НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-16-
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения...
2025-08-06-01-26-59
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать...
2025-08-12-03-09-50
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной...
2025-08-14-12-01-45
5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
2025-08-22-03-21-35
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение...

Платон и друзья

25 Ноября 2015 г.

belaz

Теперь имя древнегреческого мыслителя знает каждый уважающий себя дальнобойщик. Суровые покорители руля и монтировки ходят с плакатами «Нет Платону!», а знатоки философии ухмыляются абсурдности ситуации.

Совсем не факт, что о главном идеалисте всех времен и народов кто-то вспоминал, когда разрабатывался бренд для системы взимания платы с большегрузов. Вполне возможно, что просто нужно было броское существительное, созвучное со словами «платеж», «платить» и т.п. И Платон, что называется, просто попал под горячую руку.

Это Илон Маск явно ассоциирует себя с изобретателем и визионером Николой Теслой — потому с происхождением марки популярных ныне электрокаров все более-менее ясно.

Найти что-то общее между Платоном и братьями Ротенбергами, чей бизнес-проект стал причиной нынешних треволнений, намного сложнее — как и идею в высоком, платоновском смысле.

Дорожное строительство требует денег. В бюджете их практически не осталось. Поэтому Росавтодор переносит финансовую нагрузку на основных потребителей/пользователей. Государству легче. Бизнесу, который близок к государству, — выгодно. С дальнобойщиками проблема.

Им предлагается заплатить за услугу, которая раньше была бесплатной. Ну или почти бесплатной, если не считать транспортного налога, который как раз и предназначен для финансирования дорожного фонда.

Здесь очень пригодился бы опытный маркетолог — человек, умеющий продать товар/услугу, которая потребителю не нужна. Точнее, он сначала думает, что не нужна. А потом — после нехитрых маркетинговых манипуляций — уверует, что эти товар или услуга ему просто жизненно необходимы.

Таким даром убеждения обладал Стив Джобс. Неслучайно он называл Apple вертикально интегрированной маркетинговой компанией. Илону Маску тоже не откажешь в соответствующих навыках. Пересадить человека на электрокар и вынудить рыскать по городу в поисках «подзарядки», вместо того чтобы без особых усилий заправляться на первой попавшейся АЗС, — не более тривиальная задача, чем продажа гаджетов с закрытой операционной системой.

Вообще, успешный маркетинг — это очень по-платоновски. Идеи правят миром и потребительскими предпочтениями. Сам Платон «открыл» Атлантиду, фактически обусловив настоящие географические открытия. А его нынешние последователи живописуют ужасы глобального потепления для перехода на экологичные виды топлива и смены технологического уклада.

Причем государство — вовсе не лишнее на этом празднике жизни. Налоговая система — тот самый случай, когда вовсе не спрос рождает предложение. Государство продает свои услуги, убедив граждан/налогоплательщиков в необходимости и безальтернативности таковых.

Строго говоря, никто не мешал сходным образом продвигать «налог на дальнобойщиков»: провести среди них пиар-работу и сделать так, чтобы сами водители большегрузов настолько сильно возжелали хороших дорог, что никакие платежи не показались бы им чрезмерными.

Едва ли следует ударяться в конспирологию и подозревать создателей и владельцев «Платона» в намерении «раскачать лодку». Меньше всего Ротенбергам и их деловым партнерам нужен русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Скорее, просто недооценили целевую аудиторию. Когда дорога одна и ты предлагаешь заплатить за проезд по ней — «пипл схавает» и не проедет мимо шлагбаума.

Выяснилось, что «не схавал». Хотя и не поехал. И неизвестно, кто ответит за грозящий стать общенациональным затор: то ли сами дальнобойщики — то ли те, кто установил шлагбаум.

Сегодня инфраструктурные проекты на вес золота. Многим хочется иметь своих «платонов», которые обеспечивают стабильный доход вне зависимости от стоимости барреля. А достаются они очень немногим.

Хорошая жизнь в «тощие годы» в принципе вызывает негодование. А когда из-за нее у одних щи пустеют, а у других жемчуг мельчает, шансы любимчиков судьбы превратиться в жертвенных агнцев стремительно растут.

К тому же чем хуже олигархам — тем довольнее народ. А бороться с богатством гораздо легче, чем искоренять бедность. Точно так же, как проще переделить готовый пирог, чем ждать, пока испечется новый.

Появился очень удобный повод сказать: «Ротенберг мне друг, но истина дороже». И возглавить процесс, который нельзя остановить.

Не удивлюсь, если в итоге с плакатами «Нет Платону!» выйдет актив «Единой России» или «Общероссийского народного фронта». Это будет очень эффектным ходом в парламентской кампании. И, опять же, очень платоновским.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!