ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему дети совершают массовые убийства?

По инф. polit.ru   
01 Ноября 2021 г.
Изменить размер шрифта

В конце 1990-х годов массовое убийство в школе Колумбайн шокировало весь мир. С тех пор стрельба в школе стала своего рода эпидемией и давно вышла за границы США. В своей книге «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка» клинический психолог Питер Лангман попытался разобраться в сути страшного явления. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент книги.

Почему дети совершают массовые убийства?

«Бог печали»

Шизотипический подросток

Несмотря на всё внимание СМИ к школьной стрельбе, мало кто говорит о проблеме психоза. Однако, как мы увидим, значительная доля школьных стрелков — психотики. Прежде чем мы продолжим, следует сказать несколько слов о психозе, потому что его часто неправильно понимают. Обыватели думают, что больные с психозом — совершенно не от мира сего. Воображают неухоженных людей, которые бормочут себе что-то под нос на углу улицы, совершенно потеряв связь с реальностью и не в силах функционировать в обществе. Это обманчивая картина.

Психотики могут вести активную жизнь. Например, книга (и фильм) «Игры разума» рассказывает о Джоне Нэше, математике с шизофренией, который получил Нобелевскую премию. Он слышал голоса и верил, что они из открытого космоса; еще он планировал стать императором Антарктиды. Тем не менее он был гением, был женат и преподавал в университете. Важно понимать: школьные стрелки могут ходить в школу, делать домашнюю работу, играть в спортивных командах и всё же быть психотиками.

Что же конкретно значит термин «психотик»? В общем смысле он относится к «потерявшим связь с реальностью». Однако человек может сохранить связь в большинстве областей и потерять в нескольких конкретных. Две главные проблемы психотиков — галлюцинации и бред.

Галлюцинации — это сенсорный опыт, не основанный на реальных событиях. Хотя чаще всего имеются в виду слуховые галлюцинации — «несуществующие голоса», их можно испытывать любым из пяти органов чувств.

Бред — это ложные убеждения, которые не поддаются коррекции. У школьных стрелков распространены два типа бредовых убеждений: бред величия и параноидный бред.

Несколько стрелков верили, что они экзальтированные фигуры или богоподобные создания. Другие верили, что им хотят навредить или даже их убить люди, боги, демоны или чудовища.

Психотические симптомы необязательно постоянны или мешают жить. На самом деле одна из трагических черт школьных стрелков — их умение прятать психотические симптомы так, что взрослые не знали, через что они проходят. Пряча психозы, стрелки лишались лечения, которое помогло бы им поддерживать безопасное поведение.

Хотя психотические симптомы присущи самым разным расстройствам, стрелки-психотики из этой книги страдали от таких сильных расстройств, как шизофрения или шизотипическое расстройство личности. Иногда эти диагнозы относят к расстройствам шизофренического спектра. Оба расстройства разъяснятся в подробностях по ходу дела, но сперва необходимы вводные тезисы.

Шизофрения и шизотипическое расстройство личности охватывают широкую гамму психотических симптомов — от странных мыслей и фиксаций до галлюцинаций и бреда. Обычно у людей с такими расстройствами также есть проблемы с созданием и поддержанием отношений. Они слабо выражают эмоции или необычным образом проявляют чувства. Часто эта проблема приводит к отсутствию контакта и ощущению одиночества.

Загадочный убийца

Дилана Клиболда трудно понять. Хотя людей шокировало то, что Эрик Харрис и Дилан устроили нападение на «Колумбайн», еще больше их потрясло участие Дилана.

Эрик был более самодовольным, воинственным и кровожадным. Но Дилан? Дилана часто называли тихим, болезненно стеснительным и миролюбивым. Как может болезненно стеснительный, не склонный к жестокости ребенок стать хладнокровным массовым убийцей?

Отец погибшего в «Колумбайне» школьника сказал о Харрисах и Клиболдах: «Эти родители научили своих детей ненавидеть». Он полагал, что если человек способен на такое нападение, то его наверняка воспитывали в атмосфере ненависти. И всё же есть множество доказательств, что Клиболды были благополучной, любящей парой. Как и Эрик, Дилан — из полной семьи, в которой он не подвергался жестокому обращению или насилию.

По всем показаниям, Дилан был скромным, неуверенным в себе ребенком, но при этом его называли «самым милым и славным пареньком, которого вы только встретите». Несмотря на скромность, Дилан занимался всем тем, чем занимаются дети, состоял в бойскаутах и Младшей бейсбольной лиге. Его родители настолько не терпели оружия, что в детстве даже не разрешали Дилану иметь игрушечное. Его одноклассник из средней школы говорил: «Дилан — самый мирный человек, которого я знал».

