НА КАЛЕНДАРЕ

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

Мария Бабалова, rg.ru   
03 Мая 2023 г.

Самый знаменитый из современных российских дирижеров — Валерий Гергиев 2 мая отметил 70-летие. Празднование юбилея будет устроено с размахом, соразмерным масштабу личности виновника торжества. Всех гостей ждет гала-концерт в Петербурге.

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

Официально поздравительные акценты смещены: если верить афише, то праздничный вечер посвящен другой дате — 10-летию Новой сцены Мариинского театра. В такой изящной «подмене» круглых дат есть и легкое лукавство, дарящее ощущение молодости, и абсолютная справедливость, ибо имя Валерия Гергиева давно стало счастливым синонимом Мариинского театра, который он возглавил в возрасте 36 лет.

Во славу русской музыки

Гергиев — выдающийся музыкант и менеджер. Харизматичный и отчаянный, он сумел сделать все происходящее в ведомом им Мариинском театре общенациональным событием, к тому же известным на весь мир. А все начиналось, как вспоминал Валерий Гергиев в одном из наших интервью, с полного неведенья: «Не могу забыть свой первый приезд в Нью-Йорк в 1992 году. На пресс-конференции мне разве что только в лицо не смеялись. Американцам было смешно узнать, что, оказывается, есть не только Кировский балет, но и опера»...

Силой вдохновения Валерия Гергиева прекрасной мариинской традицией стало масштабное празднование юбилеев великих русских композиторов: 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева в 2016-м, 175-летия Николая Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Родиона Щедрина в 2022-м году. И именно Гергиев русские оперы сделал неотъемлемой, а не эксклюзивно-экзотической частью мирового репертуара. И сегодня повсеместно на афишах оперных домов представлена наша опера, вопреки разговорам о «запрете русской культуры».

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

  • Валерий Гергиев, 1997 г. Фото: Борис Приходько, РИА Новости

По инициативе Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись и оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, два года спустя — «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва исполнение тетралогии целиком на отечественной сцене и первое в России — на языке оригинала. Этой постановке «Кольца» аплодировали в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. Сегодня в репертуаре театра и другие вагнеровские оперы — «Тристан и Изольды», «Летучий голландец». А Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на абсолютно иной уровень, исполняя уникальный филармонический репертуар — все симфонии Бетховена и Чайковского, сочинения Берлиоза, Брукнера, Малера, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов, который можно сравнить с ни на минуту не останавливающимся конвейером. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м — Вторая сцена театра, а в начале 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а годом позже — и во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в театре, например, лейбл Mariinsky. Начиная с 2009 года, к настоящему моменту под его маркой записано уже более тридцати дисков. Подобным размахом не может похвастаться ни один другой оперный театр мира... Очевидно, Санкт-Петербург стал реальной культурной столицей России во многом благодаря как раз Гергиеву.

Под осетинским солнцем

Но ограничиваться одним, даже самым масштабным делом не в правилах маэстро. Молва утверждает, что Гергиев способен трижды за сутки выступить в разных частях света. О его мистической работоспособности слагают легенды и сочиняют анекдоты: маэстро умеет телепортироваться, вообще не нуждается в еде и отдыхе, спит всего лишь три-четыре часа в сутки. И только ставшая уже почти обязательной задержка каждого выступления, как минимум, минут на 20, да иногда появляющаяся на его лице трехдневная щетина выдает нехватку времени. А может, это элемент брутально-делового имиджа?..

На вопрос: откуда он черпает силы для работы в неизменном режиме нон-стоп? Отвечает: «Я вырос в таком регионе, где близость к горам и большая заряженность кислородом и солнцем...».

