НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Право против хаоса

24 Ноября 2015 г.

islam terr 2

Серия недавних катастрофических террористических актов на Синае, в Париже и в Мали показала - причем с предельной ясностью, - что современный мир очень хрупок. Что этот мир можно попытаться взорвать, используя определенные средства - прежде всего, террор, но и не только его. Что если столь хрупкий мир окажется взорванным, то хаос, о котором теоретики говорят давно под разными углами зрения, окажется не теоретической абстракцией, а грубой реальностью. Реальностью, вполне способной пожрать все то, что нам кажется ценным и несомненным, то есть неизымаемым из того мира, в котором мы живем. Пишет "Российская Газета".

И в самом деле, из того мира, в котором мы живем, не могут быть изъяты ни права человека, ни нормы гуманности, ни толерантность, понимаемая как разумная терпимость и готовность к диалогу, ни рациональность - это неотменяемое, казалось бы, завоевание последних столетий. Ни, наконец, та правовая культура, совершенствованию которой мы посвятили свою жизнь. И которую мы считаем важнейшим каркасом, вокруг которого выстраивается вся устойчивая конструкция современного мира.

Беда в том, что просто мы можем однажды проснуться и понять, что того мира, в котором мы жили, больше нет. А есть совершенно другой мир, отрицающий все то, что я перечислил выше. Мир, в котором стабильность и порядок отменены. Мир, в котором народы и государства выживают в волнах всеобъемлющего хаоса, о котором великий русский поэт Александр Блок написал пророческие строки:

"Не стерег исступленный дракон,

Не пылала под нами геенна,

Затопили нас волны времен,

И была наша участь - мгновенна".

Разве не было подобных прецедентов, которые могут повториться? Разве не просыпались когда-то люди и, глядя в окно, вдруг обнаруживали, что мира, в котором они привыкли жить, больше не существует?

Снова нам явлена возможность такого хаоса, как реальности. Несколько таких вызовов и несколько "симметричных" ответов на эти вызовы - и Европа превратится в царство хаоса, раздираемого националистическими и конфессиональными страстями. А вслед за Европой хаос распространится на остальные регионы планеты. Какие правовые проблемы ставит на повестку дня реальная возможность сначала макрорегионального, а потом и глобального хаоса? Сегодня как никогда актуально концептуальное и одновременно профессионально-правовое осмысление опыта последней четверти века. Ибо угроза хаоса возникла внутри того, что бурлило и клокотало все это время.

Фашиствующее варварство и "управляемый хаос"

Современный мир столкнулся не с исламским бунтом против навязываемого этому миру устройства человеческой жизни. Современный мир столкнулся с особым архаическим варварством. Иногда его пытаются называть исламским, добавляя обязательные эпитеты "экстремистское", "радикалистское", "террористическое" и так далее. Но это не ислам. Это исламизм - фашиствующее варварство, которое лишь прикрывается одеждами подлинного ислама, но не имеет к исламу никакого сущностного отношения. Более того, просвещенный, традиционный ислам атакуется этим архаическим, человеконенавистническим исламизмом с особой беспощадностью. Ведь не зря пресловутое "Исламское государство" грозит уничтожить не только суфийские исламские памятники и реликвии, но и священную для всех мусульман Каабу.

И все же мы не можем сводить проблему даже к архаическому исламистскому вызову. Потому что на самом деле вместе с хаосом в нашу жизнь вторгается всяческая архаика. Как прикрывающаяся масками разных классических конфессий, так и напрямую демонстрирующая свой зловещий регрессивный оскал.

Но как это произошло? Главное при этом, на мой взгляд, - внимательно разобрать якобы благую идею "принуждения к демократии" с помощью иноземных военных вторжений. И осмыслить накопившийся опыт попыток реализации этой идеи. Ведь именно в этом опыте нужно искать нечто, позволяющее обеспечивать вторжение хаоса, нечто, выпускающее из бутылки джиннов исламистского или иного архаизированного и архаизирующего варварства.

