Неординарная жизнь художницы Софьи Дымшиц |
По инф. kulturologia.ru |
28 Августа 2023 г. |
Отец отправил её учиться в Швейцарию, а она вышла там замуж за каторжника, пригрозив родителям, что залезет в петлю, если они не одобрят этот брак. Тогда ещё даже она не подозревала, что впереди у неё роман с писателем Алексеем Толстым, любовь с художником Владимиром Татлиным и собственное место в искусстве. В «Википедию» же Софья Дымшиц попала в восточном тюрбане с голой грудью. Она родилась в 1894 году в семье питерского купца Исаака Дымшица, человека известно и уважаемого – его фотография украшала роскошное «Юбилейное историческое и художественное издание» в честь 300-летия Дома Романовых, выпущенное в 1913 году, и он делал всё, чтобы его дети стали почетными членами общества. Об этом пишет Для дочери Софьи он выбрал профессию стоматолога и отправил её учиться в Бернский университет в Швейцарию. Отец и предположить не мог, что она встретит там своего первого супруга, и он окажется каторжником.
Брак длинною в 2 неделиСправедливости ради стоит сказать, что Исаак Розенфельд – сын одного из 8 детей купца из Витебска и попечителя городской Талмуд-торы Шмуэля-Неуха Розенфельда - каторжником тот лишь условно. Правда, сын благочестивых родителей пустился во все тяжкие: стал анархистом, увлекся революционными идеями и стал участником уголовного дела. Он бежал за границу и в Берне получил получил звание доктора философии и доктора медицины. Эта связи и самой Софье Дымшиц казалась странной. «Все было странно. Этот человек считался моим мужем только по документам», – вспоминала она. Через 2 недели брак их закончился – она оставила мужа и поехала в Дрезден к брату Льву. Толстой в любви и Бакст в творчествеЛев Дымшиц в Дрездене водил дружбу с графом Алексеем Толстым. Тот был студентом Технологического института императора Николая I в Санкт-Петербурге, но в 1906 из-за студенческих волнений занятия прекратились. И граф, чтобы не терять время, поступил в Королевскую Саксонскую высшую техническую школу. Граф Толстой влюбился в Софью с первого взгляда и даже начал писать ей стихи. Вот только одна проблема – он был женат и у него был 3-летний сын. Впрочем, и у Софьи развод не был оформлен официально. Льву Дымшицу этот роман совсем не понравился, и он в срочном порядке отправил сестру к родителям в Питер. Толстой поехал следом за ней. Но в России родители категорически запретили дочери встречаться с женатым мужчиной.
Софья в свою очередь преподнесла семье сюрприз, заявив, что решила стать художницей и начала посещать школу Елизаветы Званцевой, ученицы Ильи Репина. Живопись в школе преподавал Лев Бакст, рисунок – Мстислав Добужинский. Позже Софья Дымшиц напишет в своих воспоминаниях: Моя судьба была решена школой Бакста и Добужинского. Бакст изменил мою жизнь. Я никогда не забуду этого человека». Художественная школа располагалась на первом этаже дома № 25 по Таврической улице. А в башенке этого же здания снимал квартиру поэт-символист Вячеслав Иванов. И каждую среду в «Башне» Иванова собирались поэты писатели, художники, анархисты, композиторы, артисты и религиозные мистики – знаменитости Серебряного века.
