Школа под колпаком или педагогическая импотенция? |
17 Июня 2015 г. |
Приставы, штрафы за прогулы и возвращение воспитательных колоний для несовершеннолетних: депутаты трех оппозиционных фракций Госдумы выступили с многообещающими инициативами, которые, по мнению авторов, позволят навести в школах порядок. Десятиклассник устроил стрельбу в московской школе. В Калининграде школьницы избили сверстницу и сняли все это на видео. В Тюмени девятиклассница собрала группу подростков, которые избивали и грабили детей, а девочек насиловали. Истории эти множатся и ужасают своей жестокостью. А сколько тех, что так и остались "за кадром"? Рецептами борьбы с подростковой жестокостью делятся депутаты Госдумы. КПРФ, например, предлагает штрафовать родителей за прогулы их чадами школьных занятий — по пять тыс. рублей, и за правонарушения — по десять. Что касается пропусков, как рассказал "Росбалту" глава юридической службы фракции Вадим Соловьев, санкции могут наступить, если школьник прогуливает до трети занятий в месяц. Причем, речь идет именно о систематических пропусках. "Протокол должен иметь право составить прокурор, начальник полиции и директор школы по согласованию с педсоветом, чтобы исключить субъективизм", — заметил собеседник агентства. Он обратил внимание, что сегодня действует положение о лишении родительских прав в судебном порядке, когда родители не выполняют свои обязанности. До этого никакого воздействия на родителей ни со стороны школы, ни со стороны правоохранителей, в сущности, не ведется. Нет промежуточного этапа, который, по мнению Соловьева, стоит ввести: сначала предупреждение, потом штрафы, и только после — лишение прав. Кроме того, коммунисты намерены ввести службу школьных приставов (название условное – "Росбалт"). Сейчас школы охраняют ЧОП, однако, как показала прошлогодняя история со стрельбой, частные охранники не подготовлены к такой серьезной работе, заметил глава юрслужбы КПРФ. "Как правило, это военные отставники, многие уже в возрасте и не обладают специальной подготовкой. Наша идея заключается в том, чтобы создать государственную охранную службу, которая подчинялась бы не директору школу, а выходила бы на районные и региональные управления образования", — пояснил он. Сотрудник такой службы — пристав ли, агент безопасности — должен, с одной стороны, обеспечивать охрану школы — объекта, а с другой — следить за внутренней безопасностью, обо всех случаях насилия и агрессии докладывая "наверх". "К сожалению, сегодня, находясь в рыночных условиях, когда родители могут выбирать, где учиться детям, обеспечивая школам финансирование, директора заинтересованы в том, чтобы такие факты скрывать. Нужен человек, который подчинялся бы не администрации школы, а работал непосредственно с высшим руководством, чтобы подобные истории не замалчивались. Как правило, из них вырастают преступления пострашнее тех, которые пытались скрыть", — полагает собеседник "Росбалта". По его словам, вносить предложения в Госдуму планируется осенью. Реально же заработать эти меры, в случае принятия документа, смогут лишь в следующем году. В ЛДПР, в свою очередь, предложили установить в школьных классах и коридорах камеры слежения, записи с которых были бы доступны родителям. Конфликты со сверстниками, сложные отношения с учителями — камеры позволили бы держать руку на пульсе и избежать эффекта "испорченного телефона", убежден депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков. "В Европе камеры — нормальная практика. Все в режиме онлайн, и никаких вопросов это не вызывает", — подчеркнул он. Сейчас, по словам собеседника "Росбалта", предложение проходит обсуждение в регионах. "Большинство наших избирателей — до 80% — инициативу поддерживают", — заметил Худяков, добавив при этом, что среди сторонников идеи немало педагогов. Справедливоросы же предлагают решать проблему подростковой жестокости советскими методами — возродить систему воспитательных колоний для несовершеннолетних нарушителей, достигших 14 лет. "Мы защищаем общество, защищаем нормальных детей от тех, которые еще не достигли совершеннолетия, а уже занимаются правонарушениями, издеваются над сверстниками и педагогами", — заметил первый заместитель руководителя фракции СР в Госдуме Михаил Емельянов. О том, насколько действенными могут оказаться предложения парламентариев, корреспондент "Росбалта" спросила главного детского психиатра Москвы Анну Портнову. "Что касается приставов — не уверена, что это хорошая идея. Да, на территории школы конфликтов, возможно, удастся избежать, но ведь приставы не смогут следить за детьми вне школы, — заметила собеседница "Росбалта". — Как правило, такие меры ни к чему не приводят. В тюрьмах или лагерях тоже есть надзиратели, и, тем не менее, случаи убийств, насилия все равно происходят. Сравнение, может, и не слишком корректное, но там ведь тоже надзор, причем, куда серьезнее. Другое дело — камеры. Они плотно вошли в европейскую практику, и в России могли бы быть весьма действенны". Весьма скептически отнеслась Портнова и к идее возродить систему воспитательных лагерей. "Никакой исправительной функции эти колонии для несовершеннолетних не несли. Напротив, в изоляции подростки группировались, зверели, перенимая друг у друга не лучшие качества, и выходили совершенно десоциализированными. Я считаю, таких детей не стоит отрывать от привычной среды. Они должны быть под пристальным вниманием социальных работников, психологов. В идеале, такую работу удобнее было бы вести через школы", — считает психиатр. Не нашли предложения депутатов поддержки и у практиков российского образования. "Все предложенные меры в совокупности — свидетельство нашей гигантской педагогической импотенции. Можно вживлять чипы — странно, что никто до этого не додумался", — считает член ОП РФ, глава ЦО "Царицыно" Ефим Рачевский. "В России 47 тыс. школ. Есть среди них и те, в которых учится по пять тысяч человек. Кто даст деньги на приставов, кто их обучит?" — недоумевал собеседник "Росбалта". Что касается камер, Рачевский заметил, что и сейчас во многих школах камеры уже стоят, только не для слежки за учениками, а на случай "техногенных ЧП". "Прежде чем выдвигать идеи, нужно провести анализ причин появления этой самой жестокости. Тогда станет ясно, что они далеко за пределами школы", — резюмировал он.
Тэги: |
|