Псевдоправославие: от богородичников до «святого Славика» |
09 Февраля 2015 г. | ||||||||
Среди многообразия сект и культов в России есть особая группа, которую обобщенно называют «псевдоправославными сектами». Под это определение подпадают разные структуры: как полноценные секты, так и общины, которые лишь номинально находятся в юрисдикции РПЦ, а фактически уже не имеют никакого отношения к каноническому православию. Объединяет такие организации одно — упор на православную внешнюю атрибутику при наличии внутреннего учения, от индоктринации которым у человека могут возникнуть серьезные психические проблемы.
Самыми первыми и известными из тоталитарных культов были богородичники, или «Церковь Божией Матери Державная», игравшие на «православном» поле еще в 90-х. Возглавляет секту Иоанн Береславский (настоящее имя — Вениамин Яковлевич Янкельман). Главная община — в Москве. По учению богородичников, помимо Ветхого и Нового Заветов есть «Третий Завет», который в видениях Береславскому продиктовала и продолжает диктовать Богородица. Сектанты отождествляют Божью Матерь с Софией, говоря о Подательнице Святого Духа. На практике такое почитание Богоматери соседствует с определенным женоненавистничеством. Один из основателей богородичного движения «архимандрит» Краснов в брошюре «Советская мать — содомская священница» писал: «...сатана прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол, (...) сатана сделал гениталии центром личности Евы. (...) Вот почему нечестивая мать распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разожженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной...» Сам Береславский утверждал, что «Земная мать — прообраз дьяволицы».
Есть мнение, что у Вениамина Янкельмана как-то не задались отношения с родной мамой. И он это ретранслировал на свою религиозную деятельность. Самое интересное, что у «Богородичной церкви» немало прихожанок. Они подвергаются отдельным, особо жестким аскетическим практикам, но продолжают исповедовать доктрину Береславского. В 90-е и начале нулевых культ богородичников постоянно набирал обороты. Делегации «священников» и «епископов» ездили по всей России, выступая в различных ДК и культурно-просветительских центрах, называя себя представителями «православной церкви». Схожая внешняя атрибутика, иконы, церковные одеяния помогала им морочить публике голову. Правда, с середины 2000-х активность секты все же пошла на убыль. И сейчас «Церковь Божьей Матери Державная» пребывает в том же положении, что и большинство псевдоправославных сект, то есть в маргинальном. Есть центральный «офис» в Москве, адрес которого указан на сайте секты. Региональные филиалы, если и имеются, то глубоко законспирированы. По крайней мере, о каких-то «гастролях» богородичников не слышно уже несколько лет. Маргинальная, полуподпольная среда псевдоправославных богородичниками, разумеется, не исчерпывается. Это достаточно непубличная социально-религиозная страта, но раз в несколько лет случаются с представителями этих течений громкие и запоминающиеся истории. У всех на слуху «пензенские закопанцы». Тогда 35 человек православных христиан под руководством Петра Кузнецова ушли в пещеры под Пензой в ожидании скорого конца света, который должен был наступить буквально через несколько месяцев. Из-за суровых постов, молитвенных бдений и пещерного в прямом смысле слова быта погибли две женщины. Номинально это были православные, просто слишком проникнувшиеся идеей того, что «мир во зле лежит», вокруг царство антихриста и конец времен близок.
