Курс прежний. Пора предьявить счет |
27 Января 2011 г. |
К размышлениям о будущем военных пенсионеров СССР и России меня подтолкнула статья кандидата философских наук М. Гацко «Военно-пенсионная минимизация», опубликованная в журнале «Право в Вооружённых силах» (№ 11 за 2010 год). Цифры и выводы из указанной статьи свидетельствуют о том, что военно-пенсионная система России усилиями руководства страны доведена до бедственного состояния, и если не изменить направление, в котором её предполагается реформировать, то это неизбежно приведёт к окончательному краху. В начале 2000-х годов военный пенсионер получал пенсию, которая почти в три раза была больше средней гражданской. Теперь средний размер трудовой пенсии составляет 8180 рублей, а военной – 8071 рубль, и 46% пенсионеров Министерства обороны стали получать меньше среднего уровня трудовых пенсий. Многие военные пенсионеры отказались от своих пенсий и перешли на трудовые пенсии по старости. В созданной руководством страны ситуации мы, разумеется, далеки от мысли, чтобы предложить корректировку роста гражданских пенсий: они по-прежнему далеки от рекомендаций Европейской социальной хартии, подписанной Россией в 2000 году, – пенсия должна составлять 50–60% от размера заработной платы при наличии 35–40 лет трудового стажа. К тому же нам, военным, всегда было непонятно шокирующее упрямство законодателей, которые не хотели учитывать опасность и сложность ряда гражданских профессий, таких как лётчики, моряки, шахтёры, спасатели и другие. О том, что из себя представляет военная служба, думающему человеку рассказывать не надо. Человек, отдавший значительную часть своей сознательной жизни защите Родины, вправе рассчитывать на такую социальную защиту, которая ассоциировалась бы не только с компенсацией расходов на погребение и установку памятника. В Министерстве обороны подготовлен проект федерального закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооружённых сил Российской Федерации». Предполагается, что этот закон будет принят (кто бы сомневался!) и начнёт действовать с 2012 года. Поскольку размер пенсий был поставлен в прямую зависимость от денежного довольствия тех, кто находится на действительной военной службе, – ст. 48 и ст. 49 Закона от 12.2.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» – законодатели делают вид, будто они хотят сохранить этот простой и всем понятный принцип начисления пенсий. Но наши законодатели перестали бы уважать себя, если бы не придумали множество оговорок, которые почему-то каждый раз преследуют одну цель: всеми правдами и неправдами уменьшить размер начисляемой пенсии. Этот подход получил особое развитие, когда в Вооружённых силах РФ появилось много надбавок сверх основной суммы денежного довольствия военнослужащих. Пенсионеры не претендуют на сохранение надбавок за секретность, за службу в высокогорных районах и иных особых условиях, но ведь на грани абсурда выглядит пенсионная система, где лишь около 30% денежного довольствия принимается в расчёт пенсий, и эту абсурдную норму предполагается сохранить в новом законе о пенсиях. Мы с пониманием видим в Конституции п. 2 ст. 55, который провозглашает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и с удивлением наблюдаем, как наши законодатели на деле обращаются с законами. Кстати, может быть, и потому, что значимость пункта Конституции зависит от того, в каком месте Конституции он размещён. Наверное, этот пункт следовало бы поставить в самом начале главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» (например в ст. 17), чтобы этот запрет сразу бил по рукам починков, зурабовых, сердюковых и прочих «реформаторов», готовых глумиться над правовыми наработками государственного законодательства. Пример. В ст. 11 Федерального закона от 12.1.1995 г. «О ветеранах» п. 3 гласил: «Права и льготы, а также другие меры социальной защиты, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены». Эта норма перекликается с п. 2 ст. 55 Конституции и как бельмо в глазу мешала реформаторам без помех подогнать действующие законы под своё представление о том, какие законы нужны России. Без колебаний, без терзаний совести п. 3 ст. 11 был признан утратившим силу – по пресловутому Закону от 22.8.2004 г. № 122-ФЗ. Можно представить, каким вздохом облегчения единороссов сопровождалось это решение! Оно развязывало руки для дальнейшей расправы над неугодными законами, особенно если их след тянется из законодательства СССР. Но вот незадача: осталось в силе Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15.5.1992 г., а также Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.2.1992 г., где сказано, что уровень пенсионного обеспечения этих лиц не может быть ниже уровня, установленного законам и иными нормативными актами бывшего Союза ССР. А это – международное соглашение, которое обязаны выполнять и Госдума, и Верховный Главнокомандующий. Примите к исполнению, уважаемые! Пункт 2 ст. 55 Конституции РФ требует: «Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Зададимся вопросом: неужели наши законодатели в отношении военнослужащих не оставили себе лазейки, чтобы обойти это фундаментальное требование основного закона, хотя выглядит оно непререкаемым? Читаем п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.5.