Компромисс — это еще не мир |
14 Мая 2015 г. |
Визит госсекретаря Соединенных Штатов Джона Керри в Сочи и переговоры, которые он там провел с президентом РФ Владимиром Путиным и со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, сами по себе, вне зависимости от результатов, стали событием, поскольку контактов между руководителями РФ и США на таком уровне да еще и в России не было, как минимум, полтора года. Очевидно, что Запад (в лице основных его лидеров) последнее время подает России совершенно определенные знаки, которые должны продемонстрировать если не миролюбие, то, как минимум, готовность идти на компромиссы. Естественным образом возникает вопрос, чем вызван этот новый поворот: не тем ли, что президент США Барак Обама накануне начала предвыборной гонки хочет уйти на покой миротворцем? Учитывая же, что на встрече Керри и Путина затрагивались вопросы и Сирии, и Ирака, и Ирана, закономерно предположить, что США, возможно, готовы были бы на определенных условиях "разменять" Украину на сотрудничество с Россией в решении ряда ближневосточных проблем. Тем не менее эксперты, опрошенные обозревателем "Росбалта", разошлись в своих оценках задач вояжа главы американского Госдепа. Так, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов уверен, что "размен" Украины на Сирию на российско-американских переговорах непредставим, хотя США и не могут не учитывать возможности России на Ближнем Востоке. "Размен Сирии на Украину в таком прямом варианте просто невозможен. Международные отношения так не работают, тем более, на столь высоком уровне", — сказал Лукьянов. "То, что Соединенные Штаты понимают, что Россия может содействовать, а может, наоборот, препятствовать решению некоторых очень важных для американцев вопросов на Ближнем Востоке, это очевидно. Это они понимают и будут добиваться того, чтобы Россия по крайней мере не препятствовала и не ухудшала ситуацию. Но какого-то сближения по украинскому вопросу я не вижу. В смысле, его не может быть. Позиции — диаметральны", — отметил эксперт. В свою очередь директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин сказал обозревателю "Росбалта", что "Керри приезжал в Сочи, прежде всего, для того, чтобы помочь президенту США Бараку Обаме создать то политическое наследие, которым он мог бы гордиться". Прежде всего, это касается налаживания отношений с Ираном, говорит эксперт, отмечая, что здесь "сотрудничество с Россией очень желательно". Второй задачей Керри, по мнению Тренина, является выстраивание контактов с Россией по возможностям урегулирования в Сирии. Эксперт отмечает, что "договоренность по Сирии была бы очень желательна, так как Обаму многие критикуют в Америке за то, что он "упустил" эту страну". Что касается возможности "размена" Украины на Ближний Восток и Иран как одной из тем переговоров в Сочи, то Тренин не исключает, что "элементы такой альтернативы" на них также рассматривались. "Визит госсекретаря США в Сочи — заметный жест Вашингтона, поскольку за последние год-полтора отношения между Россией и Соединенными Штатами свелись почти к техническому уровню", — говорит Федор Лукьянов. В то же время, он не склонен переоценивать результаты этой поездки Керри. По его мнению, приезд американского госсекретаря в РФ "не означает особого миролюбия и качественного изменения подхода США, он означает признание важности этой ситуации и того, что ей надо заниматься". Для Соединенных Штатов позиция по Украине состоит не в самой Украине. Это проблема места России в мире и того, в какой степени Москва готова согласовывать свои действия с Вашингтоном, — считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". Он убежден, что "этот вопрос остается". В то же время, "Соединенные Штаты не хотят неконтролируемой эскалации" конфликта в Украине, говорит Лукьянов. По его словам, именно этим, а не миролюбием американцев объясняются слова Керри, сказанные им по поводу обещания президента Украины Петра Порошенко "вернуть донецкий аэропорт". Напомним, что Керри по поводу этого намерения Порошенко заметил: "мы бы предложили ему прежде подумать, чем предпринимать такие действия, потому что Минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой". "Американцам самоуправство украинских властей совершенно ни к чему", — говорит Лукьянов. По его мнению, "если, во-первых, есть возможность напомнить украинцам, чтобы они не забывали, кто является главным патроном, а во-вторых, показать некоторую добрую волю России, то почему бы этого не сделать?". Политолог Андрей Пионтковский полагает, что "американские руководители вряд ли всерьез верят в то, что Российская Федерация может чем-то помочь им в решении конфликтов в Сирии или Ираке — весь их опыт в этом вопросе подсказывает им, что Москва постарается сделать обратное". По его мнению, визит Керри в Сочи является ответом Запада на предложение о "новом мирном сосуществовании", прозвучавшее из Москвы. Эксперт считает, что это предложение в апреле было изложено на английском языке в статье Федора Лукьянова в газете The Moscow Times. Ключевым там, считает Пионтковский, было признание того, что "напряжение между Западом и Москвой создано Кремлем, дальнейшее его поддержание становится опасным и чрезвычайно затратным для России, и поэтому надо перейти к мирному сосуществованию". Пионтковский отмечает, что в этом предложении намечены параметры такого сосуществования, в котором по вопросу Крыма сохраняется статус-кво, Россия контролирует самопровозглашенные Донецкую и Луганскую республики, но отказывается от дальнейшей экспансии на Украине, а США и Запад в целом постепенно отменяют введенные против РФ санкции. "Месяц прошел, и видно, что в целом это предложение принято Западом благожелательно", — говорит политолог. По мнению Пионтковского, эта гипотеза подтверждается и тем давлением, которое канцлер ФРГ Ангела Меркель оказала на Украину, чтобы там приняли московскую интерпретацию Минских соглашений, "а именно, экономическую поддержку Киевом Донбасса, выплат Украиной там пенсий и так далее". Эксперт считает, что со стороны Москвы речь идет о предложении "оставить все как есть, а Крым вообще не обсуждается". По его словам, РФ сегодня намерена добиться таких своих первоначальных целей, как подрыв украинского государства, недопущение его перехода на европейскую модель экономической и политической конкуренции политическими и экономическими методами, "опираясь на подконтрольную ей Новороссию". Состоялся такой большой "Мюнхен", полагает Пионтковский, напоминая, что эта модель была предложена Западом еще в апреле 2014 года в Женеве, но тогда она была не поддержана Москвой, "находившейся в состоянии крымской эйфории".
|
|