ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Медицина и космос: каких научных прорывов ожидать в 2023-м. И ожидать ли?

Аркадий Симонов, rg.ru
17 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

Подведя научные итоги уходящего года, эксперты пытаются заглянуть в наступивший. Конечно, далеко не всегда они попадают в десятку, но основные тренды, как правило, угадывают. По традиции, свой прогноз дает и самый авторитетный научный журнал Nature. По его мнению, лидерами по числу прорывов будут медицина и космос.

Какие научные прорывы ожидаются в этом году?

Так, ожидается, что должен появиться целый спектр препаратов нового поколения. Дело в том, что успешные разработки средств борьбы с коронавирусом привели к созданию принципиально новых мРНК-вакцин. В самое ближайшее время в ведущих клиниках мира начнутся на людях испытания таких вакцин против малярии, туберкулеза, опоясывающего лишая. Кроме того, проходит первая фаза испытаний мРНК-вакцины для защиты как от COVID-19, так и от гриппа.

Врачи и пациенты с нетерпением ожидают, дадут ли надзорные органы США «зеленый свет» новому лекарству против болезни Альцгеймера, которое успешно себя показало на стадии клинических испытаний. Это моноклональное антитело очищает мозг от накапливающего в нем белка бета-амилоид. Он считается главной причиной болезни.

Важнейший документ обещает опубликовать ВОЗ. Это обновленный список потенциально опасных вирусов и бактерий, в котором ученые должны выделить самые опасные. Исходя из этих данных, надо по каждому патогену установить приоритеты исследований, финансирование, скоординировать разработку вакцин, методов лечения и диагностики. Чтобы атаки новых патогенов не застали человечество врасплох.

Другие ожидания связаны с уже ставшей знаменитой технологией редактирования генома CRISPR. Она может получить одобрение медицинского сообщества, так как уже продемонстрировала многообещающие результаты в ходе клинических испытаний. Ожидается, что этот метод, который позволяет редактировать в клетках последовательности ДНК, будет основным оружием в борьбе с генетическими заболеваниями.

Что касается космоса, то здесь главный герой, конечно, недавно обосновавшийся на орбите телескоп «Джеймс Уэбб». Уже первые сделанные им снимки ранней Вселенной стали мировой сенсаций, признаны одним из важнейших достижений уходящего года. Изображение выделило участок неба размером примерно с песчинку, которую человек на Земле держит на расстоянии вытянутой руки, но на снимке видны тысячи галактик — такими, какими они были 4,6 млрд лет назад. Словом, от «Уэбба» ожидают самые громкие прорывы в ближайшие 5-10 лет.

Еще один созданный Европейским космическим агентством телескоп Euclid должен сделать фотографии трехмерной карты Вселенной. Также на орбиту отправится японский спутник, который будет изучать рентгеновское излучение далеких звезд и галактик. Летом начнет делать снимки уникальная обсерватория Веры Рубин в Чили, она сможет просканировать все южное небо всего за три ночи. Наконец, приступит к работе крупнейший в мире управляемый китайский телескоп QTT, которая будет в любой момент времени наблюдать 75% звезд.

С космосом связаны и другие ожидания. Центром всеобщего притяжения стала Луна. В конце прошлого года ее дважды облетела беспилотная капсула НАСА, на очереди миссии аппаратов ОАЭ, США, Японии и Индии. В следующем году состоится первое коммерческое путешествие на Луну: 11 человек отправятся в шестидневный вояж на борту ракеты-носителя SpaceX Starship.

Среди других важнейших работы этого года эксперты Nature выделяют первое в мире хранилище ядерных отходов на финском острове Олкилуото. В контейнеры уложат до 6 500 тонн радиоактивного урана, их покроют глиной и закопают в тоннелях гранитной породы на глубине 400 метров. Ядерный материал останется наглухо упакованным на несколько сотен тысяч лет — к тому времени уровень радиации станет безопасным.

Между тем

Эксперты Nature, очевидно, по политическим причинам проигнорировали российскую науку. А здесь в 2023 году ожидаются достижения мирового уровня. Назовем лишь несколько. Главным событием должна стать миссия «Луна-25»: ее планируется отправить в космос летом. Впервые в истории аппарат прилунится не в экваториальной области спутника Земли, а в районе Южного полюса. Предполагается, что там наибольшая концентрация воды.

«Луна-25» — первый лунный космический зонд, который будет запущен в нашей стране, начиная с 1976 года. Его самая важная задача — отработка технологии мягкой посадки. По словам ученых, наиболее безопасная практически перпендикулярно к поверхности. Вслед за этой станцией к Луне пойдут более сложные космические аппараты.

Уже проходят клинические испытания бивалентной вакцины от COVID и гриппа, которая разработана учеными Санкт-Петербурга. В Дубне должен войти в эксплуатацию уникальный коллайдер NICA. Он рассчитан на получение максимально плотной ядерной материи, которая была в первые мгновения Большого взрыва. С помощью коллайдера ученые надеются заглянуть на 14 миллиардов лет назад, в первые секунды рождения нашего мира.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

• Расскажите об этом своим друзьям!