Теперь уже очевидно, что осуществляемая посредством внешнего вмешательства так называемая "принуждающая демократизация" - светских структур "авторитарной" власти в развивающихся странах вообще и странах ислама в частности - приводит к фактическому регрессу политической и государственно-правовой системы в стадию догосударственного существования. И к обрушению социальности в нескончаемые конфликты на этноплеменной и субконфессиональной основе, к разделению общества на непримиримые догосударственные трайбы и "войне всех против всех". Именно этот социально-государственный регресс пробуждает и вызывает из подполья тех самых джиннов древнего варварства, которые подавлялись, но дремали в недрах разрушенной внешним вмешательством светской государственности.

Опыт почти полутора десятилетий подобных "демократизаций" показал неизбежность их катастрофических последствий. И после полутора десятилетий такого опыта мир имеет все основания полагать, что речь идет не о "демократическом идеализме", а о целенаправленном создании так называемого "управляемого хаоса".

Мы не вправе подозревать круги высокообразованных и отлично информированных лиц, принимающих в США стратегические решения, в социополитической наивности. И, соответственно, в расчете на то, что "демократизируемые" военным вмешательством сложные общества стран с собственной древней историей и культурой - за считаные годы пройдут тот исторический путь, по которому западные общества шли тысячелетия. И в расчете на то, что определенная часть общества этих стран не ответит обращением к своей социокультурной архаике как средству сопротивления "невыносимой новизне", которую к тому же грубо навязывают извне.

События последних лет в Сирии, Ираке, Ливии, Египте, Йемене, Нигерии, Мали, а также недавние теракты на Синае и в Париже показывают, что вызванный из бездны "демократизирующими вмешательствами" джинн так называемого "Исламского государства" приобрел воистину глобальные амбиции. И что он делает уже вовсе не словесные заявки на распространение исламистского террористического халифата далеко не только на страны ислама. И что этот джинн вполне способен - если ему не оказать должного немедленного противодействия - распространять хаос, регресс и средневековую архаику на другие регионы мира.

При этом нельзя не понимать, что в лице этого "халифата" мы имеем дело с предельно амбициозным врагом, который уже предъявляет миру немало признаков альтернативной - террористической и варварской - государственности. Включая не только "трофейную" экономику торговли ворованной нефтью, грабежей населения, продажи на мировых черных рынках исторических артефактов и работорговли, но и свою налоговую систему, свою судебную власть, свои вооруженные силы, полицию, территориальные администрации, электронную и бумажную прессу, школы-медресе, госпитали, - вплоть до служб уборки мусора.

Кроме того, нельзя не понимать, что у новоявленного "халифата" есть и такой мощный инструмент влияния, как архаичная, но сильная идеологическая накаленность плюс вполне современные сетевые механизмы трансляции этой накаленности в глобальный мир. И мы видим, как этот новоявленный "халифат" не только вербует множество сторонников из разных регионов планеты, но и быстро всасывает в орбиту своего влияния большинство региональных террористических исламистских организаций в различных странах - часть "Джабхат-ан-Нусры" в Сирии, часть "Талибана" в Афганистане, "Боко Харам" в Нигерии и так далее.

То есть мир оказался перед лицом очень мощного и именно глобального вызова. Вызова, который требует срочного осознания и именно глобального ответа. Мы - со своей профессиональной точки зрения - не имеем права не задаваться вопросом о том, почему такой вызов оказался возможен.

Кризис международного права

Распад СССР и прекращение противостояния Западного и Советского военно-политических блоков фактически создали феномен однополярного мира во главе с США.

