НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Долги надо отдавать

03 Февраля 2011 г.

alt

За 20 лет капиталистических преобразований у военных пенсионеров накопилось много вопросов и претензий к властям разного уровня.

 

В 1995–1998 гг. нарастала задолженность по пенсиям по причине того, что военнослужащим на 25% увеличили должностные оклады, а о пенсионерах забыли. Обман, как водится, раскрылся. Начались жалобы, судебные иски, которые судами стали удовлетворяться. Долго (до 2007 года) правительство держало круговую оборону от настырных пенсионеров, которые требовали вернуть долг. В конце концов президент В. Путин был вынужден издать Указ от 18.10.2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров». Название витиеватое, содержание простое: долг отдать, никого не наказывать, кроме самих пенсионеров. За что и как? Был придуман такой финт. Рассчитать недоплату по состоянию на 1.1.2008 г., но не распространять это правило на тех, кто получил компенсацию по решениям судов. Ведь именно эти люди, не жалея времени и нервов пробили брешь в круговой обороне чиновников. Смысл такого решения был в том, что оклады на 1.1.2008 г. были значительно выше, чем в 1995–1998 гг., и те, кто не жаловался в суды, получили компенсацию вдвое большую, чем те, кто отстоял своё право в судебном порядке. Прозрачно намекнули: «Не сметь своё суждение иметь! Ждите, барин проявит благосклонность – выиграете материально». Это решение Президента нашло отражение в п. 3 Указа № 1373с. Настырные пенсионеры в п. 3 обнаружили нарушение ст. 14 Европейской Конвенции (дискриминация по признаку социальной активности), жалоба в Страсбургском суде по правам человека принята к рассмотрению.

Проблема компенсации недоплаты пенсии затянулась более чем на 10 лет. Многие пенсионеры умерли, но остались вдовы, которые по ст. 1183 ГК РФ обрели право на получение этих сумм как наследники. В некоторых судах начали принимать решения в пользу вдов. В Иркутске решили проблему быстро и радикально. Сначала к мировому судье собрали исковые заявления вдов, потом собрали вдов и всем сразу... отказали. Решение в этом случае может быть только одно – жалоба в Европейский суд по правам человека. А что остаётся делать, если к своим законодателям и своим судам достучаться не удаётся? Кстати, иски по пенсионным делам срока давности не имеют.

Проблема продовольственного пайка, стоимость которого до недавнего времени входила в расчёт пенсий, имеет не менее долгую и более запутанную историю. С 1.1.2000 г. месячная стоимость продпайка, принимаемая при исчислении пенсий, была установлена в размере 608,33 рубля. Продуктовый состав пайка № 1 был утверждён Постановлением Правительства РФ 10.7.1992 г. Есть Постановление Правительства от 22.9.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий...» военнослужащим, где было сказано, что месячную стоимость пайка надо определять по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения или перерасчёта пенсии. Вся нормативная база для расчёта стоимости пайка была налицо. Требовались подзаконные акты для расчёта стоимости, так как можно было использовать разные варианты. Но этого сделано не было. А стоимость, как была установлена на уровне 608,33 рубля, так и простояла до 2009 года, когда сопровождаемая тупыми и равнодушными взглядами чиновников из Министерства обороны была «упрятана» в оклад по воинскому званию. Тем временем стоимость эта непрерывно росла и в 2005 году по данным Управления статистики Иркутской области составляла в Прибайкалье 3645,44 рубля. Таким образом, включая в оклад по воинскому званию чуть больше 600 рублей в месяц, законодатели совершили наглый обман военных пенсионеров, и, наверное, никто из стоящих у власти (Путин, Кудрин и иже с ними) не возьмёт на себя ответственность за совершённое деяние. Но спросить за это воровство российского масштаба с кого-то надо.

Если кто-то думает, что Министерство обороны не принимало никаких мер для урегулирования проблемы продовольственного пайка, то он ошибается. 5 ноября 2002 года Главное финансовое управление Министерства обороны издало «Методические рекомендации для представителей военных комиссариатов, участвующих в судебных заседаниях в качестве ответчиков при рассмотрении споров о пересмотре пенсий в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка». Не надо разъяснять, против кого был направлен этот одиозный документ.

Несколько лет тому назад прекращена выдача военным пенсионерам воинских перевозочных документов (ВПД) при следовании на лечение или отдых по путёвкам. По документам, регулирующим процесс воинских перевозок, всё как будто осталось без изменений. Постановление Правительства № 354, приказы Министра обороны №№ 300 и 200 никто не отменял.

