НА КАЛЕНДАРЕ

Праздник Рождества Христова: католики и православные

Подготовила Ирина ТЕРНОВАЯ   
28 Декабря 2024 г.

Рождество Христово – великий христианских праздник воспоминаний рождения сына Божьего Иисуса Христа в г. Вифлееме. Православная церковь празднует Рождество Иисуса Христа в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая – 25 декабря по старому стилю.

Праздник Рождества Христова

В это время вспоминается и прославляется рождение от Девы Марии Младенца-Бога. Две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника и заканчивающихся Крещением, называют Святками. По древнему верованию в продолжение Святок открыты все сокровища рая. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти об евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода.

Рождеству предшествуют филипповки – Рождественский пост. Начинается он 27 ноября (день апостола Филиппа) и длится 40 дней. Заключительный день Рождественского поста – сочельник, он празднуется 6 января в канун Рождества Христова. Праздник получил свое название от «сочива» – особого праздничного кушанья, приготовленного из сока миндального, макового, меда и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже – риса. В этот же день в дом вносится рождественская елка. Ель – это символ рая, ее принято наряжать в ночь перед Рождеством и оставлять убранной в течение всех Святок.

В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды в память о звезде Вифлеемской – знаке родившегося Царя Иудейского. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома.

Сочельник – заключительный день Рождественского поста. В этот день принято просить прощения друг у друга, у христиан принято, чтобы люди, враждующие или просто имеющие разногласия, уладили свои отношения и умиротворенные встретили праздник.

Множество разнообразных народных примет и поверий связано с сочельником: вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на урожай. К примеру, если небо усеяно звездами – ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если иней на деревьях – пчелы буду роиться. Если снега возвышаются вдоль дороги – к неурожаю. Тропинки черны – будет урожай гречихи. В эту ночь ножки стула связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора; кур не кормили, чтобы грядки не копали; пряжу мотали в тугие клубки, чтобы капуста уродилась.

Иркутяне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво.

Начинают год святки – самый большой, шумный и веселый праздник. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, обычаями и запретами выделяет Святки из всего календарного года.

Этот период осмыслялся как своеобразная граница между старым и новым хозяйственным годом, а также представлением о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле на земле нечистой силы с Рождества до Крещения.

В святках мы встретим странную смесь обычаев из магического обряда с христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира. Такими обрядами были славление Иисуса Христа и колядование, во время которых ходили по домам с поздравлениями и пением колядок.

В воспоминаниях «иркутского жителя» Ивана Калашникова говорится: «Христославление заключалось в пении трех тропарей: Христос рождается – славите, Рождество Твое Христе Боже наш. Дева днесь Пресущественного рождает. В конце обыкновенно прибавлялась следующая кантата:

Нова радость во всем мире

Ныне нам явися:

Бог – царь от Девы Марии

В вертепе родися!

Тому ангел на небе

Все зело дивятся.

Земнородны человецы о том веселятся!

Виват, виват, виват, виват на многие Леты!

Сверх этой кантаты говорили еще рацею (oratio), оканчивающуюся поздравлением хозяина и хозяйки».

В Иркутске, как вспоминает известная сибирская писательница А. А. Авдеева-Полевая, «праздник Рождества начинался духовными обрядами: ходили к заутрене, к обедне; после обедни с поздравлением к старшим. Дочери после обеда ездили с мужьями и детьми к родителям. На другой день делали визиты к старшим родственникам и принимали у себя гостей. Так проходили первые три дня; но Святки продолжаются до Крещенья. Вечера святочные называли святыми. В первые три дня дети всех званий ходили славить Христа. Это был любимый праздник для детей, и те из них щеголяли, которые больше выучивали рацеек. Отславивши Христа, они сказывали рацейки и обращались к хозяину и хозяйке. Вот образчик этого: «Встань, хозяин, да покатись в подполье по пироги да по шаньги, по мягкий хлеб да по деньги в зепь». Еще было обыкновение печь из ржаной муки ягнят и овечек, иногда и пастуха; все это давали в гостинцы детям… у девочек прятали куклы в чулан или куда-нибудь подальше, так же оборачивали куклы лицом вниз, говоря, что грех играть ими в святые вечера, что шиликун (черт. – Прим. авт.) утащит их. Еще было в старину представление… Ходили с коньком. Один представлял сидящего на лошади рыцаря, а двое других даму и кавалера; ходили тоже вечером по домам и куда входили в дом, то пели и плясали».

Особенно популярны во всех слоях иркутского общества были вертепы – своеобразные передвижные кукольные театры. Вертеп представлял собой деревянный ящик. В нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. Ящик обычно бывал двухъярусным. В верхнем ярусе вертепа представлялась «смерть Ирода», а в нижнем – «пляски». При этом один из актеров – «дьячок» зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а другой – «трапезник» гасил их. У одного за плечами был кузов, а у другого в руках тарелка, в которую зрители клали деньги. Обыкновенно с вертепом ходили мальчики, некоторые из них – воспитанники младших классов семинарии – славили Христа по латыни. Иногда вместе с ними ходил скрипач, что превращало представление в яркое зрелище. Вертепы обычно представляли на святках вечерами.

Центральным моментом Святок в Иркутской губернии была общесемейная трапеза. Ужин начинали с молитвы и поминовения умерших родственников. Во время ужина или после него происходил обряд «кормления» душ умерших предков. На ночь оставляли на столе на всю ночь остатки еды, прикрыв ее белым полотенцем.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются различные формы святочных гаданий.