И уже в 90-х годах прошлого века стало ясно, что Америка во главе НАТО начала все более активно продвигать на международной арене свои интересы глобального гегемона в обход ООН - единственного легитимного органа решения международных проблем. Напомню, что решение НАТО о бомбардировках Сербии в 1999 году было принято без резолюции СБ ООН. Такими же беззаконными были война НАТО в Ираке в 2003 году, война коалиции НАТО и ряда арабских государств против Ливии в 2011 году. Незаконный процесс внешнего подавления избранной правящей власти четыре года назад начался в Сирии.

Что в этих условиях должна была и могла предпринимать ООН? Обвинения ООН в неэффективности ее механизмов в значительной мере справедливы. Дух десяти Основных Принципов международного права, сформулированных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года и Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, до сих пор не обеспечен буквой точных и последовательных правовых установлений. И что это постоянно вызывает правовые коллизии противоположных толкований системы фундаментальных принципов международного права.

То есть устойчивость международного мира оказывается в огромной степени заложницей способности одной из сторон конфликта "продавить" в качестве единственно правильной свою собственную интерпретацию.

Но и это еще не все. Мировое сообщество уже в течение трех десятков лет регулярных, но бесплодных попыток так и не создало полноценных правовых инструментов для того, чтобы обуздать вызов приобретающего глобальный размах терроризма. До сих пор нет основополагающего документа о борьбе с международным терроризмом, способного обеспечить для этой борьбы единые нормативные рамки. Хотя давно ясно, что в борьбе с этим глобальным вызовом невозможно ограничиться сколь угодно точным национальным законодательством.

Поскольку такого основополагающего документа нет, международная политическая практика все шире использует в сфере оценок терроризма выгодные одной из сторон интерпретации международного права и двойные стандарты. И мы давно видим, как конкурирующие державы под флагом поддержки борьбы за "национальное самоопределение", "демократию" или "права человека" используют терроризм в качестве инструмента "необъявленной войны" с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

Важнейший фактор, в огромной степени определяющий сегодняшнее кризисное состояние международного права, - новая роль средств массовой информации в глобальном мире. Практика дезинформационных оценочных интерпретаций, которую специалисты давно назвали "информационными войнами", все настойчивее вытесняет международное право.

Но ведь сфера такого рода "интерпретаций" - "дорога с двусторонним движением". Организаторы и лидеры крупнейших террористических исламистских структур, и прежде всего претендующего на глобальный характер так называемого "Исламского государства", тоже хорошо понимают и слабости существующей системы международного права, и возможности его "заинтересованных интерпретаций". И очень активно используют эти слабости и эти возможности как для привлечения сторонников и вербовки боевиков, так и для оправдания собственного террора.

В результате атака на международное право идет с двух сторон. Со стороны неправовых действий крупнейших стран мира, отрицающих дух и букву правовых установлений ООН и подменяющих эти установления своими собственными интерпретациями справедливого и несправедливого. И со стороны исламистских террористов, входящих в мировое "пространство интерпретаций" не только с собственной идеологией архаической средневековой "справедливости", но и с варварскими практиками массовых унижений, порабощения и убийств людей.

Между тем размытость ряда норм международного права, открывающая возможности для их политически опасных интерпретаций и препятствующая адекватным правовым ответам мирового сообщества на глобальные вызовы, в том числе на терроризм, - ясна уже давно. Некоторые страны стремятся дополнить исходные принципы и нормы ООН еще более размытыми - и еще более доступными для произвольных интерпретаций и использования в информационных войнах - принципами вроде необходимости "гуманитарных интервенций" и "обязанности защищать".

Все громче звучат голоса, утверждающие, что ООН организация вообще неработоспособная. И что в новом глобальном "постъялтинском"" мире пора отказываться от устаревших принципов Устава ООН. Включая принципы нерушимости границ и государственных суверенитетов.

Многие сторонники такой позиции заявляют, что неостановимый процесс глобализации требует создания новой единой глобальной правовой системы, в которой международное право будет иметь абсолютный приоритет над национальными правовыми нормами и над национальными правовыми системами в целом, включая конституции. В самом радикальном варианте речь заходит о создании Мирового государства, Мирового правительства, Мирового суда, Мировой полиции и т. д.

