НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Иркутская мозаика

07 Июня 2012 г.

alt

 

Отгремел, отзвенел, ушёл в прошлое очередной День города, с его теперь обычным и таким бестолковым, как и в прошлые годы, карнавалом. С его положительными сторонами и искренним весельем горожан, несомненно, любящих свой город и желающих, чтобы он становился всё лучше и краше. И действительно мог бы соответствовать словам Антона Павловича Чехова, побывавшего в нём на исходе девятнадцатого века по дороге на Сахалин и отметившего, что: «Иркутск совсем культурный город: с театром, городским садом… Почти Европа…»

Кстати, и прибыл Антон Павлович в столицу Восточной Сибири в 1890 году в конце мая-начале июня. И май был тогда таким же холодным, как нынешний. И на вопрос Чехова вознице: «Отчего так холодно?», глубокомысленный кучер ответил философски: «Знать, так Богу угодно».

Конечно, многое, почти всё, в руках Божьих, но многое и в руках человеческих, ибо Господь даровал нам свободную волю, а значит и возможность самим выбирать вектор своего движения, своего служения. Ведь у человека в этой жизни по-настоящему есть только две задачи: «Достойно жить и достойно умереть». Однако достойно жить оказывается совсем непросто, поскольку почти постоянно надо «грести» против течения, против общего, и зачастую ложного, суждения о стереотипах моды, поведения, жизни…

Вот с моды и начнём нашу мозаику, в которой, боюсь, будет больше серых и тёмных составляющих, чем радостных, цветных.

О моде

«Лихая мода – наш тиран. Недуг новейших россиян», – сказал два века назад Александр Сергеевич Пушкин, но, увы, мало что изменилось с тех пор.

Посмотрите, что носит и во что обувается наш люд, особенно молодёжь, которая всегда старается следовать веяниям моды. Не давая себе труда подумать хорошо это или плохо? Главное, чтобы было, как у всех. А у всех, и это касается в основном уже девушек, оголены пупы и поясница (а ведь мы живём в Сибири, а не в Африке, где это естественно), а джинсы покупаются с такой низкой талией, что и верхняя часть пятой точки обычно наголе. Ну не влезает наша добротность в заморский модный нынче крой. А из-за этой невлезаемости и оголённости потом, как следствие, больные почки и прочие недуги.

Я однажды ехал за город с родителями такой модницы, которая просила отца останавливать машину почти возле каждого куста, дабы справить свою малую нужду, именно из-за того, что застудила в своё время почки, как объяснила мне её мать, моя давнишняя приятельница.

Кстати, по последним данным иркутских медиков, только десять процентов подростков могут считаться здоровыми. Неправда ли весьма настораживающая статистика. И уверен, что в не малой мере к таким последствиям приводит и нелепая мода, и образ жизни (в основном сидячий, за компьютером), и питание (во всяких там забегаловках быстрого питания, превративших, например американцев, первооткрывателей в этом деле, в наполовину зажирённую нацию), и дурные привычки, тоже навязанные, кстати, модой. Такие, например, как повальное увлечение курением и безмерным питием пива или чего покрепче да позабористее типа водки или того хуже наркоты. Недаром же появилась уже в Интернете такая справедливая прибауточка: «Пейте девки больше пива и родите вы дебила!»

Но продолжим о моде и посмотрим, во что же обувается наш народ, порою вопреки своей воле, поскольку многочисленные обувные магазины прямо-таки завалены продукцией неизвестного происхождения с буратинистыми острыми носами. Неудобно (это ж какой длины ноготь надо отрастить, чтобы он упирался в носок башмака?!), некрасиво, но все носят. Модно!

А, по-моему, модно – это когда удобно и ноге и телу в соответствующей одёжке и обувке. И я с ужасом думаю о том, что когда я доношу свои тупоносые (по ноге) туфли, сделанные на Ростовской обувной фабрике и купленные несколько лет назад, когда ещё существовал хоть какой-то выбор, на что же я их сменю? На лапти, наверное. Ибо в обувных магазинах выбирать просто не из чего, всё до тошноты однотипно. Напрочь исчез классический стиль обуви: с тонкой кожаной подошвой, невысоким каблуком и с закруглённым или обрубленным, удобным для носки и ноги носком.

Из своих размышлений о моде я делаю вывод, что основной непорядок всё-таки у нас в головах. Не можем мы критически подойти ко всему ширпотребу, предлагаемому и навязываемому нам, и превращаемся тем самым в нелепых клоунов, загримированных неведомым нам, потешающимся над нами же гримёром.