Валерий Абисалович Гергиев родился в многодетной семье (у него есть две сестры) Абисала Заурбековича Гергиева и Тамары Тимофеевны Лагкуевой в Москве, но детство провел в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). О своем отрочестве в одном из наших интервью маэстро вспоминал так:

— Меня спокойно воспитывали родители и педагоги, никакого вундеркинда из меня никто не пытался сделать. Но в возрасте 14 лет, когда я неожиданно потерял отца — у нас отец умер очень молодым, ему было 49 лет, — я почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А вместо этого хочется все время быть наедине с какими-то музыкальными произведениями. И я стал очень много тогда играть. Даже уходил на ночь в училище. Много играл Бетховена. Наверное, мой юный организм тогда нуждался в такой вот защите. Я это помню до сих пор очень остро. Помню рояль, точнее, пианино, и в каких классах сидел, что играл, пошел ли дождь или был холодный пронизывающий ветер. В тот момент почувствовал, что определился с выбором. Я даже тогда не знал, что это — профессия или призвание. У меня таких слов не было в лексиконе. Я был просто учащийся. Но тогда все и решилось.

В 1972 года Валерий Гергиев становится студентом Ленинградской консерватории в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 1976-м, в 24 года сенсационно завоевывает Гран-При конкурса Герберта фон Караяна, а год спустя впервые встает за пульт тогда еще Кировского театра, который уже через 11 лет поведет он к новым вершинам под возвращенным историческим названием Мариинский...

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

  • Студент Ленинградской государственной консерватории Валерий Гергиев, 1977 год. Фото: Олег Макаров, РИА Новости

Мариинская доминанта

При этом Гергиев еще с 1995 по 2008 год занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018-2022 — Оркестр Музыкального фестиваля Вербье. Был вдохновителем и руководителем «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, Музыкального фестиваля в Миккели и «360 градусов» в Мюнхене. По версии журнала The Times Гергиев заслужил место в рейтинге сотни самых влиятельных людей мира. А только перечисление всех его российских и международных премий и наград — это отдельная энциклопедическая статья.

— Сегодня судьба Мариинки не зависит от выступления заморских звезд. Естественно, было бы здорово, если бы они все выступали у нас. Но Мариинский сейчас зависит от того, удастся ли сохранить и приумножить творческий потенциал коллектива, и модернизировать техническую и административную часть театра, — констатирует Валерий Гергиев. И как тут не заметить, что историческая сцена Мариинского театра очень ждет давно обещаемую реконструкцию.

— Мариинский театр сейчас, может быть, самый сильный театр в мире, — убежден Валерий Гергиев. — Многие театры пользуются плодами нашей работы просто отчаянно. Они не представляют своих афиш без мариинских певцов — Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова и многих других, — замечает маэстро.

Единственный

Сегодня, когда политика разрушительным вихрем ворвалась в его судьбу, и он оказался за персональным «железным занавесом», его жизнь не стала менее насыщенной и смыслообразующей. Потому что Валерий Гергиев взвалил на себя большую часть нашего музыкального мира. На его попечении основанные им и форум «Звезды белых ночей», и Московский Пасхальный фестиваль. А с 2011-го года он еще и возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. И как бы спорно не выглядела идея объединения Большого и Мариинского театров в художественном плане, что время от времени повисает в воздухе, тот факт, что Валерий Гергиев не поставил до сих пор ни одной оперы в Москве кажется абсурдным. И напоминает историю о том, что великий итальянский дирижер Риккардо Мути дебютировал в нью-йоркском театре Metropolitan Opera только в 70 лет. Но то было противостояние гигантов, так как тогда Met возглавлял не менее великий Джеймс Левайн. А у нас Валерий Гергиев единственный!

Порой кажется, что он знает секрет того, как объять необъятное. При этом Валерий Гергиев не любит, когда его, например, называют «министром музыки» или «менеджером» и объясняет:

— Просто я решаю какие-то вопросы, потому что мне хочется, чтобы в России был сильный театр, если для этого надо не только дирижировать, то так и поступаю. Вот и все... Перед вами человек, который прошел через все соблазны, искушения, колокольные звоны и западного мира, и восточного. Но для меня было и остается главным то, что я буду делать дома. Дома — это не только в Петербурге или в Москве, это в России в целом. И для меня, например, очень ценно, что Московский Пасхальный фестиваль набрал серьезный ход в грандиозном общероссийском масштабе. Я точно не подсчитывал, но, думаю, что уже более чем в 50 регионах страны я побывал вместе с коллективом Мариинского театра, хотя это очень непростая организационная задача... И для меня лично очень важно, что фестиваль неизменно завершается 9 мая: мой отец прошел войну с первого до последнего дня.