Напомню, что ООН - это Организация Объединенных Наций, и что она создавалась на основе идеи объединенных наций (United Nations) и объединенных суверенитетов (joint Sovereignties, "pooling" Sovereignties) суверенных равноправных государств в целях создания устойчивого, мирного и развивающегося глобального сообщества. И что в мире, кроме сообщества суверенных национальных государств, нет - и не предвидится - таких субъектов права, которые обладали бы легитимными полномочиями на общемировые правоустановления.

Отсюда следует, что никакую легитимную международную правоустанавливающую и правоприменяющую организацию, принципиально иную по способу формирования в сравнении с ООН, - сейчас создать нельзя. И значит, единственная возможность фундаментально улучшить систему международного права и правоприменения - продуманные и эффективные реформы правовых норм ООН. Реформы, исключающие коллизии между Основополагающими Принципами Устава ООН и возможности вторжения в сферы их регулирования произвольных, хаотизирующих право, интерпретаций.

Риски для национальных правопорядков

Несмотря на процессы глобализации, пока мы по-прежнему живем в мире, в котором у граждан разных государств налицо множество несовпадающих культурных, социальных, религиозных ценностей.

В каждой ценностной системе есть своя, исторически выстроенная и, как правило, базирующаяся на многовековом религиозном фундаменте (и укорененная в культуре) совокупность морально-нравственных норм. Эта совокупность норм принимается и поддерживается (через семейное и общественное воспитание, образование, общественную и государственную культурную политику) большинством граждан данного государства. А отклонения от этой совокупности норм воспринимаются и отторгаются массовым сознанием как "повреждение нравов".

В связи с этим напомню, что всегда в человеческой истории правовые нормы по факту только юридически оформляли фундаментальные ценностные и морально-нравственные установки общества, для которого предназначалось законодательство. Других способов создания устойчивых и эффективных правовых систем человечество просто не знает.

Здесь мне представляется уместным вспомнить о позиции великого философа Иммануила Канта, который писал, что природа, задумавшая человека как разумное существо, имела план привести его к достижению совершенного гражданского объединения человеческого рода на основе права. При этом Кант говорил о важности индивидуального "морального закона внутри", но подчеркивал, что "природные задатки человека, направленные на применение его разума, развиваются полностью не в индивиде, а в роде".

Классический либерализм современного Запада в целом придерживался именно такого, кантовского взгляда на человеческое (в том числе, правовое) развитие, в центре которого были понятия правового общества и правового государства. Именно на этой основе вырабатывались и политическая философия демократии, и теоретические принципы правовых доктрин. Включая представления о свободе как о "зависимости человека только от законов" (Вольтер), а также важнейшую оговорку о том, что человек свободен в своих действиях лишь в тех пределах, которые не нарушают свободу другого человека.

Западная политическая теория и практика последних десятилетий очень существенно смещает акценты в сфере представлений о человеческих правах и свободах. В ряде развитых стран Европы уже давно говорят о том, что защита прав меньшинств должна стать основной задачей правовых институтов, регулирующих жизнь общества. И что главным содержанием нормативных новаций современности должно стать ограждение меньшинств от ущемления их прав. Включая право меньшинств на пропаганду своих ценностей, норм и образа социальной жизни. Такая политика создания правовых новаций обнажает две взаимно-конфликтных тенденции.

Первая тенденция - защита меньшинств, которые социальное большинство считает сообществами "поврежденных нравов", в том числе и в особенности - сексуальных меньшинств. При этом оказывается, что защите подлежат и сексуальная свобода, и свобода выбора гендерных ориентаций, и даже свобода пропаганды в детской среде не только этих "свобод", но и педофилии. Очевидно, что такие "правовые новации" не могут не восприниматься европейским социальным большинством, сохраняющим традиционные ценностные и морально-этические ориентации, укорененные в христианской культуре, как катастрофические признаки "повреждения нравов" уже на уровне государственной власти.

