ?» И он пел «Дубинушку». «Как? Ты же любишь роскошь, сытую жизнь. Ты же не собираешься отказываться от этого?» «Нет, конечно», — и, преклонив колено перед Николаем II пел «Боже, царя храни». Шаляпин попал в ловушку каких-то бытовых противоречий, хотя все, чем он хотел заниматься — это петь для людей. Но так уж устроена жизнь, особенно во времена перемен, что невозможно просто плыть, доверившись судьбе. Когда долго отказываешься совершать выбор, волна все равно догонит и накроет. Невозможно сохранить нейтралитет, в какой-то момент ты должен принять решение с кем ты — мне кажется, актуальнее этого сегодня и не придумаешь вопрос.
Шаляпин попал и в другую ловушку. На рубеже XIX и XX веков масс-медиа стали реальной четвертой властью. Впервые похороны знаменитости — Льва Толстого, — были превращены в шоу, когда без пяти минут вдову Софью Андреевну подкарауливали под окнами дома, где умирает Толстой. Журналы полны карикатур на Матильду Кшесинскую, и все понимают — почему. Так же смаковали подробности жизни Шаляпина. Можно сказать, он одна из первых жертв современного абьюза. Егор Анашкин: И об этом мы тоже говорим в фильме. Если ты — известный человек, то обречен быть на виду у всех, за тобой пристально следят, и порой твоя репутация от тебя не зависит. Шаляпин — своего рода рок-звезда того времени, даже рок-идол. Обезумевшие поклонницы стремились оторвать «на память» клочок его шубы. Не удивительно, что Федор Иванович, составляя договор с Мариинским театром, на полном серьезе вписывал пункт о том, чтобы к нему приставили мужика с берданкой, мол, надоело менять рубашки — рвут. Но это еще полбеды. Главное, что Шаляпин, действительно, постоянно оказывался в эпицентре сплетен, слухов, домыслов. Приходил в ресторан, выпивал за обедом рюмку водки, а следующий день читал в газете, что он устроил пьяный дебош. Девушка пришла взять автограф и сразу же распространялся слух: «У Шаляпина — очередная любовница». Федор Иванович тратил огромные суммы денег на благотворительность, поддерживал артистов, потерявших возможность заниматься профессией, а о нем все равно писали, что он жмот. И хищно ждали, когда же он сорвется, не сможет петь, чтобы похлопать в ладоши и кричать: «Акела промахнулся! Как смешно!» Шлейф скандала за ним тянулся все время. Шаляпин ничего не мог поделать, он очень переживал, расстраивался, но, в конце концов, научился мириться с этим. Так что в каком-то смысле наш фильм и о том, что нельзя быть зависимым от чужого мнения. Есть люди, которые не мыслят свою жизнь без того, чтобы кого-то полить грязью, и каким бы хорошим ты ни был, они будут этим заниматься. Поэтому надо просто делать что должно, и будь что будет... Что вас самого больше всего поразило в личности Шаляпина? Егор Анашкин: Вот именно то, какой силой духа он обладал. Он не единожды разорялся, переживал сложные отношения с любимыми женщинами, подвергался нападкам с разных сторон. К тому же он, конечно же, страшился потери голоса. Федор Иванович видел своих нищенствующих коллег, а за его спиной было больше двух десятков домочадцев, а сколько еще людей жило на его спонсорскую помощь! Так что он прекрасно понимал, за скольких людей он в ответе. Но что бы ни происходило, он не впадал в депрессию и не тянулся к бутылке с «лекарством». Конечно, Шаляпин очень переживал выпавшие на его долю трудности, но он всегда находил в себе силы встать и идти дальше. Разорился? Ну что ж, еще заработаем! В жизни всякое случается и можно впасть в бесконечное нытье «как все плохо», сетуя на то, что жизнь не удалась, потому что нас окружают плохие обстоятельства, которые мешают жить и состояться. Но ведь и Шаляпину довелось жить в очень непростые времена двух революций и мировой войны. И это не помешало ему прожить яркую интересную жизнь. Мне очень нравится такая жизнеутверждающая позиция и думаю, это вдохновляющий посыл и для зрителя. Понятно, что для вас главным было показать Шаляпина прежде всего как человека с его внутренними переживаниями. Но никуда не уйдешь от того, что это все-таки великий русский оперный певец. Егор Анашкин: Что касается оперы, то здесь все не так просто. Все-таки это искусство, что называется «не для всех». А нам хотелось сделать историю человека, близкую и понятную максимальному количеству зрителей. Конечно, был велик соблазн показать побольше выступлений Шаляпина, но мы ограничились самыми хитовыми и вписали их в драматургию. Кстати, здесь очень важный нюанс. Мы сразу отказались от идеи использовать старые шипучие записи самого Шаляпина — в конце концов, у нас не документальное кино. И нам невероятно повезло, что в нашей затее согласился поучаствовать совершенно гениальный Ильдар Абдразаков, его голосом и поет у нас Шаляпин. И отдельное спасибо надо сказать Ильдару — он очень ответственно подошел к своей задаче. Дело в том, что каждая ария у нас вписана в драматургический контекст конкретной сцены. Где-то ария — это признание Шаляпина в любви Иоле, где-то он поет, а в то же время в нем происходит внутренняя борьба со своими сомнениями. В какой-то сцене ария — вызов тому театру, в котором он поет. И в этом смысле мы тоже не могли использовать оригинальные записи Шаляпина. Более того, когда Абдразаков посмотрел финальный монтаж, он решил перепеть какие-то арии. «Посмотрите, — говорил он нам, — вы так сняли эпизод, что Шаляпин начинает петь в более задумчивом, спокойном состоянии, чем задумывалось прежде, поэтому и мне надо петь тише, сокровеннее». Так что Ильдар по-своему срежиссировал свои сцены, и я думаю, это придает фильму большую достоверность. Уверена, что зрителю будет интересно наблюдать не только за историей самого Шаляпина, но и за его временем. Вы рассказываете о его бедняцком детстве, пришедшемся на достаточно реакционные 1880-е годы и состоятельную жизнь в эпоху Серебряного века. Егор Анашкин: Биография Шаляпина для нас — это скорее повод рассказать о самом человеке. И мы выбирали факты, события, которые работали именно на раскрытие его характера. Поэтому у нас не было задачи сталкивать среду бедных и богатых слоев населения, наш фильм не про социальные конфликты. И потом, все равно ведь детство рисуется в ностальгических красках. Конечно, маленький Федор и голодал, и нищенствовал. Но все равно мы не стремились показывать ужас, грязь. Для нас важнее было, что рубеж XIX и XX веков — это удивительная по красоте и изяществу эпоха. И невероятная удача, что с нами работал Александр Загоскин. Это гениальный художник, который умеет не просто наполнить кадр аутентичными вещами, а именно создавать среду. Так что надеюсь, зритель прочувствует атмосферу того времени.
На нашем сайте читайте также:
|
|