И уже на следующий день после торжества Валерий Гергиев вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра вернутся на маршрут Пасхального фестиваля. Днем выступление в Череповце, вечером — в Вологде и далее по два концерта в день в разных городах: Тула и Калуга; Липецк и Воронеж; Пенза и Саранск без пауз и остановок. Точная программа концертов еще по одной гергиевской традиции станет известна только на финальных аплодисментах. Но публика безоговорочно доверяет маэстро. За дирижерским пультом он — настоящий гений. Под его руками музыка, как лава полна невероятной сакральной энергией и такими запредельными душевными переживаниями, что публика в зале сидит не пошелохнувшись, ощущая соприкосновение с чем-то поистине божественным. «Музыка пробуждает во мне самое низкое чувство — чувство рабства, — признается Валерий Гергиев. — Она — единственная дама, у ног которой я, наверное, буду оставаться до конца жизни».

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

  • Фото РИА Новости

Прямая речь

Аскар Акаев, первый президент Кыргызской Республики, профессор МГУ

Загадка Гергиева - в волшебных числах Фибоначчи

Поскольку я провел лучшие годы своей жизни в Ленинграде, — учился, а затем работал там в 1960–70-е годы, меня всегда живо интересовала культурная жизнь этого прекрасного города на Неве. В 1970-е мы с женой Майрам регулярно посещали симфонические концерты под руководством великих дирижеров Евгения Мравинского и Юрия Темирканова в Ленинградской филармонии — это всегда большой праздник и источник вдохновения. Позже, когда мы уже обосновались и трудились в родном Кыргызстане, услышали имя выпускника Ленинградской консерватории, талантливого дирижера Валерия Гергиева.

Впервые я познакомился лично с Валерием Гергиевым ровно 30 лет назад в 1993 году уже в Санкт-Петербурге, куда был приглашен тогдашним мэром Анатолием Собчаком на празднование 290-летия города. Валерий Абисалович дал великолепный концерт силами Мариинского театра. К тому времени он уже был признанным дирижером и удостоен Государственной премии России. В тот год он также был назван «Лучшим музыкантом России». Первое же знакомство переросло в дружбу, благодаря моему великому земляку — оперному певцу Булату Минжылкиеву, который в 1990-е годы работал в труппе Мариинского театра по личному приглашению Валерия Гергиева. Булат Минжылкиев — народный артист СССР, обладавший царственным голосом, могучим и красивым — пел на лучших оперных сценах мира, в Большом театре, в частности, царя Бориса в опере «Борис Годунов».

Я математик, а у математиков распространено поверье, что жизнь истинно великих творцов науки и культуры расписана свыше, причем, самые значимые события происходят в года, соответствующие знаменитым числам Фибоначчи, их которых деятельной человеческой жизни соответствует следующий набор: 13, 21, 34, 55 и 89. Конечно же, в реальной жизни конкретного человека естественны отклонения на два-три года. Жизнь нашего сегодняшнего славного юбиляра Валерия Гергиева очень хорошо вписывается в этот ряд волшебных чисел Фибоначчи. Судите сами.

Валерий Абисалович как-то вспоминал, что ему было 10-11 лет, когда его первая учительница по классу фортепиано в детской музыкальной школе увидела в нем будущего дирижера, а вовсе не пианиста. А это уже было попадание юного музыканта в таинственный мир чисел Фибоначчи.