Вторая тенденция - попытки приоритетной защиты прав этнорелигиозных меньшинств африканских, азиатских и т. д. мигрантов в рамках политики "мультикультурализма".

Нельзя не осознавать, что столкновение этих тенденций в одном обществе не может не вызывать фундаментальных этических, а затем и социально-политических конфликтов как между этими меньшинствами и социальным большинством, так и между двумя группами "защищаемых" меньшинств.

Правоверные мусульмане не могут полноценно интегрироваться в общество, которое считают глубоко аморальным. Они, в том числе по этой причине, стараются оградить себя и детей от греха замыканием в добровольных локальных исламских гетто. Тех самых гетто, которые, отторгая греховность внешней среды принявшего их государства, становятся благодатными оазисами для пропаганды радикальных исламистских проповедников и вербовки кадров для террористического варварства.

Конечно, "законопослушная" часть автохтонного морально-этического большинства готова терпеть такие правовые новации. Но другая, не столь законопослушная, часть того же социального большинства неизбежно отвечает на подобную нормативную "либерализацию" агрессивным отторжением меньшинств. В том числе погромами гей-клубов и избиениями участников гей-парадов. Нарастающей ксенофобией и поджогами домов в мусульманских гетто. Политическим ренессансом крайне правых партий и появлением в национальных и международных парламентах влиятельных групп с радикальной, вплоть до неофашистской, идеологией.

Очевидно, что никакой "мультикультурализм" такой адской смеси непримиримых морально-этических норм выдержать не может. Совокупность этих процессов, в очень высокой степени связанных с "либерализационными" правовыми новациями, неизбежно делает Европу крайне незащищенной с точки зрения социально-политического единства и устойчивости правопорядка.

Это особенно ярко показал общеевропейский политический кризис, связанный с внезапным наплывом, начиная с нынешнего лета, сотен тысяч мусульманских беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана, Пакистана, стран Африки. Этот кризис многие аналитики определяют как "политический хаос", грозящий распадом Евросоюза, а немало злых языков хлестко называют "Похищением Европы". И пока совершенно неизвестно, сумеет ли такая Европа, сегодня выведенная из привычного ощущения безопасного благополучия терактами в Париже, преодолеть хаос и восстановить единство не под ксенофобскими и праворадикальными, а под гуманистическими правовыми знаменами.

Подчеркну, что Европа - только пример. Сказанное мною выше касается отнюдь не только Европы. Этот колокол звонит не только по ней. Похожие тенденции смещения правовых систем к отказу от учета обусловленных культурой и историей национальных морально-нравственных норм уже давно наблюдаются почти во всех регионах мира, включая Россию. И создают аналогичные риски для устойчивости общества и социально-политической и государственно-правовой стабильности.

Что делать?

Тактика. Во-первых, нужно осознать, что вызов варварского террористического исламизма именно глобальный и что реагировать на него нужно именно глобально и без промедления.

В сегодняшнем мировом сообществе налицо не только острые конфликты интересов, но и глубокий дефицит взаимного доверия. Тем не менее необходимо срочно договариваться о совместных согласованных действиях, способных подавить варварский исламистский террор в его нынешнем "родовом гнезде", в Сирии и Ираке.

Перед лицом глобальной угрозы такого масштаба все адресаты этой угрозы во всем мире могут и должны - во имя собственного выживания и предотвращения глобального хаоса - проявить такое солидарное поведение, которое свойственно даже диким животным в условиях засухи и которое биологи называют "водяным перемирием". То есть быстро создать глобальную антитеррористическую коалицию, получить на ее операции необходимый широкий, но конкретный и ясный мандат Совбеза ООН, и привести эту коалицию в действие.