Святки считаются праздником молодежи, которая задает тон своими песнями, гаданиями, играми всему празднику. Подготовка к святкам длилась около месяца: девушки шили наряды, парни готовили маскарадные костюмы. Наносили визиты, принимали гостей, устраивали смотрины невест.

В особенности большой интерес представляли святки для девушек, которые гадали в это время на своих суженых.

Гадания начинались под сочельник. В это время они считались наиболее верными, ибо «черт еще не испортил», как говорили в старину. Приемов гадания существовало довольно много. В Иркутской губернии гадали следующим образом:

«Завязывают коню глаза, садятся на него и пускают идти куда хочет. Куда он пойдет, там живет жених или невеста.

Смотрят в двенадцать часов ночи в кольцо с пальца, чтобы увидеть суженого или суженую.

Вешают три веника – лохматый, средний и голик и заставляют в потемках выбрать один из них. Если вытащишь лохматый – то жених будет богатый, если средний, то жених будет среднего достатка, если вытащишь голик, то жених будет бедняк, голыш.

Ходят вечером слушать под окна. Если услышат плач или заунывные песни, то это к смерти, а веселые песни – к свадьбе.

Девушки наливают воду в блюдце и пускают две иголки. Если они сходятся, то гадающая за милого замуж пойдет.

Замораживают в ложке воду. Если замерзнет бугорком, то жить будешь, а ямочкой – умрешь».

Е. А. Авдеева-Полевая вспоминала: «Гадали о суженом, о том, весело ли проживут следующий год: лили олово и по вылитым фигурам разгадывали свою участь. Около полуночи выходили по двор полоть снег. Взявши немного снегу в фартук, качали его, приговаривая: «полю, полю бел снег, где собака залает, там мой суженый», – и прислушивались. Где залаяла собака, там быть отданной замуж. Толстый и хриплый лай означал старика, звонкий и тонкий – молодого… Еще ворожили таким образом: бросали башмак за ворота, куда упадет он, туда быть отданной замуж; выпускали на середины комнаты курицу с петухом и замечали – сердит ли будет муж? Если петух гордо расхаживал, клевал курицу, то, значит, сердитый муж будет… Так ворожили девушки разного возраста: большие и маленькие. Главные, важные гаданья были: смотреть в зеркало в полночь, когда все лягут спать, или набирать два прибора на Васильев вечер или на Крещенье, и в сочельник ходить слушать к верее, к амбару, к проруби, на перекресток, и все это в полночь».

Обязательной принадлежностью праздника был рождественский стол, который отличался обилием и разнообразием. Что подавали к рождественскому столу наши бабушки? Сочиво, студень, заливное из рыбы, жареного карпа, рыбу по-монастырски, колбасу домашнюю, свинину на ребрах, бараний бок с кашей, жареного гуся, всевозможные пряники и коврижки.

Л. И. Тамм вспоминала рождественские дни: «В Рождество за день до праздника в комнату вносили большую до потолка елку. Пахло лесом и морозным чистым воздухом. Самая трудоемкая работа доставалась нам с тетей Сашей, она была мастером украшать елку, научилась этому у художников, которые оформляли витрины магазина у Самсонова. Елку ставили в большое ведро, замаскированное ватой под ледяную горку, под ней размещали ватные игрушки – мальчишек, катающихся с горки на санках, пешеходов. В это время Кока с тетей Аришей колдовали на кухне, обмазывали свиной и телячий окорока тестом, фаршировали курицу, рыбу и поросенка. Тетя Наташа сбивала сливки. Во всем великолепии появлялся стол, накрытый белоснежной скатертью… При свете многочисленных елочных свечей искрились в графинах настойки. Стол стоял убранным весь день. На завтра он накрывался заново, чтобы быть готовым принять запоздалого визитера или приглашенных гостей».

В Иркутске в рождественские дни родилась еще одна традиция – «Тайная милостыня». Из воспоминаний Л. И. Тамм: «В нашей семье каждый год в ночь под Рождество совершалась тайная милостыня. Традиция эта возникла давно. Первые дети бабушки рождались слабенькими и умирали еще в младенчестве. Бабушка и лекарства пила, и к знахаркам бегала – ничего не помогало. Прослыла она, что в Вознесенском монастыре живет монах-схимник. К нему много народа ходит, он молитвой да советом помогает. Пошла она к нему. Старец и присоветовал ей на Рождество Господне совершать тайную милостыню. Бабушка разузнала, где в нашем околотке живут бедные люди, и в ночь на Рождество стала подкладывать им под дверь кое-что из одежды и еды. Семеро детей после этого родила, все разумные, здоровые.

Дети выросли, а традиция осталась. С тех пор перед праздником мы собирались все вместе и мастерили подарки. В гимназии меня научили делать елочные игрушки, и я предложила домашним наряжать и дарить маленькие елочки. Мы ставили елочки на крыльцо, стучали в дверь, а сами убегали. Даже в самые трудные времена Гражданской войны мы не забывали о тайной милостыни, помнили наказ бабушки: «Раз Богу обет дан, его исполнять надо!»

Близка рождественская ночь

Земля под снегом всюду дремлет

И, грез не в силах превозмочь,

Шептанью ветра тихо внемлет.

Над гор хребтами и в лесах,

В долинах все полно молвою,

Что Тот родится в небесах,

Кто должен мир спасти Собою.

И всюду – всюду Рождество

Прощенья и любви Христовой

Несет святое торжество

Среди зимы, как смерть суровой.

Звезда взошла, горит, сияет,

Целует землю, гонит ночь,

И мрак седой ослабевает,

И злые сны несутся прочь.

  • Расскажите об этом своим друзьям!