Область, покрытая матом |
30 Октября 2015 г. |
Челябинской области катастрофически не везет на больших и малых начальников. Не успел Михаил Юревич, руководивший регионом почти четыре года, уйти в отставку, «новая метла», Борис Дубровский, оказался в центре громкого скандала. Предприниматель Игорь Калугин, возглавляющий ЧОП с таинственным названием «Питон», предоставил в распоряжение СМИ тяжелый разговор с вице-губернатором Иваном Сеничевым. «Эти машины, они мне нужны на зимний период передвигаться по нашей е***** области, потому что продали вертолет. А шефу не нравятся эти гребаные «кадиллаки», — так чиновник объяснил, почему бизнесмен должен отдать областной администрации два джипа Range Rover. Автомобили были куплены в лизинг, но кого это волнует. Читателей возмутила нецензурщина и пренебрежительное отношение к субъекту Федерации, но ситуация еще хуже, чем можно было бы предположить. Интересно, что Юревич погорел отчасти на том, что предпочитал передвигаться на вертолете Bell 429, приобретенном за 289 миллионов рублей. Брал не по чину. Теперь у местного руководства, которое из Москвы призвали быть скромнее, есть только автомобили, но и тут — проблема. Дороги-то лучше не стали, доезжай — не доедешь, все, как при покойном батюшке Николае Палкине. Ремонт вроде бы производят, деньги, во всяком случае, выделяют, но видимых улучшений все никак не заметить. На Иване Сеничеве, всласть обматерившем бизнесмена, отыгрались уже все, кому не лень, как будто критика вице-губернатора что-то изменит. Нет. Пресса ошибочно пишет о том, что Дубровский был «назначен» главой области. На самом деле в 2014 году он победил на честных выборах, набрав более 86 процентов. Кроме того, и сам руководитель региона, и вице-губернатор — никакие не варяги, они местные, их не скинули на Челябинск, как атомную бомбу. Оба прошли долгий путь, работали, возглавляли, управляли, участвовали — все честь по чести. Губернатора заменили — лучше не стало. Операцию можно повторить, но ради чего? Новый большой начальник будет сибаритствовать чуть меньше — так выглядит самый приемлемый вариант. Окажутся ли в восторге от происходящего местные бизнесмены, у которых попросят не два джипа, а один? Сомневаюсь. Раскритиковали незадачливого чиновника, сделав вид, что он такой у нас один — большое дело, конечно. А если серьезно — каков выход? Он долог и труден. Начать нужно, как всегда, не с надстройки (то есть с бюрократии), а с базиса — с мысли о том, откуда они вообще все на нашу голову? Проблема в том, что избирательную систему завезли в Россию, как картошку, приживается она до сих пор с большим трудом. Люди ходят, ставят галочки, кандидаты обещают и сами не верят в то, что говорят. Бизнес кряхтит, но терпит, пытаясь купить местное начальство подешевле. Никто не несет ни за что никакой ответственности. Жители сами выбрали и теперь же вдоволь ругают чиновников в кухонных разговорах. Если мы продолжаем жить в этой системе (а я не помню, чтобы в Кремле или Госдуме заявляли об отказе от представительного права), то придется понять и проверить на собственной шкуре: демократия имеет свою цену. Каждый, кто голосует, обязан нести ответственность за свой выбор. Не только перед самим собой, но также перед соседями и всеми остальными гражданами страны. Сегодня все эти воззвания выглядят смешно. Мы помним, что к участкам ходят пенсионерки, просто привыкшие голосовать «за начальство». Всерьез критиковать бабушек и дедушек? Увольте. Сами выборы следует изменить таким образом, чтобы кандидату пришлось пройти через несколько уровней отсева. Прежде чем стать «номером в списке», претендент на губернаторское кресло должен заручиться поддержкой не только муниципальных депутатов (такой «фильтр» уже существует), но и представителей бизнеса, профсоюзов, предприятий, НКО, общественников разных типов и уровней, СМИ, студентов. Коллективная ответственность невероятно сложна в непосредственной реализации, и могу представить себе, как рассмеются скептики: мол, сделают из этого отбора профанацию. Поначалу будет очень трудно, мы столкнемся и с имитацией, и с саботажем, и с обманом — все так. Но иного пути все равно нет. Любой кандидат обязан ногами пройти по заводам, редакциям, школьным коридорам, доехать до городских лидеров общественного мнения и услышать в ответ на свои предложения не «одобрямс», а жесткие вопросы: «На чем ездить будете? Из каких средств? Сколько стоят ваши туфли? Откуда деньги? Что конкретно сможете? Что нам будет с того, что вы тут руководить изволите?» Зная влияние центральной власти, логично предположить, что кандидат, услышавший «нет» или «не знаю» на вопрос: «Хотите ли меня в начальники?», должен будет добровольно и осознанно отступиться и заняться чем-нибудь более подходящим. Этот сложный, затратный, выглядящий очень наивным путь — единственная гарантия от того, что следующий губернатор не будет смотреть на вверенное ему население исключительно из окна своего очередного не пойми как полученного «кадиллака». Пардон, «рэндж ровера».
Тэги: |
|