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а там чёрным по белому записано, что правовые и социальные гарантии военнослужащим не могут быть отменены или снижены иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Вот она – лазейка! Через эту лазейку беспрепятственно проник Закон № 122-ФЗ и оставил о себе 109 напоминаний, которыми г-н Зурабов и иже с ним наследили в Законе «О статусе военнослужащих», оставив о себе недобрую память путём отмены ряда статей, изменения формулировок и т. д. Получается, что насилие над Законом «О статусе военнослужащих» сделано на основании самого этого закона, а ст. 55 Конституции была на время забыта. У Конституционного суда есть право признать любой правовой акт национального законодательства не соответствующим Конституции России. Но процедура рассмотрения вопроса о конституционности должна быть инициирована обращением в суд граждан или организаций, сомневающихся в конституционности правового акта. Помимо окладов по должности и званию при исчислении пенсии учитывается выслуга лет. По Закону № 4468-1 размер пенсии определяется в соответствии со ст. 14, где сказано: «При выслуге 20 лет начисляется 50% от суммы окладов по должности и воинскому званию, а свыше 20 лет добавляется по 3% за каждый полный год выслуги, но не более 85%, что достигается при 32 годах выслуги». Учитывается также районный коэффициент. При этом принимаются в расчёт только полные годы выслуги (при выслуге 31 год, 12 месяцев и 29 дней будет ачтён только 31 год), что едва ли можно считать справедливым. Процентная надбавка за выслугу лет для военнослужащих на действительной военной службе по проекту нового закона станет почти в 2 раза ниже (40% вместо 70% после 25 лет выслуги), то есть, говоря простым русским языком, выслуга в Вооружённых силах РФ обесценивается. Обоснований для этого никаких не приводится, хотя военная служба не стала более лёгкой или менее опасной. Скорее всего, вопрос решался в уютной тишине министерских кабинетов с поручением получить путём несложных арифметических расчётов заранее заданный результат. Как выслуга лет будет учитываться в новом законе о пенсиях из названной выше статьи не совсем ясно, хотя название статьи и говорит само за себя. Критиковать проект закона имеет смысл, если есть надежда, что отзывы, замечания и пожелания будут услышаны и приняты во внимание. Если обсуждение предложено как пустая формальность (пример – закон о переименовании милиции в полицию, где заранее дано знать, что всё уже решено), тогда – лучше не надо. Быть соучастником такого «законотворческого» процесса дело совсем не привлекательное. Окончательную оценку новому закону о военных пенсиях давать рано, но, как говорил Лев Толстой, «не так важно место, которое мы занимаем, как важно направление, в котором мы движемся». Направление, заданное Министерством обороны, очевидно, ожидаемый результат оптимизма не вызывает. Если проводился конкурс на замещение должностей, связанных с разработкой законов и подзаконных актов по пенсионному обеспечению военнослужащих, там, надо полагать, задавался единственный вопрос: «Испытываете ли вы уважение к военным пенсионерам?» Для прохождения по конкурсу ответ допускался только в одном варианте: «Нет!» Последний обман военнослужащих можно считать мелким. Министерство обороны заблаговременно обнародовало свои намерения увеличить денежное довольствие: с 1.8.2009 г. на 8,5%, с 1.1.2010 г. – на 7%, с 1.1. 2010 г. на 6,8%. Одновременно на ту же величину предполагалось увеличить пенсии. Дело ограничилось первой индексацией, остальные списали на кризис. Второй индексации не было, третью перенесли на 1.4.2011 г., уменьшив до 6,5%. Вместо ожидаемого повышения пенсий в 2009–2011 г. на 22,3% будет (и будет ли) 14,8%. Как были увеличены пенсии военным на 1000 рублей писалось в «Моих годах» за 18.12.2010 г. («Бульдозер как инструмент реформирования»). Таково пенсионное обеспечение бывших защитников Родины, и таковы перспективы его изменения.
|
|