Чтобы видеться с Софьей записался в художественную школу и Алексей Толстой. Бакст, посмотрев на его работы, посоветовал ему: «Лучше занимайтесь литературой». И Толстой совету внял. В 1907 году он выпустил свою первую книгу стихов – с посвящением «Тебе, моя жемчужина» и сделал Софье предложение руки и сердца. Она же обрисовала ему всю нелепость положения: «Я – неразведенная жена, вы – неразведенный муж». Толстому удалось получить развод в 1910 году, Софье потребовалось времени больше. В 1908 году по совету Бакста Дымшиц едет в Париж, чтобы изучать офорт в академии «Ля Палетт» и брать брала уроки у художницы Елизаветы Кругликовой. И толстой снова следует за ней. Там его наставником стал Максимилиан Волошин. Для Толстого вольные парижские нравы оказываются странными, Софья же принимает французские вольности куда легче. Она даже участвовала в «Бале четырех искусств». Максимилиан Волошин в корреспонденции для газеты «Русь»: «Парижские художники сохранили право устраивать весной свой бал, на котором тело разбивает стены своей темницы. Допускаются только посвященные – художники и модели, весенний шабаш, на котором ликующее обнаженное тело получает свободу на одну ночь в году... Впереди колесница с царским балдахином. На ней полунагая женская фигура... На куполе Айа-София, широко раскинув крылья, сидит орел, и на спине его лежит земной шар. И еще выше, попирая земной шар, на громадной высоте, почти под потолком, нагая женщина в тяжелых золотых запястьях и ожерельях... Золотистая и стройная, как стебель ржаного колоса, с тонкими, приподнятыми стрельчатыми сосцами». Летом 1909 года Софья с Толстым гостят у Волошина в дачном поселке Коктебель. Здесь в то время гостил и Гумилев. Дымшиц вспоминала, что однажды поэты устроили творческое соревнование: они заставили её надеть синее платье и серебристую повязку и позировать полулежа на фоне моря и гор. Сегодня в поэтических сборниках Толстого можно найти стихи Волошина «Концом иглы на мягком воске я напишу твои черты». Он и был признан победителем того конкурса. Стихотворение Гумилева не сохранилось. Там же в Коктебеле было сделано знаменитое фото Софьи Дымшиц – с обнаженной грудью, которое в наши дни попало в статью о художнице в «Википедии». В тоже время Алексей Толстой начал осваивать новый жанр – прозу. И свою книгу «Сорочьи сказки» он посвятил: «Соне, граф А.Н. Толстой». Тем временем Софья готовилась к свадьбе с графом. Состоялась её первая выставка. Свои картины она подписывала «Графиня Софья Дымшиц-Толстая». Правда, графиня была еврейкой, и публика не могла её простить этого – как говорил футурист Давид Бурлюк, «пощечина общественному вкусу». Ей припомнили, казалось, все грехи. И даже танцы босиком в пьесе поэта Федора Сологуба «Ночные пляски» режиссера-новатора Мейерхольда.
В 1911 году в Париже Дымшиц-Толстая приняла православие. Летом у неё родилась дочь Марианна, а ещё через год семья переехала в Москву. В 1914 году этот союз распался после очередного отпуска в Коктебеле - Толстой сначала увлекся балериной Маргаритой Кандауровой, а потом женился на поэтессе Наталье Крандиевской. А новой страстью Софьи стала живопись на стекле и рельефы. Она даже стала участником выставки «Магазин» в Москве, которую организовал родоначальник конструктивизма Владимир Татлин. Позднее Софья станет его женой. А потом эпоха авангарда закончилась. С картинами, которые Дымшиц писала в 30-е годы, все понятно уже по названиям: «Работница-агитатор», «Председатель II съезда колхозников-ударников Е. С. Федотова», «Ударница на сенограбилке». Одна из картин названа цитатой из Сталина: «Жить стало легче, жить стало веселее». В 1921 году Софья Дымшиц расстаётся с Татлиным и выходит замуж за немецкого архитектора и коммуниста Германа Пессати, который получил убежище в Стране Советов. В то время баварские коммунисты пользовались в СССР большим почетом, но уже через пару лет почти всех баварских коммунистов арестовали за «участие в антисоветской террористической организации». Пессати попал в тюрьму, а вышел на свободу смертельно больным. В 1939 году он умер.
Софья Дымшиц-Толстая-Пессати чудом пережила ленинградскую блокаду. После войны её работы не выставлялись. В 1950-м она написала письмо Сталину с просьбой о назначении пенсии. Но ответа она так и не получила. Жила она бедно в комнате в коммуналке, но те немногие, кто встречался с ней в последние годы жизни, говорили, что она до последних дней оставалась оптимисткой. Умерла она в 1963 году от острого воспаления аппендицита. Ей было 79 лет. На нашем сайте читайте также:
|
|