Мы слишком много говорим о различиях |
23 Сентября 2015 г. |
Комментарии по поводу все новых волн мигрантов из Ближнего Востока, Ливии и некоторых балканских стран в Центральную и Западную Европу напоминают сводки военных действий, пишет Михаил Швыдкой в РГ. Собственно говоря, они перемежаются с ними, - военные действия в Сирии, бесчинства исламских радикалов в государствах арабского мира, боевые конфликты в Ливии, - выталкивают на европейский континент сотни тысяч, миллионы людей. Количество перешло в качество. Разнородные людские ручейки, пробивающие себе пути в новую жизнь на протяжении последних лет, неожиданно для беззаботных европейских обывателей, соединились в мощный поток, сметающий пограничные кордоны, полицейские и даже воинские заградительные части. Гуманитарная катастрофа, которая стала повседневностью в ряде стран Ближнего Востока, оказалась не только тенью, но и реальностью в жизни стран "золотого миллиарда". Можно сколько угодно рассуждать о причинах этого нового трагического исхода, которые со всей очевидностью связаны с догматической зашоренностью действий США на Ближнем Востоке и на севере Африки. Можно сколько угодно говорить о неготовности государств ЕC принять сотни тысяч беженцев. Наконец, можно сравнивать социальные льготы, которые Брюссель предлагает выделить новым мигрантам, с теми пособиями, что существуют для местных жителей, не нашедших работу в Италии или в Эстонии. И все это будет вполне справедливо. Но не стоит предаваться ликованию или скорби, называя вынужденных беженцев новыми варварами, способными разрушить Европу и европейские ценности. Бегут люди, которые худо-бедно получили образование в своих странах, - среди них немало дипломированных специалистов, в которых нуждаются экономики западноевропейских стран, прежде всего немецкая, где наличествует порядка трехсот тысяч вакансий. Да и современная Европа - это вовсе не Содом и Гоморра. Политика мульткультурализма, равно, как и политкорректности, вовсе не являются смертными грехами, которые заслуживают "геенны огненной". Все, что мы переживаем сегодня, происходило не раз на протяжении минувших двух тысячелетий, - и катастрофы оказывались лишь историческими этапами развития Европы, и ее ценностей. Примечательно, что исчезновение с географической карты Западной Римской империи, которое датируют сентябрем 476 года, когда предводитель варваров-наемников Одоакр, низвергнувший малолетнего императора Ромула Августа и объявивший себя конунгом - королем Италии со столицей в Равенне, в конечном счете не прервало формирующейся европейской традиции. Традиции, связанной с христианством и наследующей античным образцам. Пусть для этого потребуется почти тысячелетняя история - только эпоха Возрождения в ХIII-ХIV веках начнет заново открывать фундаментальные откровения греко-римской культуры. Но сама европейская культура, наследуя греко-римской традиции, исподволь вбирает все богатство Средиземноморья. Греческая архаика хранит в себе - пусть в "снятом" виде - сакральную красоту древнеегипетской пластики и избыточное пиршество древнеперсидского искусства. Большие линии истории открывают внутренние связи, которые оказываются важнее исторически временных противостояний религиозных, социальных и эстетических систем. Сегодня много пишут о конфликте цивилизаций, который, захватив умы и сердца, выплеснулся на улицы мегаполисов. Но на уровне школьного знания известно, что народы, почитающие Ветхий Завет, принадлежат к одной цивилизационной ветви - иудейско-христианско-исламской. Некоторые полагают это сочетание оксюмороном, соединением несоединимого, - но дело вовсе не в точке зрения, вовсе не в позиции, которую занимает исследователь. Мы сегодня слишком много говорим о различиях людей и народов. Понимание различий и особенностей сыграло необычайно важную роль в развитии научной и политической мысли ХХ столетия, в формировании новых подходов к решению гуманитарных проблем. Но сегодня стоит задуматься о единстве рода человеческого. О тех фундаментальных гуманистических ценностях, которые были выстраданы верой и знанием за тысячелетия нашей общей истории. Надо вспомнить простые слова - сострадание, любовь к ближнему, гуманизм, - без которых само существование рода человеческого теряет смысл. У всех людей, даже у влиятельных политиков, могут быть минуты слабости и отчаяния. И тогда они могут поступиться принципами не из-за прагматичного расчета и популистских соображений, а просто из-за отсутствия необходимых стратегий и тактик, которые должны принести необходимый результат. Так случилось, к примеру, с Ангелой Меркель 15 ноября 2010 года, когда она на конференции ХДС призналась, что политика мультикультурализма, проводимая немецким правительством, не только не оправдала себя, но и принесла немало социальных проблем. Ей вторил британский премьер-министр. Факты общеизвестные, многократно используемые противниками мультикультурализма, жаждущими духовного и материального поражения Европы. Но, во-первых, и А. Меркель, и Д. Кэмерон довольно скоро опровергли свои суждения, признав, что нужно искать некий консенсус между христианскими и исламскими ценностями, не подрывая при этом основ европейских демократий. А во-вторых, надо понимать, что поражение Европы может оказаться и поражением России, страны, где на протяжении столетий христианские и мусульманские народы демонстрировали свою способность к мирному сосуществованию и взаимодействию в рамках единой государственности. Мы живем в хрупком мире, где просто невозможно отгородиться друг от друга непроницаемыми стенами. Даже если очень хочется.
|
|