НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кто и зачем совершает теракты?

17 Ноября 2015 г.

islam terr 2

Кровавые теракты радикальных исламистов исключают обвинения мировой религии ислам. Чем отличается радикальный исламизм и почему именно он стоит за парижскими терактами, "Российская Газета" рассказывает директор института национальной стратегии Михаил Ремизов.

- Прежде всего надо поставить вопрос о цели - зачем совершены парижские теракты? Самый простой и короткий ответ - "это месть". Месть - не самая рациональная модель поведения, она не предполагает длинной рассчитанной стратегии, но вызывает сильную эмоцию. Исламисты обещали отомстить Франции за политику в Алжире и Сирии. В Алжире, кстати, не за "старые дела" (хотя "старые дела" колониальной истории тоже всегда накладывают отпечаток и вызывают чувство ненависти), имеется в виду теперешняя поддержка французами антиисламистского режима в Алжире, проводящего достаточно жесткую политику в отношении исламистов внутри страны. Зазвучали публичные обещания того, что это не останется без ответа, и - вот. Ну и Сирия тоже причина, и для ИГИЛ ("Исламское государство", ИГИЛ - международная террористическая организация, запрещенная в РФ) может быть мотивом нанесение авиаударов, которые Франция наносит по Сирии самостоятельно.

Конечно, важно и то, что во Франции есть довольно влиятельное и сильное исламистское сообщество. Часть сообщества мусульманских эмигрантов радикализируется, и этот процесс в последние годы усиливается. Вспомним этнические бунты 2005 года в пригородах Парижа. Тогда это казалось неструктурированным, слабо оформленным выражением протеста против богатого, благополучного буржуазного общества, которое одновременно притягивает молодых людей и отталкивает их, вызывает неприязнь. Те порывы не имели никакой четкой, внятной идеологической окраски, что давало в том числе французской леволиберальной интеллигенции основания с умилением сравнивать молодых людей с бунтарями 68-го года и рассчитывать на то, что они тоже пройдут траекторию от протеста к интеграции.

Сегодня те же самые люди и те же самые эмоции служат питательной средой для более жесткой идеологии радикального исламизма. Она продолжает выражать одновременно протестные настроения против того общества, в котором они живут, и ощущения идеологии превосходства: мы другие, мы - сильнее, мы - чище, мы - будущее. И в этом идеологическая сила и привлекательность этой формулы радикального исламизма для мусульманской молодежи, выходцев из мусульманских этнических сообществ в западноевропейских странах.

Должен сказать, что существенным фактором радикализации мусульманских сообществ является криминальная среда. Сегодня около 70 процентов заключенных составляют выходцы из мусульманских эмигрантских сообществ, и это становится кузницей исламизма, одним из основных мест вербовки и закалки. Там читают соответствующую литературу, слушают проповедников. Оттуда зачастую выходят убежденные джихаддисты. И это характерно не только для Франции.

Кроме того, есть важный социально-психологический момент - мировоззрение радикального исламизма прекрасно накладывается на мировоззрение криминального мира и организованной преступности. То, что раньше было сугубо криминальными понятиями, теперь становится "взносом на общину" или "налогом на неверных". То, что раньше было просто убийством, подменяется борьбой с врагами веры. И виды криминальной деятельности получают своего рода религиозную санкцию. Происходит такой апгрейд чисто криминального мировоззрения.

Я считаю, что это вызов и для нашей страны. Ээто одна из оперативных угроз, на которые нужно обратить очень пристальное внимание.

Мои хорошие знакомые во Франции, имеющие или имевшие отношение к антитеррористической деятельности в МВД и других спецслужбах, говорят о том, что довольно много попыток терактов предотвращается. То есть парижские теракты нельзя назвать чем-то таким неожиданным, свалившимся как снег на голову. Для обывателя это шок: Париж с его ореолом романтики и расслабленного комфорта вдруг становится ареной войны. А для специалистов это просто одна из многих попыток, которая- в данном случае - удалась. И всех по-прежнему ждет борьба на довольно длительную перспективу.

Террористическую угрозу во всех западных (и не только) странах подпитывает существование боевого крыла исламизма. Еще раз подчеркну, что исламизм - это не религия, а агрессивная политическая идеология, которая использует религию в своих целях.

Переносить обвинения исламизму на весь ислам нельзя.

Между тем

В Москве открылась конференция "Религиозные ценности, сформировавшие Европу", ее организаторы - Институт всеобщей истории РАН, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Папский комитет исторических наук. В течение двух дней эксперты из Европы, Латинской Америки и России обсуждают историю и традиции собственных стран для того, чтобы найти выход из нынешнего кризиса. "Христианские ценности, сформировавшие сегодняшнюю Европу, находятся под угрозой не только в свете событий последних дней, - говорил на открытии конференции академик РАН Александр Чубарьян. - Уже несколько лет идет разговор о проблемах семьи, о защите человеческой личности, об отношении к людям. Об упадке ценностей говорит и католический Папа, и наш Патриарх. Эта проблема имеет цивилизационный характер".

  • Расскажите об этом своим друзьям!