НА КАЛЕНДАРЕ

«Октябрьский путч»: каким получился фильм Александра Велединского «1993»

Игорь Карев, aif.ru   
05 Октября 2023 г.

В прокат с 28 сентября вышел фильм Александра Велединского «1993». Это взгляд на события 30-летней давности со стороны обычного жителя России, который ни «за», ни «против», поэтому то, что мы можем увидеть на экране - это своего рода рефлексия. Ниже - точка зрения обозревателя «АиФ» Игоря Карева.

«Октябрьский путч»: каким получился фильм Александра Велединского «1993»

  • Кадр из фильма, фото с dzen.ru, канал Анастасия Миронова

Снимать фильмы про события, о которых в обществе нет устоявшегося консенсуса, сложно. В советское время, например, тему Гражданской войны поднимали осторожно, а лучшими фильмами оказались те, которые показывали обе стороны того противостояния хотя бы относительно равными.  В истории любой страны есть моменты, для которых нет однозначной оценки. Но кинематографисты все равно пытаются преодолеть эту стену — и иногда у них даже получается.

То, что происходило в сентябре-октябре 1993 года в Москве, как раз и является одним из таких событий, пишут «Аргументы и Факты».  Противостояние президента страны Бориса Ельцина и его сторонников с тогдашним парламентом и называют по-разному в зависимости от политических предпочтений — «Штурм Белого дома», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот». Более точным, наверное, будет «Черный октябрь» — трагедия, разделившая историю недавно ставшей независимой России на до и после, случилась как раз в октябре того года, третьего и четвертого числа. И именно на эти даты пришлась кульминация в драме Александра Велединского «1993».

Что это за фильм?

Картина основана на художественном переосмыслении событий 1993 года — одноименной книге Сергея Шаргунова. Сюжет книги — несколько месяцев из жизни одной семьи из поселка на Ярославском направлении. Ее глава — Виктор Брянцев когда-то подавал надежды как ученый, но не защитил диссертацию, а переквалифицировался в сантехники аварийной службы. У него обостренное чувство справедливости, выражающееся во внезапных поступках. Жена Лена работает диспетчером в той же службе, переживает о возрасте и пытается устроиться в новой жизни; ее мечта — завести бизнес. И их дочь Лена (в книге ей 13 лет) тоже мечтает о новой жизни и идет на поводу у местного шпаненка, желающего примкнуть к настоящим бандитам и зажить по-новому.

Другие персонажи лишь обрамляют троицу. Это коллеги Виктора по работе без академических знаний; его сосед, «новый русский» еврей Янс; дальние знакомые. И приметы времени — страшная авария на Дмитровском шоссе в июне 1993-го, музыкальные хиты, звучавшие тогда отовсюду, не слишком понятые речи властных персон по ТВ и на страницах газет.

Но свой фильм Велединский снял лишь «по мотивам» книги Шаргунова. Оставив главных героев почти в неприкосновенности, он сократил сюжетную линию и изменил финал.

Каким получился фильм «1993»?

Ждать от картины документальной реконструкции событий той осени не стоит. И литературный материал не предполагает ответов на вопросы, которые не смогло разрешить организованное по горячим следам следствие. Следствие вообще вышло незавершенным — в какой-то момент всем участникам «Черного октября» объявили амнистию, хотя в ГД в конце 1990-х работала комиссия, пытающаяся выяснить, что на самом деле случилось в сентябре-октябре 1993-го. В этой комиссии заседал и 18-летний Шаргунов — студент журфака МГУ и помощник депутата от КПРФ Татьяны Астраханкиной.

В целом и книга «1993», и фильм по ее мотивам — взгляд обывателей на ту трагедию. Среди действующих лиц практически нет исторических персон, они появляются только на кадрах кинохроники, которая с событиями вокруг главных героев соотносится лишь условно. В фильме много внимания уделяется отдельным моментам, которые широко известны — например, «желтый геббельс» (окрашенный в желтый цвет БТР, который использовался сторонниками Ельцина для агитации сидевших в Белом доме) или снабжение сторонников Совета народных депутатов через подземные тоннели канализации. Последнее позволило органично объяснить, как Виктор попал в Белый дом.

Впрочем, этот Виктор умудряется в течение фильма отметиться почти во всех знаковых местах — на баррикадах вокруг здания парламента интервью давал, был в толпе, пришедшей на штурм «Останкино».

Но это художественные условности. Главный недостаток фильма (и книги) в другом. Разобраться в политических коллизиях того времени очень непросто; возможно, когда-нибудь историки расскажут, кто был прав, а кто нет. Сейчас мы этого знания по большей части лишены, доподлинно известно лишь то, что жертвы были с обеих сторон противостояния. Но в «1993» симпатии читателей и зрителей будут принадлежать лишь одной стороне, и не потому, что она была права. Просто Брянцева превосходно играет Евгений Цыганов, которому удалась роль простого работяги, отягощенного избыточным интеллектом.

Именно с его фокуса показаны все события, и он почти становится провозвестником истины. Причины, по которым он пошел на баррикады, понятны — разрушенная перестройкой научная карьера, беспредел  милиционеров, желание вернуться во времена, когда страна строила коммунизм.

А вот доводы другой стороны конфликта, сторонников Ельцина, вряд ли найдут отклик. Да и высказаны они не очень внятно — кажется, ими двигала слепая вера в первого президента свободной России, а также желание защитить свой «бизнес».

В противостоянии знакомого типажа с понятной ностальгией по прошлому в исполнении узнаваемого актера и какой-то эфемерной свободы, очевидно, победит Цыганов.

Конечно, «1993» Велединского вряд ли закроет тему «Черного октября». Это первый художественный фильм про те события. С 1993 года прошло уже 30 лет — и пора уже начинать говорить о том противостоянии на языке искусства, а не кулаков. Ведь кулаками и горлом вряд ли получится что-либо доказать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. Аргументы и Факты

  • Расскажите об этом своим друзьям!