НА КАЛЕНДАРЕ

Лента «Мария. Спасти Москву» вышла на большой экран

Александр Кондрашов, lgz.ru   
05 Февраля 2022 г.

80 лет назад немцев отбросили от столицы. Для создания фильмов на тему героической обороны Москвы есть множество реальных историй, документально зафиксированных подвигов, потрясающих событий и человеческих коллизий, которые могут лечь в основу интереснейших сценариев. Но режиссёр Вера Сторожева и сценаристка Елена Райская решили экранизировать легенду.

 Лента «Мария. Спасти Москву» вышла на большой экран

Что ж, такая идея имеет право на существование. Опыт был. Легенду, например, об угоне танка из фашистского концлагеря в советское время экранизировали с художественной точки зрения так успешно, что многие подумали, что в основе фильма «Жаворонок» (1964) лежит реальная история, а недавно ту же идею воплотили крайне успешно с точки зрения коммерческой – «Т-34» на реальность не претендовал.

Но вот – легенда, точнее, не легенда, а миф про визит Сталина к Матроне и про облёт с иконой Тихвинской Богоматери вокруг Москвы, что якобы и спасло её от захвата фашистами. Не знаю, как относится к этим мифам Церковь, а вот в деяния ясновидящей блаженной Матроны очень многие верили и верят, и я отношусь к этой вере уважительно, правда, не забывая запомненную в детстве поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай!».

Фильм начал смотреть, надеясь, что не оплошали, – слишком много злопыхателей, желающих несчастий нашему военно-патриотическому кино. И начало порадовало многими точными деталями: тем, как добросовестно массовку одели в одежду военной поры, как загримировали московские улицы – родной Хохловский переулок, я еле узнал, так он преобразился. И выбор артистки на главную роль тоже показался удачным. Мария Луговая с первых кадров очень похожа на женщину военных лет – убеждённую и самоотверженную. И хоть основана лента на мифе, задана высокая планка бытовой военной правды. Тем обиднее последовавшие вскоре несоответствия.

Вражеские бомбардировщики в таком количестве до Москвы не добирались, наши истребители и зенитчики уничтожали их на подходах, а тут в небе столицы зависла целая армада бомбовозов. Но лампочка на крыльце общежития горит, а как же светомаскировка? И воры-мародёры, залезшие в дом Марии, крайне сомнительны. Да, бывало, во время бомбардировок грабили богатые дома, но не общежития, тем более НКВД. Далее мы видим Кремль, и он совсем не замаскирован, но в начале войны его так прятали от вражеской авиации, так задрапировали и разукрасили под обычные жилые кварталы, что его было не узнать. Достоверна героиня Маша, достоверен Сергей Пускепалис в роли мудрого комиссара (подобных персонажей актёр сыграл множество), тактично через занавеску показана Матрона (Ольга Лапшина), очень достоверна очередь к ней. Но появление Сталина (Валерий Горин) в её комнате правдивую картинку нарушило, тем более что в то время, когда Главнокомандующий принимал решение эвакуироваться в Куйбышев или остаться в Кремле, блаженной Матроны в Москве не было. Получилась политическая «запендя»: якобы Сталин так перепугался, что пошёл к Матроне советоваться, как ему быть. И ясновидящая его успокоила: «Красный петух победит чёрного». Когда всё это изложено языком реалистического кино, то воспринимается как пропагандистская фальшивка. Причём спорящая с недавним фильмом про Зою Космодемьянскую: там Сталин остался в Москве благодаря Зое, а не Матроне.

Не всем зрителям важно в кино историческое соответствие фактам, для кого-то просто душещипательная военная история может оказаться лентой, способной перевернуть и очистить душу. Есть возможность составить сейчас о картине самостоятельное мнение, опираясь или не опираясь на комментарии критиков, ведь фильм уже идет на больших экранах кинозалов. А вы ленту «Мария. Спасти Москву» еще не смотрели?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!