Как же нам понять Дилана?

Если рассматривать личность Дилана, то частые упоминания о скромности и социальных комплексах намекают об уклоняющемся или тревожном расстройстве. По сути, тревожное расстройство личности — преувеличенная скромность, мешающая в общении. Расстройство сопровождается острыми ощущениями неполноценности, страхом быть отвергнутым и социофобией. Таким образом, люди с этими чертами избегают рисков в общении, потому что полагают, что их отвергнут. И всё же даже если у Дилана была уклоняющаяся личность, как это объясняет преступное поведение?

Изучив все незаконные действия, которые совершил Дилан, можно прийти к выводу, что он, как и Эрик, был психопатом. В конце концов, Дилан участвовал в том же теракте. Дилана арестовали вместе с Эриком, когда они влезли в фургон и украли инструменты. Дилан участвовал и во взломе школьной компьютерной системы, чтобы узнать комбинации от шкафчиков учеников, которые ему не нравились. За это и за поломку одного из шкафчиков его временно исключали из школы. Дилан вместе с Эриком воровал из школы компьютерное оборудование и участвовал в вандализме. Как говорилось в предыдущей главе, психопаты умеют обманывать и правильно подавать себя.

Если Дилан шел по тому же пути, что и Эрик, но его участию в нападении удивились больше, значит ли это, что он был лучше в самопрезентации — что он был более коварным психопатом, чем Эрик?

Другая возможность — что Дилан был психотиком.

Однажды он писал: «Когда я в человеческом обличье и знаю, что умру, всё приобретает ощущение банальности». «Когда я в человеческом обличье» — то есть он не всегда был в человеческом обличье? Что он имел в виду? В других отрывках он называл себя богоподобным. Хотя Эрик любил писать на немецком «я Бог», он слишком хорошо понимал, насколько далек от божественности. Однако по цитатам Дилана можно подумать, что он верил, будто достиг божественности. Это просто шутка для своих? Образ речи двух ребят? Или Дилан бредил?

Таким образом, чтобы понять Дилана, нужно проследовать по нескольким зацепкам: черты тревожной личности, психотические симптомы и психопатическое поведение. Более того, нужно разобраться, что за лица он демонстрировал миру, и пролить свет на загадку, как болезненно стеснительный миролюбивый ребенок преобразился в хладнокровного массового убийцу. Для этого нам нужно проникнуть в разум Дилана. Лучший путь — его дневник.

Дневник Дилана обнародовали только в 2006 году. До того не было никакой возможности заглянуть в его внутренний мир. Дневник открывает окно к тем аспектам личности Дилана, которые иначе бы остались неизвестными. Без доступа к его текстам мы бы упустили большую часть его характера, страданий и увлечений. Его дневник заметно отличается от дневника Эрика и содержанием, и стилем. Тогда как Эрик полон нарциссического снисхождения и гнева, Дилан сосредоточен на одиночестве, депрессии, размышлениях и фиксации на поиске любви.

Эрик рисовал оружие, свастики и солдат, Дилан рисовал сердечки. Эрик жаждал секса и фантазировал об изнасиловании, Дилан томился по истинной любви.

Расходятся дневники и стилистически. Стиль Эрика внятный. У Дилана — неопределенный, мечтательный, сбивчивый и странный. Текст Эрика четко выражает его гнев, ненависть, презрение, нетерпимость и желание уничтожить человечество. Текст Дилана бессвязный, неорганизованный, полон спутанных предложений и исковерканных слов. У Эрика проблема с мыслями, у Дилана — с мыслительным процессом. Разница в том, о чем думает Эрик, и том, как думает Дилан.

Почему дети совершают массовые убийства?

Черты тревожной личности

Дилан непрерывно страдал из-за дружбы и отношений с девушками. Он болезненно осознавал свои проблемы в общении. Он писал о рутине своей жизни так: «Пойти в школу, бояться и нервничать, надеяться, что меня примут». Он мечтал о том, чтобы его приняли, но чувствовал, что так этого по-настоящему и не добился: «Меня никто не принимает, а я хочу, чтобы меня приняли... я выгляжу странно и веду себя застенчиво — большая проблема». Для подростков обычное дело беспокоиться о том, нравятся они другим или нет, но социофобия Дилана дошла до предела. Он писал: «Я вижу, насколько отличаюсь (а кто не отличается, скажете вы), но я совсем на другом уровне отличия, чем все остальные». Более того, он верил, что если бы люди знали, насколько он отличается, то его бы отвергли или даже наказали: «Я знаю, что отличаюсь, но боюсь сказать обществу. Я не хочу столкнуться с тем, что меня отвергнут или накажут».