Петр Кузнецов — бывший инженер Пензаэнерго, лидер псевдоправославной секты, известной также как «пензенские закопанцы». Подобные настроения, а также общий алармизм характерны для всех таких течений. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) трактуется сектантами как «печать зверя», номер и серия паспорта гражданина РФ тоже приравнивается к чему-то адскому. В последние годы ИНН по демоничности уступает пальму первенства номеру СНИЛС и проекту «единых информационных документов». Позитивный полюс в учениях таких общин представляет не столько Христос, сколько иные сакральные фигуры. Это может быть последний российский император Николай II, которого расценивают уже не как святого, а как «воплощение Архангела Михаила», или вообще Христа. Или любая другая личность. Как, например, «Славик Чебаркульский», он же Вячеслав Крашенинников, ребенок восьми лет, умерший от рака крови и ставший «иконой» для одной из псевдоправославных общин. Центр культа находится непосредственно у могилы мальчика в Челябинской области, где регулярно собираются прихожане. «Святому Славику» посвящены иконы, книги и несколько фильмов. Весь культ оформлен в духе православной атрибутики поклонения святым мощам, но пронизан все тем же ожиданием близкого конца света, «предсказаниями будущего святого Славика» и лютым антиклерикализмом в отношении РПЦ. В отличие от пензенских затворников, эта община пока не уходит в пещеры, но, в принципе, в любой момент может на это решиться. Похожая секта возникла в поселке Победа Пензенской области — «Михайловская обитель», или «Община старца Алексия». Кстати, слово «старец» как термин, указывающий на непререкаемый сакральный авторитет, в псевдоправославных течениях используется очень часто. Береславский у богородичников — «старец», «старец Алексий», «старцы пророчат второе пришествие царя Николая». Если вы слышите постоянно повторяемое к месту и не к месту слово «старец», следует насторожиться. Весьма возможно, что перед вами представители псевдоправославной субкультуры. Что касается непосредственно «Михайловской обители», то про ныне покойного «старца Алексия» сектоведы говорят не иначе, как «дедушка умер, но дело живет». «Схиигумен Алексий» скончался в 2005 году. Старец писал не просто книги, а многотомные сочинения о том, что конец света близок и единственное место спасения — это его «обитель». На самом деле он не писал, а диктовал, и его «переводили» — сначала мать «схиигумена», а потом одна из подвижниц «обители». Кстати, во многом риторика гуру этой псевдоправославной общины повторяет сочинения, приписываемые «Славику Чербакульскому», что, в общем, неудивительно. И снова перед нами пользующаяся православной атрибутикой, но абсолютно изолированная, асоциальная алармистская группа людей, ждать от которых можно чего угодно. Все такие структуры и общины, несмотря на декларируемое православие, находятся вне Церкви. Куда сложнее ситуация, если подобная община «альтернативного православия» формально поддерживает общение с канонической Православной Церковью. Многие годы идут споры по поводу особенностей учения так называемых кочетковцев, последователей священника РПЦ МП Георгия Кочеткова. Сами себя они идентифицируют как члены «Преображенского братства». Несмотря на формальную каноническую принадлежность к Русской Православной Церкви, их учение и религиозные практики критически оцениваются сектоведами. По мнению Александра Дворкина, проблема учения Кочеткова и его последователей заключается в том, что «Церковь имеет «синагогально-синаксарную структуру», то есть состоит из двух неравных частей, из «полных» и «неполных» членов. «Полные» члены Церкви — просвещенные, подлинные христиане, а «неполные» — темная масса, на которую не стоит обращать внимания. Таким образом, себя «кочетковцы» представляют как своеобразную элиту Церкви, «суперцерковь» или, может быть, даже единственную правильную, истинную Церковь, и прилагают все усилия, чтобы данный «светоч» освещал темную массу простых, «непродвинутых» людей, выбирая из нее достойных войти в их «просвещенный круг». Проще говоря, община Кочеткова и его последователей — это такая «церковь в Церкви». И единственный непререкаемый авторитет в вопросах доктрины и веры для членов «Преображенского братства» — сам отец Георгий. Куда могут завести богословствования Кочеткова членов общины — большой вопрос.
Естественно, всем вышеперечисленным «псевдоправославные» течения не исчерпываются. Их очень много. Как правило, это локальные, очень замкнутые общины. Они не стремятся к массовому и публичному миссионерству. Более того, чаще всего эти люди не афишируют свою подлинную религиозную принадлежность. Но попасть в стройные ряды очередных «пензенских закопанцев» вполне реально. Особенно если вы из тех, кого называют «сочувствующими православию». Здесь рекомендуется только одно: если вы вдруг услышали про чудеса, знамения, старцев и ИНН и все это вам рассказывают с резюме «такова позиция Православной Церкви», не спешите с выводами. Проверьте в публичных источниках, действительно ли такова позиция РПЦ по данному вопросу. Не прибавляйте МЧС работы. Из-под земли людей выковыривать достаточно сложно. Особенно если они уверены, что спасутся от неминуемого ада только там. В катакомбах. ИСТОЧНИК:
|
|