О негативе

Не знаю, то ли глаз у меня так устроен, то ли невидимое хроническое косоглазие имею, ибо замечаю чаще вещи негативные, чем позитивные, коих, наверное, немало в нашем городе. Впрочем, оправдывает меня то обстоятельство, что не злобства ради подмечаю я недостатки нашего города, а улучшения его для. Надеясь по наивности своей, что, вот мол, прочтёт статью ответственный за порядок в городе чиновник и исправит положение в подведомственном ему секторе. И город наш лишится хотя бы ещё одной тёмной мозаики. Однако или не читают совсем газет современные чиновники или уж глухи ко всему и озабочены только одной, извечной для чиновника задачей – самосохранения себя на своём месте. А там, хоть трава не расти!

Императрица Елизавета Петровна хотя бы у своих фаворитов время от времени спрашивала: «Как живёт мой народ? Чего он хочет?» И после их ответов пыталась что-то изменить. Теперь кричи не кричи, пиши не пиши, до соответствующих инстанций не достучишься. Всё вязнет, как в трясине…

К примеру, вышла у меня в «Моих годах» за 7 апреля статья «Прогулки по оттаявшему городу», где я указывал на ряд существенных недостатков. И что же? Да почти нечего. Как лежали в воде у «замковой набережной» какие-то бетонные огромные конструкции, так и лежат (замки с ограды, правда, срезали, слава Богу). Как зияла чёрная дыра в каменной прежней кладке, образовавшаяся при пристройке к ней новой набережной, так и продолжает зиять. Треснутые плитки не заменены. А многие большие плиты и изначально были уложены неровно. Одни выпирают над водой, другие идут в линию. Окантовка газонов, из красивых мраморных бордюров, тоже кое-где уложена неровно. Видно, поторапливали китайских рабочих сдать объект к 350-летию города в прошлом сентябре, вот они и напортачили. А ведь в эстетике интерьеров важны детали. Ныне китайцев сменили выходцы из бывших советских среднеазиатских республик. Эти раздалбливают напротив «Фортуны» отбойными молотками уже сделанное китайцами. Но сделанное, видимо, неправильно. А ведь за всё за это, за двойную работу расплачиваемся мы с вами, налогоплательщики. И пока одни среднеазиаты разрушают сделанное, другие – дворники заметают каждое утро на новой набережной мелкий мусор: окурки, шелуху от семечек прямо в решётки сливных канавок. Им так проще и быстрее. И это же не их родной город. Крупный мусор, правда, собирают в мусорные пакеты.

Чтобы не расстраиваться от всех этих строительных нескладух, я стал бегать по утрам не по новой, а по старой набережной. Тут обстановка чуть лучше. Хотя сама набережная уже давно требует капитального ремонта. И огрехов здесь тоже хватает. Например, у причала, где сход на баржу, уже второй год лежит на боку некая мусорная ёмкость. В прошлом году клали на набережной асфальт и штыри, которыми она крепилась, выдернули, а назад, как водиться, не вбили. Одно благоустраиваем, другое рушим. Все крышки из стены парапета, где ранее стояли, по-видимому, фонари, выдраны. А у старого моста пришли в ветхое состояние и фактически обрушились какие-то металлические конструкции, по которым проходили провода, провисшие теперь почти до земли. А что если кто-то их оборвёт? Или они оборвутся сами? Страдать от этого, как всегда, будут простые люди, которые могут лишиться, скажем, света, как это было, например, в субботу 26 мая, когда в центре города, без всякого предупреждения, было почти на два часа отключено электричество. Выяснить, отчего это произошло, мне так и не удалось. Да и бывает подобное, увы, нередко. А ведь у людей могут разморозиться холодильники. Могут испортиться продукты. Но разве это кого-то волнует. Ведь обычный человек для чиновника – это лишь единица масштаба, налогоплательщик, с которого надо любой ценой выжать деньги. А ведь большинство людей в нашем отечестве – это люди далеко не богатые. И для них испорченные продукты имеют значение.

Говорят, что надо в таких случаях подавать в суд, на то же «Иркутскэнерго», но суды наши так неповоротливы, и столько надо для всего этого пройти инстанций, что махнёшь рукой да выругаешься. Этим сердце и успокоится.

