Пять атмосферных фильмов о любви режиссера Жана-Люка Годара |
Марина Довгер, sobesednik.ru |
17 Сентября 2022 г. |
13 сентября не стало 91-летнего французского режиссёра Жана-Люка Годара. Самый радикальный новатор французской Новой волны ушёл из жизни по собственному желанию – принял решение об эвтаназии. У мастера есть потрясающие фильмы о любви. О них ниже и пойдет рассказ. Первое кино, которое нам показали на первом курсе во ВГИКе, – это картины «400 ударов» Франсуа Трюффо и «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Главная революция знаменитой Новой волны в том, что молодые авторы Cahiers du cinéma добавили в искусство человека. Режиссёры буквально вышли на улицы и стали откровенно говорить о том, что их волнует здесь и сейчас. Без табу и купюр. Ранний Годар – это увлекательное зрительское кино про анархизм, свободу, любовь и угон автомобилей, кино, в котором женщины влюблены, а мужчины одиноки. В 1968-м рабочие устроили забастовку и начались студенческие волнения – толпа поджигала автомобили и крушила витрины. Годар и другие режиссёры потребовали отмены Каннского кинофестиваля. После этих событий Годар перестал быть романтиком и стал снимать политические памфлеты – увы, менее интересные широкому зрителю. За свою жизнь режиссёр снял 129 фильмов. В 2014-м на ММКФ показывали его фильм «Прощай, речь». На том сеансе мало кто досидел до финальных титров – мэтр ушёл в дебри сложных экспериментов. Что называется, мог себе позволить. Итак, в нашей подборке – 5 лучших атмосферных фильмов Жана-Люка Годара о любви. 1. «На последнем дыхании», 1960Полнометражный дебют Годара получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Как рассказывал известный киновед Кирилл Разлогов, фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Критиков старой гвардии возмутил сам факт грандиозного кассового успеха картины, снятой за гроши, на улице, маленькой съёмочной командой и ручной камерой, нарушив «все правила профессии». В главной роли парижского афериста Мишеля Пуакара снялся Жан-Поль Бельмондо, а он, видите ли, не обладает внешностью кинозвезды – не Ален Делон. Также герой уже в первой сцене ломал четвертую стену и напрямую обращался к зрителю: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите город – то катитесь к чёрту!». Рваный «неправильный» монтаж передавал внутреннее состояние обаятельного преступника и делал зрителя соучастником. Лента снята 60 лет назад, но современные авторы до сих пор находят в ней вдохновение и разбирают на цитаты. 2. «Жить своей жизнью», 1962Многие называют эту картину женской версией «На последнем дыхании». В главной роли Годар снял свою жену – актрису Анну Карину. Картина состоит из 12 эпизодов в документальной манере Синема верите (cinéma vérité – «правдивое кино») с текстами, цитатами и интервью. Как говорил персонаж его второй картины «Маленький солдат»: «Фотография – это правда. А кино – это правда со скоростью 24 кадра в секунду». И тут сразу в первых кадрах новаторская находка: героиню нам представляют... со спины. Годар говорил: жертв снимают со спины, а преступников анфас. Режиссёр не побоялся зайти на территорию избитого сюжета «хотела быть актрисой, а стала проституткой». Героиню зовут Нана, как в известном романе Эмиля Золя. Она хочет «жить своей жизнью» – быть главным автором своей судьбы. Неслучайно в эпиграф вынесена цитата из Паскаля: «но потому, что у человека свободная воля, он сам создаёт свою жизнь». Однако жестокий мир её самостоятельность и независимость не принял. Это бескомпромиссное кино без моралите, пути исправления и хэппи-энда. В фильме есть длинная разговорная сцена, стоящая особняком – встреча Наны с настоящим философом Брисом Пареном, с которым они ведут интеллектуальную беседу. 3. «Альфавиль», 1965Годар как-то сказал, что его персонажи – обычные люди, разыгрывающие простую историю в мире, который живёт по плохому сценарию. После романтических бунтарских картин режиссёр неожиданно переключился на научную фантастику. «Альфавиль» рисует мрачную картину будущего: в тоталитарном обществе правит суперкомпьютер «Альфа-60». Годар делает отсылку к культовому фильму немецкого экспрессионизма 1920-х. Создателя электронной системы управления зовут Леонард Носферату – в честь персонажа фильма «Носферату, симфония ужаса» Мурнау. На самом деле это не антиутопия в чистом виде, а пародия на жанр, а главный герой – пародия на несокрушимого Джеймса Бонда. 4. «Банда аутсайдеров», или «Посторонние», 1964Любимый фильм Квентино Тарантино. Он даже свою кинокомпанию назвал «Банды аутсайдеров» и процитировал танец в «Криминальном чтиве». Главных героев первоисточника зовут Франц и Артур – нежный оммаж Кафке и Рембо. Они решаются на эксперимент в духе Раскольникова – ограбить богатую чиновницу-взяточницу. А их общая возлюбленная Одиль помогает их бунту против системы. Любовный треугольник очень напоминает картину «Жюль и Джим» Трюффо. В фильме звучит много поэзии: стихи Рембо, Верлена, Луи Арагона. Бернардо Бертолуччи в своих «Мечтателях» процитировал сцену из «Аутсайдеров», когда трое влюблённых решили побить рекорд американского туриста, который обошёл весь Лувр за 9 минут 45 секунд. 5. «Безумный Пьеро», 1965Это своеобразное продолжение «На последнем дыхании» – фантазия на тему, что если персонаж Жана-Поля Бельмондо выжил, оставил бурлящие гормоны молодости в прошлом, остепенился и стал типичным буржуа. Теперь он как следует упакован: жена, свой дом, работа на телевидении. Пока однажды примерный семьянин не отваживается на бунт. Его уводит из семьи и упорядоченной жизни взбалмошная красотка в исполнении Анны Карины. В бегах влюблённая парочка пускается во все тяжкие. Тут и мафиози, кражи денег, погони – всё, как мы любим.
На нашем сайте читайте также:
|
|