К 21 году он уже сформировался как талантливый музыкант и многообещающий дирижер. Еще студентом консерватории Валерий Гергиев в 22 года (1975) стал лауреатом Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, а год спустя — одержал блестящую победу на престижном международном конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине (1976), что возвестило музыкальному миру о рождении музыканта и дирижера мирового класса!

В 35 лет (1988), как один из лучших дирижеров Советского Союза, Валерий Гергиев, уже заслуженный деятель искусств России (1983), был избран главным дирижером прославленного Мариинского театра в Ленинграде, который тогда переживал трудные времена. Фактически он уже трудился в этой должности с 1987-го. Несмотря на невероятные трудности турбулентных 1990-х, он вывел Мариинский театр на уровень лучших оперных домов мира. Я помню, как в начале 2000-х годов, мои немецкие друзья с восторгом и восхищением отмечали, что только в Мариинском театре можно услышать все оперы Рихарда Вагнера.

А в 55 лет (1998) Гергиев — уже прославленный дирижер, народный артист России, трижды лауреат Госпремий, был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». Действительно, есть огромная заслуга Валерия Абисаловича в том, что богатейший мир русской музыки в современную эпоху продолжает открываться и Западу, и Востоку. Два года спустя Валерий Гергиев вошел в список 100 самых влиятельных людей планеты по версии журнала «Тайм», как посол российской музыки и один из ведущих дирижеров мира.

В 60 лет (2013) он был удостоен высокого звания Героя труда России. Это закономерное признание необычайного таланта и фантастической работоспособности. Он относится к категории волшебников музыки, гипнотически притягивающих публику. Ходит легенда о том, что маэстро Гергиев способен трижды за сутки выступить в разных частях света. Но это быль! Я сам свидетель одного из таких удивительных случаев, о чем не могу не рассказать.

На одной из встреч глав государств Шанхайской пятерки, это был еще 2000-й год, тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь обратился к президенту РФ Борису Ельцину и попросил его разрешения пригласить на открытие театра современной оперы в Пекине «лучшего дирижера мира Валерия Гергиева с его великолепным симфоническим оркестром и знаменитой оперной труппой». Одним из первых я оповестил маэстро об этом и попросил его по пути из Пекина остановиться в Кыргызстане и дать концерт памяти Булата Минжылкиева.

Исторический концерт Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева на открытии Пекинского Большого Национального Театра пройдет лишь в 2008 году (стройка длилась почти десять лет). В зале присутствовало все высшее политическое руководство Китая. Был большой успех, о чем совсем недавно мы вспоминали с маэстро после одного из концертов Пасхального фестиваля в Зарядье.

Как говорили и о невероятном темпе жизни Мариинского оркестра и его руководителя, чему и я однажды был свидетелем. Представьте: после концерта в Китае вечером маэстро вылетел в Бишкек и прямо из аэропорта переехал в филармонию, где дал прекрасный концерт, и полетел дальше в свой родной Владикавказ. Поскольку маэстро Гергиев летел вслед за солнцем, то все эти три концерта прошли в один и тот же вечер. Совсем недавно маэстро вновь побывал в Китае («кажется в 18-й раз») и дал концерт со своим оркестром в том же самом театре. На следующий день один мой китайский знакомый написал: «Приезжал маэстро Гергиев и подарил нам миг счастья и море радости, которых достаточно, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь!».

Маэстро Валерию Гергиеву всего 70 лет. Я уверен, что его творческая вершина далеко впереди, ведь до следующего числа Фибоначчи еще 20 лет... Желаю, чтобы он и далее шел в гору путем указанным волшебными числами к своему «музыкальному Эвересту»!

Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ

Его искусство возвышает над сиюминутным даже в непростые времена

Валерий Гергиев принадлежит к плеяде выдающихся мастеров современной России. Наряду с безусловным авторитетом в профессии, приобретенным за многие годы беззаветного служения искусству, его отличают сила духа, твердость характера и репутация человека, верного принципам и долгу. Своей многогранной активной деятельностью он утверждает гуманистические идеалы, неизменно оставаясь образцом высокой гражданственности в жизни и творчестве.