Дальше моя утренняя пробежка, уже по дороге к дому, проходит по Цейсовской набережной, и я с грустью вижу, что от знаменитых Курбатовских бань уже почти ничего не осталось. Ещё один исторический объект для города утрачен навсегда. А ведь тот же Антон Павлович Чехов, прибыв в Иркутск и устроившись в гостинице, где до 2004 года висела мемориальная доска, знаменующая это событие (ныне куда-то исчезнувшая), первым делом отправился в Курбатовские бани! Да и мне ещё посчастливилось в студенческие годы их посетить. Какой там был холл, выложенный цветной плиткой, какие отдельные кабинеты! Да и прачечная была при них. Отличная прачечная, скажу я вам. Нет ничего этого теперь.

С Цейсовской набережной сворачиваю на улицу Чудотворскую, ныне – неведомого мне Бограда. Раньше здесь стояла Чудотворская церковь. А теперь на месте бывших складских помещений, бывшей же чаеразвесочной фабрики стоит Сибирская академия управления и права! Вот так-то! Это вам не хухры-мухры. Академия!

«Академисты» стоят гурьбой у крыльца, беседуют о сессии. Сдабривая свою скудную речь матом. И все поголовно: и девушки, и юноши курят. Громко смеются. А мне вдруг становится их так жалко. Потому что диплом, какой ни какой, они получат, а вот работу вряд ли. И умножат эти «академики» (сейчас ведь главное ВУЗ назвать покрасивше, а какое в нём образование – это уже вопрос десятый) ряды продавцов китайским ширпотребом в торговых рядах на площади Павла Чекотова или на Шанхайке. Просидев всю жизнь в тесном, без солнечного света, павильончике. И это ещё будет удача, ибо в нашей области, с её трёхмиллионным населением, по словам депутата Государственной Думы Антона Романова, восемьсот тысяч безработных…

Но вот я дома. И после контрастного душа какое-то время по привычке гляжу в окно. И вижу мрачный четырёхэтажный остов бывшей чаеразвесочной фабрики (а какой был у них чудесный чай, со слоником!) и огромную свалку в центре города. Правда, прикрытую забором, от посторонних глаз.

После завтрака иду по своим делам по улице Луговой (ныне Марата, французского революционера и патологического убийцы, и наше счастье, что он жил в Париже, а не в Иркутске) и вижу, как на перекрёстке с улицей Чкалова среднеазиаты разбирают плитку, уложенную ими же в прошлом году в сентябре. А затем снова укладывают её там же. Логику их действий я ни понять, ни объяснить не могу. Так же, например, как и то, что на сгоревшем деревянном двухэтажном доме по улице Декабрьских Событий на чёрных обугленных брёвнах красуется надпись на огромном белом транспаранте: «Реставрация объекта». Реставрация при помощи поджога что ли?

О демографии

Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Исаевич Солженицын писали целые трактаты «О сбережении русского народа». Правда, мало кто их слушал и внимал их рекомендациям. Ведь и доныне демографические процессы, особенно у нас в необъятной Сибири, оставляют желать лучшего. Рожают мало. Много больных, в том числе и новорождённых. При первой возможности люди стараются уехать отсюда куда подальше. Отчего это происходит? От общей неустроенности, в первую очередь. Зарплаты невысокие (не имею в виду начальников и начальничков, а также олигархов и ворюг). Цены, наоборот, поднебесные и к тому же всё время стремятся вырасти, почти на всё. Лето короткое, зима длинная. Повальная безработица, из-за того, что многие ранее действующие предприятия закрыты. Теперь в большинстве из них торговые ряды. Никто ничего не производит, но все всё продают. От этого всеобщего бесперспективняка – уныние и безнадёга, особенно у молодёжи. Но даже если кто-то более-менее устроится на приличную работу, он обречён жить с родителями, даже создав свою семью. Квартиру простому человеку не купить. Не по карману. А ведь семья – это основная ячейка общества. И если есть напряг в семье, есть напряг и в обществе. Оно просто не может быть благополучным. И, по моим наблюдениям, успешно развивается только всё увеличивающийся год от года класс чиновников. А почему? Да потому что у них основные проблемы, на которых зиждется благополучие семьи, решены. Есть хорошая зарплата, есть жильё. Это основное. И я уверен, что если бы молодожёнам без всяких там каверз и непонятных ипотек вручали бесплатно (государство бы на этом не разорилось, а сколько новых рабочих мест появилось бы в строительной отрасли) ключи от однокомнатной хотя бы квартиры, демографическая составляющая резко пошла бы вверх. Поскольку даже зверю для создания нормальной семьи нужна своя нора, гнездо, логово, достаточная кормовая база (в данном случае зарплата и продукты местных товаропроизводителей, что обеспечивает национальную безопасность) и общение с себе подобными. Вот и всё.

  • Расскажите об этом своим друзьям!