Особенно безнадежно он смотрел на отношения с девушками. Он замечал: «Не знаю, почему я неправильно веду себя с людьми (в основном девушками) — они как будто вместе решили меня ненавидеть и пугать, я никогда не знаю, что сказать или сделать». В другом месте он писал о девушках так: «Я знаю, что никогда не буду с ними».

Сильная закомплексованность Дилана особенно удивительна потому, что он не был одиночкой. Он нравился многим, как парням, так и девушкам, и участвовал во множестве социальных активностей. Работал с компанией лучших друзей в пиццерии, ходил с друзьями на боулинг, снимал с друзьями кино и участвовал в лиге фэнтези-бейсбола из двенадцати человек. Его социофобия появилась не из-за неприятия со стороны сверстников.

Точно так же его страхи из-за своего места в компании появились не из-за насмешек или издевательств. Нигде в дневнике он не жалуется, что к нему пристают качки или кто-то еще. На самом деле если он и писал о спортсменах, то с завистью: «Я вижу, что у них веселая жизнь, друзья, они живые». В другой записи он говорил: «Я ненавидел их [спортсменов] счастье». В обоих этих отрывках он выражал зависть к спортсменам из-за того, что считал более полноценным счастьем, успехом в жизни: развлечения, друзья и женщины. Они вели ту жизнь, которой хотел жить он. Вот ключевой момент. Если он и чувствовал враждебность к качкам, то как минимум отчасти из-за зависти.

В дневнике он никогда не жалуется на плохое обращение со стороны школьников. Его трудности в общении — результат его неуверенности в себе и слабых социальных навыков, а не издевательств или отвержения.

Одиночество и чувство неполноценности Дилана привели к сильной депрессии и самоубийственным склонностям, о чем он неоднократно пишет в дневнике. В одном месте он писал: «Я в вечных страданиях — в бесконечных направлениях в бесконечных реальностях». В другом месте он сказал: «О-о-о боже, я та-а-ак хочу умереть... я чувствую себя таким унылым, отчаянным, одиноким, безнадежным... нечестно, нечестно!!! Подытожим мою жизнь... самое жалкое существование в истории мира».

Переживания Дэвида иногда выливались в самовредительство — он себя резал. Он писал: «Сегодня ночью я был мистером Резаком — у меня на правой руке 11 депрессионов и мой любимый символ контраста». Для Дилана это поведение могло стать выражением ненависти к себе или самоуничижения — признаков сильной депрессии. Он писал: «По-моему, мое существование — говно». Мало того, что его существование было «говном», еще Дилана беспокоило, что он не может угнаться за другими людьми. Он писал: «Достижения других — торментация». Его мучил тот факт, что люди вокруг достигали того, чего он достичь не мог.

Как справляться с ошеломительными страхами, депрессией и одиночеством? Если не можешь выдержать требования жизни, одно из решений — устраниться из реальности во внутренний мир фантазий и собственных смыслов. Иногда люди с тревожными личностями так плохо справляются с требованиями взросления, что их дееспособность падает. Похоже, так и случилось с Диланом.

Этот упадок и подводит нас к разговору о более серьезном расстройстве личности.

  • Книгу Питера Лангмана «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка» (перевод С. А. Карпова) представляет издательство «Бомбора».
  • Прочитав работу автора, вы узнаете, какие три основных типа несовершеннолетних преступников существуют, почему внешне благополучные подростки совершают жестокие преступления, способствуют ли компьютерные игры росту насилия среди подростков, что важнее — генетика или среда, в которой рос ребенок, и как предотвратить стрельбу в школах.

Россия тоже, к сожалению, знакома с таким страшным явлением, как колумбайн. Одна из последних трагедий произошла в Перми. Что же происходит с молодым поколением? Почему в юных головах витают кровавые идеи, которые потом некоторые представители подрастающего поколения хотят воплотить в жизнь? Причины стоит поискать и в отношении взрослых к своим детям. Никакая занятость, ничто другое не должно оправдывать мам и пап, бабушек и дедушек, если у них не остается времени на своих детей и внуков. Особенно подросткам нужно уделять его как можно больше. Выходить на их души, стремиться быть с ними откровенными и обязательно старшими друзьями, у которых всегда можно попросить совета и помощи.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!