Только такой подход к проблеме позволит оперативно планировать и быстро наращивать согласованные действия против "Исламского государства" и его террористических союзников.

Даже самые успешные операции в Сирии и Ираке к быстрому и полному подавлению сил новоявленного "халифатизма" не приведут. Это глобальное зло уже создало во многих регионах мира сетевые структуры и "спящие ячейки", через которые исламистские боевики будут "перетекать" из своего сирийско-иракского центра в другие точки приложения своей вербовочной и террористической активности. И продолжать свои действия по "варваризации" и хаотизации глобального мира.

Соответственно, подавление сил радикально-исламистского террористического варварства - это не короткая операция, а достаточно длительная война, окончательный успех которой невозможен без постоянного, заинтересованного и активного участия всех членов глобальной антитеррористической коалиции.

Во-вторых, нужно существенным образом пересмотреть подход национальных государств к обеспечению безопасности на своей территории. В том числе на законодательном уровне.

В связи с этим я должен обратить внимание на ложный характер дилеммы, которую сейчас нередко предлагают своим гражданам ведущие мировые политики и эксперты. Это - дилемма о "необходимости выбора между свободой и безопасностью".

Подчеркну: такая дилемма логически и юридически бессмысленна. Бессмысленна просто по той причине, что безопасность - фундаментальнейшая из человеческих свобод. Это безусловный императив всегда. И тем более сейчас, в условиях объявленной миру террористической войны. В этих условиях ключевая и приоритетная обязанность государства - гарантировать гражданам главные человеческие свободы, то есть право на жизнь и безопасность. Особое значение этого приоритета в условиях войны определяет и возможные (частичные и соразмерные) ограничения других свобод, и необходимые (соразмерные и достаточные) трансформации правовой системы в направлении более выраженной "военной" суровости.

Сейчас нередко говорят, что возникает риск под предлогом борьбы с терроризмом забыть о правах человека. Но демократическое государство - а никакая война не должна стать поводом для отказа от демократии - обязано уметь защитить себя и общество от любых угроз. Здесь я должен подчеркнуть, что все права человека реальны и действительны только при условии их надлежащих гарантий и эффективной защиты со стороны институтов дееспособного сильного государства. Попытки отрицать или тем более разрывать связь сильного государства и реальных прав и свободы человека, - бессмысленны и опасны для свободы.

Еще раз поясню, почему я говорю о необходимой в нынешних условиях суровости правовых установлений. Сфера массовой морали в большинстве тех стран, которым предъявлен глобальный террористический вызов, находится в глубоком кризисе. Ключевой фактор этого кризиса, говоря словами Канта, - ослабление и дефицит "нравственного закона внутри нас".

Этот дефицит в условиях войны, объявленной террористическим варварством глобальному миру, создает серьезные риски хаотизации общества и социальной катастрофы. И этот дефицит возможно компенсировать только достаточно гибкими и одновременно достаточно суровыми правовыми регуляторами. Здесь я считаю уместным сослаться на известную религиозную максиму: "Если страха божьего нет, то и страх человеческий хорош".

Стратегия. Я с интересом прочел недавнее заявление кандидата в президента США Берни Сандерса с призывом к созданию глобального антитеррористического альянса в составе стран НАТО, России и Лиги арабских государств, который Сандерс предложил назвать "НАТО-2.0".

Однако не могу не заметить, что, во-первых, Сандерс не включил в этот будущий альянс ни Китай и Индию, ни Иран и Сирию, ни какие-либо страны Африки и Латинской Америки. И что, во-вторых, пока Сандерс - лишь кандидат, а не президент США. И что пока американские СМИ и политическая Америка в целом продолжают и усиливают против России информационную войну фальсифицированных интерпретаций реальности.

Это означает, что, скорее всего, антитеррористическая коалиция, о которой я говорил выше, если и возникнет в ситуации нарастания террористической угрозы и ее осознания ведущими заинтересованными странами, то лишь на короткое время и в достаточно двусмысленных, нестратегических форматах.