Уникальность его дара подчеркивает факт, что он оказался соразмерен и в полной мере раскрылся именно в стенах главной петербургской музыкальной сцены — места «с именем», — впервые увидевшей его за дирижерским пультом 45 лет назад. Мариинский театр всегда славился яркими талантами, и Гергиев, несомненно, внес солидную лепту в его вековые традиции. Огромный системный труд и смелые художественные и управленческие решения стали основой, благодаря которой Мариинка сегодня по праву носит гордое звание одного из ведущих мировых центров и посланников российской культуры, успешно содействует развитию национальной гуманитарной сферы и делает нас как нацию духовно богаче, совершеннее и сильнее.

Благодаря Валерию Абисаловичу искусство продолжает объединять людей, придавать им уверенности, возвышать над сиюминутным, особенно в наше непростое время. Широкое общественное признание получила его патриотическая деятельность.

Банк ВТБ гордится долгосрочным партнерством с Мариинским театром, поддержкой других его знаковых проектов. Дорожу нашей личной дружбой и желаю уважаемому маэстро бесконечной энергии, новых творческих свершений на благо Отечества и мирового искусства, отличного юбилейного настроения, крепкого здоровья и благополучия!

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

  • Фото: Пресс-служба Благотворительного фонда Валерия Гергиева, Александр Шапунов

Валерий Гергиев: «Музыка помогает и дает мне силы»

Виктор Александров (Самара — Ивановка — Тамбов — Смоленск)

Сегодня всемирно известный дирижер, народный артист России Валерий Гергиев отмечает свое 70-летие в Санкт-Петербурге на Новой сцене Мариинского театра, чье десятилетие с момента основания также приходится на эту дату.

В эти дни Валерий Гергиев вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра проводит грандиозный музыкальный тур по регионам России в рамках XXII Московского Пасхального фестиваля. Специальный чартерный поезд Пасхального фестиваля перевозит артистов по более чем трем десяткам городов нашей необъятной страны.

В Черноземье Симфонический оркестр Мариинского театра прибыл из Самары, где накануне дважды выступил на сцене Академического театра оперы и балета в рамках XXII Московского Пасхального фестиваля. Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева давно уже стал желанным гостем городов Поволжья.

В Самаре долгое время российский маэстро проводил фестиваль «Мариинский», который первые несколько лет был посвящен Мстиславу Ростроповичу. Каждую новую встречу с Валерием Гергиевым и его легендарным коллективом самарцы ждут с нетерпением. Вот и этот апрельский, не по сезону жаркий день собрал многочисленную публику в Самарской опере. По сложившейся традиции дневное выступление оркестра было благотворительным.

Волшебные звуки увертюры Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила» погрузили публику в сказочную атмосферу пушкинской поэмы, а прозвучавшая затем увертюра к «Вильгельму Теллю» Джоаккино Россини навеяла патриотические настроения. Музыка австро-немецких романтиков по праву украшает универсальный репертуар оркестра Мариинского театра. Неслучайно Валерий Гергиев решил объединить Четвёртую («Итальянскую») симфонию Феликса Мендельсона с Девятой (Большой) Франца Шуберта. Оба сочинения роднят песенное и танцевальное начало в сочетании с национальным фольклором.

Оркестр Мариинского театра поразил яркой выразительной игрой, гибкостью и безупречной ансамблевой дисциплиной. Каждая музыкальная фраза наполнялась естественным дыханием и благородством мысли. Следуя властному императивному жесту Валерия Гергиева, музыканты оркестра заряжались взаимной энергией и творческими эмоциями. Публика устроила петербургским артистам долгую и щедрую овацию.

В вечерней программе прозвучали Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича, Шестая «Пасторальная» симфония Людвига ван Бетховена и «Патетическая» Петра Ильича Чайковского. И снова оркестр показал высокий исполнительский уровень, колоссальную самоотдачу и максимальное погружение в материал произведений.

