Эволюция «Утренней почты» или кому передача обязана долгожительством? |
16 Июля 2019 г. |
На российском телевидении по-прежнему здравствуют некоторые программы, рожденные еще в СССР. Они пережили несколько поколений зрителей, смену культурного фона эпохи и появление новых источников информации. Реально ли было в таких условиях выдержать испытание временем? Частично на этот вопрос может ответить эволюция «Утренней почты» — музыкальной передачи, созданной на Центральном телевидении СССР. О нынешнем ее состоянии, вероятно, мало что знают даже прежние преданные поклонники. А их и в советское время, и на рубеже двух столетий, когда телевизор оставался главным транслятором музыкальных новинок, было немало. Сейчас же складывается впечатление, что телевизионное руководство (программа идет на канале «Россия 1») давно относится к «Утренней почте» как к чучелу, набитому опилками. Вроде передача и занимает место в сетке, но пользы не приносит никакой. Возникает резонный вопрос: что же удерживает ее в эфире? Неужели просто чья-то сентиментальная дань прошлому? «Утренняя почта» имеет богатую историю — проект возник еще в 1973 году, одним из его авторов и первым ведущим был диктор Центрального телевидения Юрий Ковеленов. Первоначальное нехитрое название «По письмам телезрителей» (считалось, что именно так выстраивается эфир) было заменено на нынешнее год спустя. Программа сменила много ведущих, но все же главным образом она ассоциируется с личностью Юрия Николаева. Он зачитывал для советских меломанов письма с 1970-х до 1990-го, затем, после перерыва — с 1997-го по 1999-й. И он же выдал «тайну», что в действительности передача составлялась не по зрительским заявкам. Сейчас таким откровением сложно кого-то удивить — настолько все привыкли к бутафорским судам и свадьбам, врачам, которые не лечат, а кривляются, и плохо срежиссированным историям из жизни «звезд» или из «суровой реальности». Но в прошлом веке постановочность шоу, вероятно, для кого-то действительно могла стать сюрпризом.
«Утренняя почта» некоторое время была «побратимом» шведской музыкальной телепередачи «Лестница Якоба», упоминалась в песнях советских рок-музыкантов — группы «Мистер Твистер» и Александра Градского. Словом, в позднесоветское и раннее пост-перестроечное время это была поистине народная программа, с которой ассоциировались выходные, неспешное пробуждение под бодрую музыку, любимые артисты и яркие новинки. В 1990-х и 2000-х на «Утренней почте» проходили боевое крещение со своими клипами многие дебютанты, которые для того времени считались эпатажными. Впервые о том, что программа культурно и морально устарела, заговорили в 2000 году. Руководство музыкального вещания канала, который тогда назывался «ОРТ», сочло, что в пору появления полноценных музыкальных телеканалов «Утренняя почта» выглядит таким же пережитком прошлого, как и не менее легендарная «Песня года». В 2001 году «ОРТ» показал последний выпуск, а год спустя программа перебралась на канал «Россия», как нередко бывает с проектами и персонами, вышедшими в тираж на главной телеплощадке страны. С 2006 года ведущими «Утренней почты» являются юмористы Александр и Валерий Пономаренко. И, как ни странно, формат по-прежнему основан на мифических письмах телезрителей, что сейчас вызывает лишь ехидную усмешку. Ведущих особенно не за что ругать — они выглядят вполне достойно и не их вина, что проект давно утратил «смотрибельность». Что касается музыкального «меню», то оно свелось к сборной солянке из всевозможных тематических фестивалей и праздничных концертов телеканала, а также сомнительных юмористических номеров, которые прежде выходили в «Юморине», «Субботнем вечере» и других шоу. Видеоклипы транслируются лишь в конце каждого выпуска. В чем же смысл существования этой программы в современном мире? Может быть, она является элементом ретро, нежно любимого в нашей стране — наподобие «дискотек» прошлых десятилетий? Но даже в этом качестве «Утренняя почта» неспособна привлечь аудиторию — те, кто любил ее раньше, не могут воспринимать всерьез жалкое зрелище, к которому она свелась теперь. С другой стороны, от освещения музыкальных тенденций на ТВ отказываться не следовало бы. Телевизор по-прежнему смотрит большая часть населения (хотя нынче считается хорошим тоном говорить, что нет), и для многих свежие имена, песни и видеоклипы могут стать приятной альтернативой тому серому ужасу, который транслируется с экранов основную часть времени. Но нынешний формат решительно отвергает такую возможность, продолжая пиарить «междусобойчики», набившие оскомину еще и на «Золотом граммофоне» или «Премии МУЗ-ТВ». Судя по всему, единственные, кто заинтересован в существовании «Утренней почты», — продюсерская фирма «АРС», возглавляемая Игорем Крутым. В ее активе такие проекты телеканала «Россия», как «Новая волна» и ее детская версия, а также выходящая в новогодние праздники «Песня года» (еще один реверанс прошлому). Насколько они прибыльны, мы судить не можем, но их культурная роль весьма сомнительна. Мода на ретро и винтаж имеет свое обаяние и функциональный смысл, однако есть вещи, которые не стоит удерживать искусственно в культуре и быту. Проблема «Утренней почты» даже не в том, что ее сценарная основа изжила себя, а в том, что никто не хочет вдохнуть в нее новую жизнь. Ведь это потребует значительных затрат — и не только финансовых. Мы часто обращаемся к теме тревожного состояния отечественного телевидения. Состояние дел настолько неважное, что Госдума решила даже запросить информацию в Минкомсвязи о мерах в отношении редакционной политики. Депутаты считают, что руководство ТВ забивает эфир «деструктивной повесткой», а зрителей «перекармливают» развлекательными шоу, которые «не отражают реальной картины происходящего в стране. Правда, в качестве альтернативы народные избранники предлагают показывать больше патриотических передач, чтобы поднять дух нации, что тоже, согласитесь, не верно. Лучше бы вернули в эфир настоящую журналистику - острую, дискуссионную... В подтверждение тому, что российское телевидение остается предметом скандалов и недовольства наиболее интеллигентной части публики — следующие заголовки:
|
|