НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-04-24-12-41-05
Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
2025-04-21-10-26-06
Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
2025-04-21-09-47-30
К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
2025-04-29-08-41-45
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя...
2025-04-29-09-05-53
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то...

Детскому телевидению нужны не идеологические установки, а деньги

20 Марта 2015 г.

mult marki

Детскому телевидению нужны не идеологические установки, а деньги.

В начале марта в Майами прошло вручение премии Kidscreen Awards, которую называют детским «Оскаром». В категории «Лучшая анимация» победителем стал российский мультфильм «Маша и медведь». Продюсер сериала Дмитрий Ловейко считает это событие прорывным.

И дело не в том, что престижную награду получил именно российский мультик. Авторские шедевры наших аниматоров нередко становятся триумфаторами международных форумов. Дело в том, что за обладание этим самым детским «Оскаром» сражались лучшие коммерческие проекты мира. Подчеркнем: коммерческие. Подобного в истории нашей мультипликации не было.

После победы в Майами «Машу и медведя» купили ведущие зарубежные телевизионные компании. Мультик имеет высочайший рейтинг просмотров в интернете. Есть стимул для продолжения работы. Кстати, в Сети большим успехом пользуются также наши «Барбоскины» и «Лунтик».

При этом многие годы нам твердят, что центральные каналы не показывают детские программы, поскольку это не выгодно. В них запрещена рек-лама, да и самих таких передач, интересных потенциальному рекламодателю, кот наплакал. А тут, казалось бы, за чем дело стало? Есть коммерчески успешный проект. Разреши в нем рекламу, как на том настаивают некоторые депутаты и мастера кино, и дело пойдет!

Не все так просто. За те же самые годы утрачена прежняя культура детского телесмотрения. И многочисленные ахи-охи на тему, как все хорошо было в эфире раньше и вот бы так опять, не имеют особого смысла.

«Телевидение и дети» — одна из самых любимых тем чиновников и народных избранников. Месяца не проходит, чтобы кто-нибудь из них не высказался на одну из следующих тем: «Как оградить вторых от тлетворного влияния первого?», «Как заставить первое повернуться лицом ко вторым?», «Как придать первому воспитательную и образовательную функцию и чтобы вторые все это еще и смотрели?».

Но вот вопрос: что, собственно, считать детским телевидением? То, что в обязательной возрастной маркировке не попадает под ограничения «6+», «12+» и т. д.? О, да, вокруг этих цифирей много копий ломается. Недавно по этому поводу в очередной раз высказалась председатель комитета Госдумы по вопросам семьи Елена Мизулина. На съезде Национальной родительской ассоциации она предложила многократно увеличить сумму штрафа за неверную маркировку фильмов и сериалов, доведя ее до 500 тысяч рублей. И в качестве примера таковой привела показанные по ТВ американские фильмы «Хоббит» и «Властелин колец» по произведениям Толкиена, а также отечественный ситком «Физрук». Все они имели ограничение"16+«, а должны были бы, по мнению депутата, иметь «18+».

По поводу «Физрука» промолчу. Возможно, 17-летним оболтусам, многие из которых уже имеют сексуальный опыт и во время перемен бегают за пивасиком, и рано смотреть сериал про бывшего зэка, заделавшегося учителем. Но, хоть ты тресни, уверен, что всякие там хоббиты и прочие пираты Карибского моря — это как раз герои подростковой аудитории. Тем же, кому «16+», гораздо интереснее «50 оттенков серого».

Но дело не в частностях — в принципе! Допустим, в детских телепередачах разрешили рекламу. И начальники каналов, пощелкав костяшками счетов, выяснили, что их показ крайне выгоден. Что хотим мы увидеть на экране, что принципиально отличалось бы от американских фэнтези и воспитывало бы подрастающее поколение в духе патриотизма и гуманизма? Внятного ответа на этот вопрос не существует.

На советском ТВ было много качественных детских телепередач: «Веселые старты», «АБВГДейка», «Будильник»... Вы давно их смотрели? Да, качественные, да, добрые. Может, даже увлекательные на общем убогом фоне тогдашнего советского ТВ. Но сегодня у детей, которые раньше осваивают гаджеты, чем начинают говорить, подобные форматы не прокатят. А советские фильмы, произведенные на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького? Среди них были настоящие шедевры. Но кто из тогдашних детей предпочел бы их, если бы в соседнем кинотеатре шел «Фантомас» или «Анжелика»?

Так что же, на все махнуть рукой и оставить как есть? В конце концов, чем ситуация так уж плоха? Есть замечательный детский телеканал «Карусель», входящий в первый мультиплекс, который в ближайшие годы станет доступным практически всей телеаудитории. Есть множество специализированных детских каналов. Да, за их просмотр надо платить операторам связи, но уже больше трети семейств сделали такой выбор.

Кстати, в эфире федеральных каналов достаточное количество семейного кино, которое с удовольствием смотрят и родители, и — без всякого ущерба для себя — их дети. Часто показывают полнометражные мультики, наши и зарубежные, вполне себе невинные. Что же еще?..

В беспощадной борьбе за нравственность детского ТВ и его достаточное количество слишком много демагогии и штампов. Можно поставить на «Властелина колец» возрастное ограничение «50+». Можно запретить «Физрука». Можно до предела напичкать федеральные каналы детскими передачами, оставив кроме них лишь новости и политические ток-шоу. Но вот беда — что показывать-то? «Маши и медведя» на всех не хватит.

Все очень просто. Не нужны пафосные речи и возмущенные реплики. Не нужны идеологические установки. Деньги надо вкладывать в детское кино и ТВ. Причем в законодательном порядке. Большие деньги, не меньшие, чем в «великие фильмы о великой войне». Не бояться экспериментов. Не ждать, когда кто-нибудь сам принесет блестящий готовый продукт. А программировать его производство. Тогда он и появится. И займет достойное место в эфире.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!