НА КАЛЕНДАРЕ

Суета вокруг страховки

Дмитрий КИСЕЛЁВ   
16 Декабря 2022 г.

Мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, давно уже стала общепризнанной банальностью. Машины заполонили наши большие и малые города, пробки возникают даже в некрупных населенных пунктах. Оно и понятно – никто не хочет ходить пешком! И платит немалые деньги за это удовольствие: тут и расходы на бензин, неуклонно дорожающий, и дорожные сборы, и так называемая автогражданка – обязательное страхование автогражданской ответственности. О нем сегодня и речь…

Суета вокруг страховки

Система ОСАГО вводилась в России под весьма благовидным предлогом — она должна была защитить водителей, попавших в ДТП, и компенсировать все издержки пострадавшей стороне. Но что-то пошло не так: в реалиях отечества система страхования трансформировалась в своеобразный налог для владельцев транспорта и почти перестала выполнять задуманную функцию.

В 2022 году российские автовладельцы столкнулись со множеством проблем и сложностей. Дефицит запчастей автомобилей, рост цен на них, массовый исход брендов из страны – это только то, что приходит на ум в первую очередь. Ну, и ситуация с ОСАГО. Сложностей здесь хватало и раньше, но сейчас навалившиеся обстоятельства окончательно нарушили и без того условное равновесие. Так что же не так с ОСАГО?

Сейчас ситуацию, сложившуюся вокруг этого, без сомнения, разумного начинания можно описать так: «поднять нельзя удорожать». Автовладельцы и здравый смысл намекают, что запятую нужно ставить после первого слова: поднять лимит выплат, а не повышать стоимость полиса с сохранением нынешнего потолка. Однако законодательство уверенно ставит запятую после второго слова, второй раз за год разрешая страховщикам делать полисы дороже. В одном только 2022 году расширений диапазона цен было два. Первое произошло в январе. Тогда Центробанк расширил диапазон базовой ставки, которую страховщики могут использовать для расчета стоимости полиса, умножая ее на коэффициенты. Если до того коридор для частных легковушек составлял от 2 476 до 5 436 рублей, то с января он составил от 2 224 до 5 980 рублей.

Следующая корректировка цен произошла недавно, в сентябре. Центробанк еще раз поднял территориальные коэффициенты для некоторых регионов и населенных пунктов, но основным изменением стало второе за год расширение диапазона базовой ставки. Вместо 2 224 – 5 980 рублей он стал составлять от 1 646 до 7 535 рублей – то есть расширился сразу на 26 % в обе стороны. Правда, на практике чуда не произошло, и максимальную (или близкую к ней) ставку стали платить даже безаварийные водители…

Еще одна проблема современного ОСАГО – это несоответствие эффективности страхового полиса и его фактического удорожания. Казалось бы, автовладельцы, которые продолжают исправно покупать ОСАГО по выросшим ценам, должны чувствовать себя такими же защищенными, как и год, и два, и три года назад. Однако этого не происходит. Более того, в 2022 году было внедрено еще несколько неоднозначных новшеств, касающихся страховых компенсаций. Например, с сентября изменились правила расчета расходов на проведение восстановительного ремонта автомобиля. Напомним, расчет страховщиками проводится на основании цен на запчасти, указанных в едином справочнике, который составляется Российским союзом страховщиков. В этом справочнике учитываются как цены на оригинальные запчасти, так и на неоригинальные среднего и верхнего ценового сегмента. Однако из-за дефицита запчастей цены на некоторые оригинальные детали стало попросту невозможно определить достоверно, поэтому в сложных ситуациях их разрешили исключить из расчетов, определяя стоимость детали исключительно на основании стоимости неоригинала. А это значит, что вы заплатите за установленную деталь намного больше ее фактической стоимости. Ну, а если вспомнить еще и о коэффициенте износа, который зависит от возраста и пробега и уже для пятилетней машины может составлять до 50 %, размер итоговой страховой компенсации упадет до минимума. Так что любое даже незначительное ДТП влетит вам в копеечку, без надежды на полновесную компенсацию…

Другими словами, чтобы защитить себя от аферистов, необходимо соблюдать максимальную осторожность: не заключать никаких подозрительных договоров, не раскрывать лишний раз персональные данные. Хорошо бы и оборудовать автомобиль видеорегистратором – с ним намного проще расследовать ДТП. А еще помнить: любое ДТП, даже не по вашей вине, может обернуться серьезными проблемами – так что подумайте дважды, прежде чем конфликтовать на дороге с дерзким соседом по потоку. А осторожность при маневрировании и плавная манера езды – полезные навыки, способные сэкономить как минимум нервы и время.

Еще одним способом обезопасить себя будет оформление дополнительной страховки, защищающей от водителей без ОСАГО. Такие полисы сейчас есть в ассортименте многих страховых компаний, а их стоимость (как правило, это две-три тысячи рублей) не так велика на фоне того, сколько пользы они могут принести. Практика показывает, что «страховка от незастрахованных» тоже не всегда работает идеально, но перспектива общаться со страховой компанией об исполнении обязанностей по договору куда лучше, чем попытки взыскать хоть что-то с обладателя старых «жигулей», который гол как сокол.

Это то, что зависит непосредственно от автовладельца. А вот как быть с регулярным подорожанием неизбежных услуг автостраховщиков, из-за которых стоимость содержания автомобиля неуклонно продолжает расти? А если учитывать уровень инфляции, то есть подорожания всего и вся, то возникает резонный вопрос: что же такое личный автомобиль – средство передвижения или роскошь, с каждым годом становящаяся все неподъемнее для полунищих наших пенсионеров, да и граждан со средними доходами? И волнует ли это еще кого-нибудь, кроме самих автовладельцев?