Вообще, удивительно, как музыканты сохраняют столько энергии и находят в себе силы для участия в новых концертных программах. А ведь репертуар оркестра Мариинского театра необъятен. В каждом городе коллектив играет новую программу, где-то она дублируется, где-то дополняется. Всем необходимо быть в тонусе и соответствовать качеству. Для маэстро Гергиева такой режим гастролей давно уже стал нормой и привычным творческим процессом.

Валерий Гергиев: «То время, которое навсегда связало меня с миром музыки я вспоминаю с особым трепетом. Важно сегодня продолжать выступать в регионах России. Мы вдохновения не ищем. Наша работа — выходить вместе с оркестром к публике. Мы несем ответственность перед композитором. Хватает нескольких секунд концентрации внимания и аплодисментов публики, которая приветствует оркестр. Меня волнуют произведения, которые я в данный момент собираюсь исполнить с оркестром. Музыка помогает и дает мне силы. Я никогда не оценивал себя — каким стал дирижером, но всегда отношусь беспощадно к себе после каждого концерта, а иногда и после каждого такта, когда дирижирую произведения Рахманинова или Пуччини, Бетховена или Брукнера, Моцарта или Чайковского. Музыканты в отличие от большинства мировых политиков лучше слышат звучание окружающего мира. Это тончайший, живой и очень естественный процесс, когда необходимо моментально оценивать и реагировать на всевозможные нюансы и оттенки музыки, которую в данный момент ты исполняешь с оркестром».

Уже больше тридцати лет Валерий Гергиев возглавляет крупнейший культурный центр нашей страны — Мариинский театр, который превратил в поистине настоящую музыкальную империю современной России.

Валерий Гергиев: «Самое сложное — родиться руководителем. А вот становиться им уже поздно. Этот процесс невозможно объяснить словами. Выходит один человек к пульту и здоровается с оркестром, но музыканты почему-то не смолкают. А с приходом другого дирижёра возникает мёртвая тишина. Мгновенно устанавливается взаимный контакт — как дирижер на кого посмотрел, что кому сказал. Руки здесь играют второстепенную роль. Необходимо иметь дирижёрский навык, благодаря собственной инициативе, взгляду, тону и манере разговора.

А самое главное — внутреннее содержание, необходимое для этой концентрации. Оно и является залогом успеха в нашей профессии. Я верю в то, что наивысший дар — это дар Творца. Руководить громадным творческим коллективом также сложно как руководить государством. Мариинский театр ведёт свою историю с 1860 года. Мне выпала честь продолжать руководство театром с 1988 года. Мы объездили с нашей труппой практически весь мир, десятки стран и разных континентов. Если другие музыкальные коллективы России будут так же работать, как наша огромная творческая труппа, тогда концертно-театральное пространство будет переполнено самыми разными проектами.

Работа в неизменном режиме нон-стоп: Валерий Гергиев

  • Фото: Пресс-служба Благотворительного фонда Валерия Гергиева, Александр Шапунов

Путешествуя с Пасхальным фестивалем по разным регионам нашей страны, я общаюсь с губернаторами. Мы всегда приходим к единому мнению — как создать более здоровые и прочные связи между нами, артистами и культурной общественностью в каждом из городов? Навязываться ни в коем случае нельзя, а вот протянуть руку помощи и дружбы можно».

В год юбилея Сергея Рахманинова впервые на тамбовской земле выступил симфонический оркестр Мариинского театра. Один из концертов состоялся в полдень на новой сцене Ивановского филиала Уваровского районного дома культуры. Валерий Гергиев впервые посетил Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка». Это имение принадлежало родственникам композитора Сатиным. С июня 1890 по апрель 1917 года композитор почти каждый год жил и работал там.