Военные юристы (М. Богуславец в журнале «Право в Вооружённых силах» № 11 за 2005 г., В. Баранец в газете «Комсомольская Правда» за 25.9. 2009 г.) подробно рассказывают, как должно быть. На практике военный пенсионер, получивший путёвку, оказывается в жёстком цейтноте — деньги на проезд (а это иногда несколько десятков тысяч рублей) он получить не успевает, потому что получить их он должен через Сбербанк, жёстко сориентированный на перечисление денег один раз в месяц. ВПД не выписывают. Единственный выход – идти с протянутой рукой к знакомым, обещая отдать долг, как только пенсионный отдел вернёт потраченные деньги. Ситуацию обжаловать некому: деньги пенсионер занял у себя, из будущих пенсионных выплат. Пенсионера вынуждают на несколько месяцев отдать деньги в чьё-то распоряжение, а деньги всегда работают на того, чей счёт они пополнили даже на небольшое время. Всё это вместе взятое называется перевозками за счёт Министерства обороны.

В Федеральный закон от 27.5.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 16, п. 4) включена норма: ежегодно военнослужащим независимо от приобретения путёвки выплачивается денежная компенсация на оплату путёвки в санатории или доме отдыха в размере 600 рублей на самого военнослужащего и по 300 рублей на каждого члена семьи. Из-за инфляции эта сумма превратилась в насмешку над льготой, но зато ни разу не подверглась индексации. Да и с какой стати: после отмены закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» без равноценной замены, индексация для правительства перестала быть обязательной.

Непонятна приверженность законодателей к подчёркиванию разницы правового статуса офицеров, проходящих службу по контракту, и офицеров, призванных в соответствии с указами президента. В ст. 2 Федерального Закона от 27.5.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был абзац: «Офицеры, призванные на службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту...», а дальше следует оговорка – «если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В последней редакции закона № 76-ФЗ этого абзаца нет, видимо, приведена в действие указанная оговорка.

Нетрудно предположить, что в воспалённых умах реформаторов давно поселилась мысль, что Россию, если понадобится, успешно защитит наёмная армия контрактников, а набор по призыву со временем сойдёт на нет. Так ли это, покажет время, хотя уже есть убедительные признаки того, что затея с комплектованием Вооружённых сил контрактниками себя не оправдала. Законы рынка проникают в армию, тем более, что в ней теперь создан режим высокого благоприятсвования этому. Министр обороны превратил армию в биржу по распродаже материальных ценностей и беспрецедентному сокращению её численности, не считаясь с геополитической ситуацией в мире и теми угрозами, от которых никто не избавил Россию. Рыночная экономика поделила жителей России на такие группы по доходам, каких нет ни в одной социально благополучной стране.

Приложили свою руку к снижению социальной защищённости ветеранов военной службы и местные чиновники. Наверное, не только в Иркутской области поступают так. Живёт в квартире ветеран, имеющий льготы, а с ним ещё 5–10 человек. Обычно – родственники, иногда просто посторонние для ветерана люди. Потреблённые коммунальные услуги на всех поровну – вычисляется доля ветерана и то, что ему досталось, оплачивается со скидкой 50%, как «положено по закону». Подвох уловили? Льготу урезали, а Министерство обороны хоть раз выступило в защиту своих ветеранов?

Два года назад ветеранам из управления соцзащиты наконец-то выдали льготную справку с пометкой «пожизненно». Зато теперь ветеран лишён бессрочного проездного билета на городской транспорт и в конце каждого месяца вынужден в билетном киоске доказывать своё право на льготный проезд, а потом ждать, когда управление соцзащиты переведёт компенсацию.

Кстати, во время последнего телемоста с народом председатель правительства В. Путин сказал, что это неправильно: льготник вначале должен получить свою монетизацию, а потом уже платить за коммунальные и прочие услуги.

Пока в выигрыше только поставщики услуг – они своё получают в полной мере, а льготник потом разбирается с социальной службой, что ему компенсируют.

В ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» была норма: при продолжении трудовой деятельности ветеран имел право получить отпуск в удобное для него время и отпуск без сохранения заработной платы до 30 рабочих дней в году. Ст. 22 отменена законом № 122-ФЗ. А что взамен?

Не буду утверждать, что мне удалось назвать все ограничения и обиды, которым подвергаются военные пенсионеры. Ретивые реформаторы так перепахали правовое поле льгот и гарантий социальной защиты ветеранов, что ст. 8 Закона «О ветеранах» – «Государственная политика в отношении ветеранов» – воспринимается лишь как протокол о нереализованных намерениях и несбывшихся надеждах.

Надоело призывать власть исполнять требования законов и не делать их хуже, чем они есть. Скоро выборы. В их преддверии всегда задумываешься, нужна ли та власть, которая сформировалась в России к сегодняшнему дню? На примере рассмотренных выше проблем военных пенсионеров хочется обратиться ко всем избирателям пожилого возраста. Нас

много, нас поддержат дети и внуки, если им доходчиво объяснить, какой гибельный курс навязан нашей стране, что не утрачена возможность, пользуясь статьёй 3 Конституции России, выбрать, наконец, ту власть, которая не на словах, а на деле будет заботиться о величии и процветании государства российского.

  • Расскажите об этом своим друзьям!