Это показывает, что нам никуда не деться от реформы правового базиса ООН, о необходимости которой я говорил и писал много раз. Здесь нужно прежде всего добиться строгой и взаимоувязанной, то есть исключающей юридические коллизии и "свободные" хаотизирующие интерпретации, правовой формулировки основополагающих принципов Устава ООН. А также наконец разработать и принять - на уровне отдельной Конвенции - строгий и исчерпывающий международный правовой документ о борьбе с терроризмом.

Далее, важнейшую роль в противостоянии исламистскому терроризму должны играть элиты стран, социальное большинство которых исповедует ислам. Это так потому, что террористический халифатистский исламизм нацелен прежде всего на идеологическую, политическую и вооруженную агрессию против этих стран и их захват. И это так потому, что именно духовные элиты этих стран обладают необходимым для идеологической войны с варварским исламизмом религиозным и моральным авторитетом.

Но для того, чтобы в политике мусульманских стран произошел такой поворот, их политический класс должен, во-первых, осознать наступление варварского халифатизма как экзистенциальную, смертельную угрозу. И отложить в сторону субконфессиональные противоречия. И, во-вторых, этот политический класс должен поверить, что действительно происходят такие трансформации международного права и правоприменения, которые на будущее исключат "демократизирующие" внешние вмешательства в судьбу мусульманских стран в духе конструирования "управляемого хаоса".

Наконец, я убежден, что размывание "нравственного закона внутри нас" в большинстве развитых стран, будучи дооформлено расширяющимся корпусом соответствующих правовых новаций, поддерживающих "повреждение нравов", - приобретает характер уже не потенциальной, а вполне реальной угрозы существованию единого человечества.

Я, как правовед, хорошо понимаю, что социально-государственная или международная система, закосневшая в своей самоуспокоительной неизменности, - обречена на загнивание и гибель. И что правовая новизна в быстро развивающемся глобальном мире насущно необходима.

Но одновременно я не менее хорошо понимаю, что правовая новизна бывает разная. И что в этой новизне необходимо точно определять различия между целесообразными новациями - и рисками создания катастрофических разрывов между правом и укорененными в социальном большинстве морально-этическими нормами. Включая массовые представления о добродетели и грехе, о добре и зле, о справедливости и неправедности.

Я знаю, что, если поток правовой новизны создает такие разрывы, общество не только неуклонно слабеет, но и почти неизбежно ввергается в хаос. В хаос смуты, войн, революций. И всем нам известно из мировой истории, что подобный хаос вселяет в социальные массы такой ужас, что эти массы готовы принять любой - пусть даже предельно тоталитарный - порядок, который будет способен обуздать хаос.

В связи с этим не могу не напомнить исторический урок Веймарской Германии. Где нарастающий разрыв между суперкризисной социальной реальностью и игнорирующими эту реальность предельно "свободными" правовыми нормами вверг страну в государственный, политический, экономический, социальный хаос. Тот самый хаос, ужас которого привел к власти - причем вполне демократическим путем - нацистскую партию и Гитлера.

Но даже если речь не идет об угрозе тоталитарного перерождения общества и государства, хаос в конечном итоге неизбежно приходится усмирять. Усмирять тем более жесткими и болезненными правовыми мерами, чем глубже зашло "повреждение нравов" и чем шире был породивший этот хаос поток "освобождающей" законодательной нормативной новизны.

Отсюда следует понятный вывод в отношении стратегии развития национальных правовых систем. Нельзя углублять разрывы между массовыми социальными ощущениями благого, должного и справедливого - и новой правовой нормативностью. Нельзя, в противоречии с базовыми ценностными и морально-этическими установками социального большинства, правовыми мерами поддерживать те тенденции трансформаций "нравственного закона внутри нас", которые социальное большинство категорически отвергает.

  • Расскажите об этом своим друзьям!