Увы, но вопиющего несоответствия между ценой ОСАГО и выплат по нему не заметили и в правительстве, поддержав в ходе последнего подорожания автогражданки алчность страховщиков и пообещав лишь разработать механизмы ее удешевления для малообеспеченных категорий граждан. Пока что такого механизма что-то не видно…

***

Мнение эксперта: Как будут расти цены

Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит к выпуску новую версию справочника автозапчастей. Эксперт рассказал, поможет ли это сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачной для автомобилистов и компенсировать проблемы, связанные с западными санкциями.

Публичная проверка актуализированных версий справочников средней стоимости запчастей проводилась на сайте РСА с 15 по 29 ноября. Данные из этих справочников используются при расчете стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Сейчас действует справочник, вступивший в силу 19 октября. Руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Петр Шкуматов считает, что обновленные справочники весьма вероятно покажут дальнейший рост стоимости запчастей и это может способствовать повышению стоимости полисов ОСАГО прежде всего для высокоаварийных категорий автовладельцев.

«Тем не менее, это объективно: если имущество одного человека повреждено по вине другого человека, который в соответствии с законодательством РФ застраховал свою гражданскую ответственность, то этот убыток должен быть тем или иным образом возмещен страховой компанией, даже несмотря на высокую стоимость запчастей. К сожалению, из-за логистических проблем ремонт страховщиками автомобилей по ОСАГО в установленный законодательством срок 30 календарных дней зачастую является нереализуемой задачей. Станции технического обслуживания не дают каких-либо гарантий и лишь заявляют, что детали могут появиться, скажем, в течение 45 рабочих дней. На мой взгляд, гораздо страшнее в нынешнее время остаться один на один с искалеченным автомобилем на неопределенный срок, – считает эксперт. – Поэтому сегодня приоритетным вариантом является возмещение ущерба деньгами. Сумма выплаты рассчитывается по актуальной версии справочников, которые РСА обновляют минимум раз в три месяца. Стоимость ОСАГО напрямую зависит от размеров страховой выплаты. Последняя неумолимо растет на фоне санкционного кризиса запчастей и прочих факторов, включая инфляцию. Именно поэтому цена на ОСАГО будет иметь тенденцию к увеличению, прежде всего для высокоаварийных водителей. Но при этом пострадавшие автомобилисты продолжат получать полную и своевременную выплату, несмотря на внешние обстоятельства. Ноябрьская актуализация справочника позволит оперативно учесть новые скачки цен на запчасти, производители которых ушли из России. Публичные обсуждения справочников способствуют тому, чтобы процедура расчета стоимости ремонта по ОСАГО стала более прозрачной».

Только в справочнике РСА от 19 июня по сравнению с мартовским справочником средний рост цен на запасные части к автомобилям наиболее популярных зарубежных марок составил около 30%. В последующих версиях справочников (от 19 сентября и от 19 октября) цены отличаются несущественно. С 11 сентября, по указу ЦБ РФ, вступили в силу новые правила расчета стоимости восстановительного ремонта: теперь в справочниках можно учитывать цены только на сертифицированные аналоги в случае отсутствия оригинальных деталей на рынке. Благодаря данному решению автомобилисты могут рассчитывать на ремонт по ОСАГО качественными запчастями, которые фактически присутствуют на рынке.

«Увы, вопреки многочисленным правительственным мерам и попыткам участников российского рынка запчастей наладить ситуацию, проблема с доступностью некоторых оригинальных запчастей для ремонта автомобиля сохраняется и даже нарастает, то есть они физически недоступны, и вряд ли это удастся исправить в ближайшее время, несмотря на многочисленные разговоры о параллельном импорте. Хорошо, что проблему признают на федеральном уровне: о сложностях с логистикой, доставкой, стоимостью запчастей и самих автомобилей президент страны не так давно говорил в ходе совещания с членами правительства, – отметил Петр Шкуматов. – Страховому рынку и рядовым автомобилистам очень не хватает эффективных системных решений, которые решали бы хотя бы 80 % сегодняшних проблем с ремонтом автомобилей, да и их поставками в целом. Кстати, одним из шагов решения проблемы с комплектующими может стать временное разрешение на использование сертифицированных б/у запчастей и увеличение сроков проведения восстановительного ремонта. Пока же поиск качественного автосервиса все больше напоминает страховщикам и автомобилистам непростой квест, учитывая тенденцию на закрытие станций техобслуживания даже в крупных городах».

Эксперт уверен, что в текущих условиях, когда автозапчасти существенно подорожали, все большую актуальность набирает инициатива РСА о переходе на выплаты без учета износа транспортного средства в ОСАГО. К обсуждению этого вопроса необходимо вернуться уже в 2023 году.

«Часто водители не желают доплачивать из своего кармана за ремонт, если страховой выплаты не хватило. Это частая боль владельцев старых автомобилей, ведь по закону износ может «съедать» до 50 % стоимости детали. Эти люди вынуждены идти в суд, чтобы взыскать разницу с виновника ДТП. Отсюда дополнительная нагрузка на судебную систему: ежегодно происходит около двух миллионов ДТП, и каждое может быть потенциальным основанием для подачи иска от пострадавшего водителя в сторону виновника ДТП. Чтобы уменьшить количество претензий от одних автовладельцев к другим, необходимо переходить на 100 % форму возмещения стоимости поврежденных запчастей при выплате ущерба деньгами», – напомнил Петр Шкуматов.

Пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», avto@icomm.pro

  • Расскажите об этом своим друзьям!