Валерий Гергиев: «Что такое признание гения на родине и такие святые места как Ивановка? Сегодня все могло выглядеть совершенно иначе, если бы не человеческая забота и внимание. Тамбовский регион гордится именем Александра Ивановича Ермакова, который на протяжении полувека как зеницу ока оберегал Ивановку, иначе она могла оказаться в запустении. Не всегда власти регионов уделяют внимание таким святыням культуры, как усадьбы композиторов, писателей и художников. Роль таких колоссальных подвижников, как Александр Ермаков, чрезвычайно важна и необходима. Ивановке и Тамбову повезло жить и общаться с таким великим человеком. Память о нем мы сохраним навсегда в наших сердцах».

В Ивановском доме культуры Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил Вторую симфонию Сергея Рахманинова.

Валерий Гергиев: «Судя по тому, как оркестр Мариинского театра играл Вторую симфонию Рахманинова в незнакомом для нас зале, было немало хороших моментов. Сергей Васильевич Рахманинов так много сделал для мировой и российской культуры, в том числе и для Америки и Европы. Он был человеком немногословным. Помню один из случаев в жизни Рахманинова-дирижера, когда ему необходимо было начать репетицию с Берлинским филармоническим оркестром в 11 часов утра. А в это время за пультом оркестра стоял не менее великий дирижер — Вильгельм Фуртвенглер — и дирижировал произведениями Хиндемита и Баха. Это продолжалось больше часа. Сергей Васильевич терпеливо ждал, а затем вышел на сцену, открыл крышку рояля и взял ре мажорный или до мажорный аккорд. Все моментально замолчали, не проронив ни слова! Таким образом, Рахманинов дал понять немцам, что ждать он не собирается. Тут же оркестр приступил с ним к репетиции. Наверное, этим объясняется очень многое в характере и натуре Рахманинова.

В Ивановке Сергей Васильевич не мог бывать после 1917 года. Здесь ему было комфортнее, чем где-либо, но так сложились исторические обстоятельства.

У Рахманинова были высочайшие гонорары за выступления. Он был в числе немногих, кто уже из Америки, находясь в эмиграции, переводил значительные суммы денег в Россию. Рахманинов имел огромное количество концертов, в том числе в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле. Эту сцену когда-то открывал великий Пётр Ильич Чайковский. Да, очень многие события происходят в этом зале и сейчас, но вот без тех двух могучих личностей его историю невозможно себе представить.

России необходимо суметь сберечь те несметные богатства, которыми так славится ее культурное прошлое. Ивановка — одно из таких мест. Я почувствовал здесь эту атмосферу, как здесь все дышит и пропитано музыкой Рахманинова».

Вечером того же дня оркестр Мариинского театра встречала публика Тамбовского драматического театра. И снова в фокусе внимания была музыка Сергея Рахманинова. Этот концерт завершил 41-й международный музыкальный фестиваль Сергея Рахманинова на тамбовской земле. С 1993 года он получил статус международного. Ежегодно фестиваль собирает многочисленных друзей и поклонников, символизируя идею духовного единства и музыкальной соборности. Участие в его программе выдающегося дирижера современности Валерия Гергиева вдвойне почетно, тем более накануне юбилея великого маэстро, который он с размахом отметит в Санкт-Петербурге на Новой сцене Мариинского театра. Эта же знаменательная дата совпадает с десятилетием со дня основания Мариинки-2. В торжественном гала-концерте в рамках Московского Пасхального фестиваля примут участие ведущие солисты оперы и балета, Страдивари-ансамбль, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра.

Оркестр вместе с маэстро Гергиевым перед кратковременным возвращением в Санкт-Петербург уже успел посетить родину Михаила Ивановича Глинки — Смоленск, где выступил с программой из его произведений на сцене Смоленского областного театра драмы. Там же прозвучала Пятая симфония Сергея Прокофьева.

Второй этап пасхальных гастролей петербургских музыкантов охватит северные, центральные и приволжские регионы нашей страны. Завершится Московский Пасхальный фестиваль в День Великой Победы концертом в Большом зале Московской консерватории.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!