К «лучшей» жизни – по решению суда |
10 Февраля 2011 г. |
В конце января состоялась презентация специального доклада уполномоченного по правам человека в Иркутской области «О проблемах соблюдения прав граждан Иркутской области при переселении из ветхого и аварийного жилья». Причиной подготовки этого документа стало множество жалоб и обращений жителей региона в связи с нарушениями их жилищных прав. Как правило, люди уже пытались найти справедливое решение, но ничего не добились от властей. Проблема затрагивает (по самым скромным оценкам) права и законные интересы не менее 200 000 жителей области. На первом месте по числу обращений Иркутск – отсюда почти половина жалоб. По словам уполномоченного по правам человека Ивана Зелента, дело не только в том, что жителям областного центра проще попасть на приём к уполномоченному. Есть и другие причины. Зачастую чиновники принимают решения, следуя букве закона, не вникая в обстоятельства, не пытаясь пойти навстречу нуждам горожан. Меж тем большое количество ветхого и аварийного жилья (в Российской Федерации около 91 млн кв. м ветхого и более 11 млн кв. м аварийного жилья) – тяжёлое наследие советского прошлого и результат государственной социально-экономической политики последних 20 лет. Иван Зелент напомнил, что жильё – основа образования семьи и её существования. При этом средняя зарплата граждан такова, что на неё невозможно купить дом или квартиру. Стоимость квадратного метра достигает 60 000 рублей. Строительные компании отдают предпочтение строительству элитного жилья. В докладе приводятся данные Росстата: с 1991 года ввод жилья уменьшился в семь раз. Жилищный фонд стареет. В Иркутске обветшали деревянные дома, которые когда-то были гордостью и особенностью его облика. В городе работает программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, но при её реализации порой происходят странные вещи. В докладе приведён пример формального, бездушного подхода к переселению граждан. В центре Иркутска в одном из деревянных, частично благоустроенных домов с 1986 года проживала семья из семи человек, в том числе двое детей. На начало 2009 года их жилище представляло собой квартиру, состоящую из трёх небольших комнат, кухни, коридора и мансарды, которую летом использовали как кухню. Такие условия позволяли людям жить относительно комфортно. По крайней мере, у каждого было своё спальное место. К несчастью, их дом оказался на земле, необходимой городу для строительства развязки у нового моста через Ангару. В декабре 2008 г. межведомственная комиссия муниципального жилищного фонда г. Иркутска признала их дом аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим в мае 2009 г. они получили уведомление из администрации г. Иркутска о переселении в двухкомнатную квартиру. Позднее выяснилось, что чиновники начали переселять эту семью ещё до принятия официального решения о включении их дома в перечень жилых домов, подлежащих переселению в соответствии с программой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Люди не согласились с предложенным вариантом, поскольку, приняв его, они оказывались в худших условиях. Администрация г. Иркутска не стала тратить время на поиск компромисса и обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с иском о выселении граждан из занимаемого жилого помещения. При этом было указано, что выселяемым предоставляется равная по общей площади однокомнатная (!) квартира, расположенная на окраине города. В небывало короткий срок – через 11 дней с момента подачи уточнённого иска – Октябрьским районным судом г. Иркутска было принято решение о полном удовлетворении исковых требований администрации города. Доводы и аргументы граждан против предъявленного иска были отвергнуты судом. Кассационная и надзорная жалобы жителей на это решение Иркутским областным судом оставлены без удовлетворения. Решение суда очень оперативно и жёстко было исполнено подразделением Федеральной службы судебных приставов в принудительном порядке. В результате действий муниципальных властей и государственных органов семь человек были переселены в однокомнатную квартиру на окраине города. При этом жилище, куда люди были водворены по воле властей, явно не соответствовало установленным требованиям к жилым помещениям. Следует заметить, что этот случай не является исключительным. Уполномоченному поступило и продолжает поступать много жалоб граждан на действия органов власти при решении вопросов о переселении их из ветхого и аварийного жилья. Анализ ситуации показал, что проблема носит системный характер. Наша газета тоже пыталась привлечь внимание к этой проблеме. К нам обратилась Валентина Ивановна Курносова. Для переселения из ветхого дома её семье из шести человек, среди которых есть больной туберкулёзом, была предложена квартира старого жилого фонда на станции Батарейная. Меж тем сначала семье была обещана квартира в новостройке микрорайона Ново-Ленино. Администрация города не собиралась выслушивать просьбы Курносовых не переселять их в отдалённый район – обстоятельства и проблемы членов семьи совсем не интересовали чиновников. Мэрия подала в суд, чтобы переселить строптивых в принудительном порядке. Но суд всё же учёл обстоятельства дела и обязал чиновников вселить семью в новое жильё. Закон говорит, что «внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности». В итоге Курносовы совсем скоро получат квартиру, в которой будет две комнаты – 15 и 16 квадратных метров каждая. В одной будут жить две пожилые женщины и больной туберкулёзом мужчина, в другой – невестка с двумя дочерьми-подростками. Но и такое решение им пришлось буквально «выбивать» – всё-таки новое жильё! Обратимся к докладу уполномоченного по правам человека в Иркутской области. «Малообеспеченные граждане годами состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях. Понятно, что их жизни не хватит, чтобы дождаться от властей получения жилья, которое не только обеспечивало бы безопасность, но и позволяло жить достойно. Следует отметить, что в последнее время высшими судебными инстанциями страны, видимо, осознающими несправедливость закона, сделан некий реверанс в сторону защиты интересов граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилья. В Определении Верховного суда РФ от 09.02.2010 г.21 № 83-В09-11 отмечается, что «реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения». Судебное решение должно быть не только законным – оно должно быть справедливым. Разве отменён закон, обязывающий власти предоставить больному туберкулёзом человеку отдельную комнату? А ведь в семье есть ещё и труженик тыла, мама Валентины Курносовой Татьяна Терентьевна. И всех в одну комнату – 15 квадратных метров! Вспомнилась фраза Михаила Жванецкого, сказанная хоть и по другому поводу, а в точку: «Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых, нельзя их бросать, иначе здоровые, видя свои перспективы, не выйдут из окопа – жить всё-таки хочется!» Видя такое торжество закона, и впрямь из окопа вряд ли кто побежит. Государство, оставляя граждан, которые не могут сами решить проблемы с жильём, наедине с их бедой, вряд ли может рассчитывать, что они будут отстаивать его интересы. В докладе есть ссылка на мнение некоторых юристов, которые считают, что «применение ст. 89 ЖК РФ должно основываться на расширительном толковании нормы. Несмотря на прямое указание законодателя о предоставлении жилого помещения, равнозначного ранее занимаемой общей площади, при выселении граждан-нанимателей из непригодных для проживания жилых помещений и предоставлении им нового жилья на условиях социального найма, это справедливо только в том случае, если граждане на момент выселения не относились к категории нуждающихся по основанию проживания в жилом помещении при несоблюдении учётной нормы. Если на момент выселения учётная норма для проживающих не соблюдалась, была меньше установленной жилищным законодательством, то предоставление жилого помещения на условиях социального найма должно быть с учётом нормы предоставления. К сожалению, правоприменительная практика органов местного самоуправления, а также судебная практика судов Иркутской области показывают, что в большинстве случаев главным и единственным критерием для них является метраж предлагаемого жилого помещения, – констатирует омбудсмен. Понятно, что суды в своей деятельности опираются на новый Жилищный кодекс, который не предусматривает при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья улучшения их жилищных условий. В своём докладе уполномоченный по правам человека напоминает, что это уменьшает государственные гарантии соблюдения жилищных прав граждан, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ недопустимо. По его мнению, не может быть уважительных причин, оправдывающих столь длительное бездействие властей при решении проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья и предоставления гражданам возможности для проживания в достойных условиях. Анализ информации, которую содержит специальный доклад уполномоченного по правам человека, позволяет сделать следующие невесёлые выводы. 1. В Иркутской области, как и в Российской Федерации в целом, отсутствуют чёткие, обоснованные и понятные гражданам критерии отнесения жилищ к ветхому и аварийному жилищному фонду, а также включения жилых домов в программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. 2. В Иркутской области не обеспечивается эффективный государственный контроль деятельности государственных и муниципальных структур при реализации целевых программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 3. Реальная государственная политика в этой сфере не направлена на полное решение жилищной проблемы, поскольку предоставление переселяемым гражданам жилья по принципу «метр в метр» только лишь отодвигает её решение на неопределённый срок. Текст доклада направлен губернатору Иркутской области, в Законодательное собрание Иркутской области, органы местного самоуправления, суды, органы прокуратуры и в СМИ. Документ размещён на сайте уполномоченного: ombudsman.r38.ru.
|
|