НА КАЛЕНДАРЕ

Дальний Восток: Как умирают города и чем болеет округа

Евгений ДЕРКАЧ   
09 Октября 2021 г.

Президент Владимир Путин предложил ряд мер по поддержке дальневосточников, в том числе льготные жилищные кредиты по ипотеке, дополнительные деньги на строительство и ремонт соцобъектов, снижение стоимости билетов в авиасообщении. Помогут ли эти меры усилить экономику Дальневосточного округа, занимающего две трети территории страны с населением чуть больше пяти процентов, включая Забайкальский край и Бурятию?

Как умирают города и чем болеет округа, или О «щедром» подарке и несбывшейся мечте

Недавний VI Восточный экономический форум на острове Русский должен был стать хорошей подвижкой в развитии Дальнего Востока.

Правительство Приморского края заключило два десятка деловых соглашений как с российскими, так и с иностранными партнерами в сфере строительства крупных инфраструктурных проектов, энергетики, цифровой экономики, туризма, реализации социальных проектов.

Понятно, что без государственной поддержки обустроить огромнейшую территорию России, превышающую суммарную площадь Индии и Аргентины, невозможно. Правительству РФ необходимо создать такие условия для региона, чтобы его население не сокращалось, как в последнюю четверть века.

Президент Владимир Путин предложил ряд мер по поддержке дальневосточников, в том числе льготные жилищные кредиты по ипотеке некоторым категориям граждан, дополнительное выделение Дальнему Востоку в 2022 году 20 миллиардов рублей на строительство и ремонт социальных объектов, снижение стоимости билетов в авиасообщении за счет федеральных субсидий. Помогут ли эти меры усилить экономику Дальневосточного округа, занимающего две трети территории страны с населением чуть больше пяти процентов, включая Забайкальский край и Бурятию?

Как хочется верить в это. Но берут сомнения: сколько уже программ и прочих хороших начинаний ушло в небытие. Шесть лет назад глава государства обрадовал жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, предложив для развития этих регионов создать «сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации не сырьевых производств». Для этого предусматривались для них пятилетние каникулы по налогам. «В сущности, это начало программы, аналогичной той, какую в свое время сделал Китай с особыми экономическими зонами, создав возможность для экономического рывка» – так прокомментировал это заявление уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей, председатель «Деловой России» Борис Титов.

Но ни новые заявления, ни национальные проекты, ни майские указы, ни дальневосточный гектар, ни электрификация БАМ, ни развитие лесопромышленной отрасли, ни разработки полезных ископаемых на этих территориях не остановили отток населения в Москву и Санкт-Петербург, в западные и южные районы страны, не повысили их жизненный уровень. Более того, в той же Бурятии, Забайкалье, Иркутской области не смогли уберечь тайгу, поселки и деревни от пожаров и наводнений, не смогли выйти из десятка российских регионов по заболеванию коронавирусом.

Не удалось сделать региональные столицы и крупные города центрами образования, научных разработок и современных производств, особенно по глубокой переработке древесины. А для преодоления относительной изоляции, «сжатия» тысяч километров – построить современные аэропорты, ввести в эксплуатацию новые серии пассажирских самолетов (старые уже давно израсходовали свой ресурс и терпят аварии), только-только начали строить хорошие дороги, усиливать железнодорожную магистраль.

Годы идут – ситуация не меняется. Жители регионов, что за Уральским хребтом от Москвы, забыли, что еще в далеком 1996 году в «Программе экономического развития Дальнего Востока до 2013 года» говорилось, что экономику Дальнего Востока и Сибири можно охарактеризовать как слабую, имеющую преимущественно сырьевую направленность». А в конце 2009 года родилась новая «Федеральная целевая программа экономического развития Дальнего Востока до 2025 года». Но реальные сотни миллиардов выделенных средств не воплощались в конкретные дела. Хотя… во Владивостоке прошел саммит АТЭС, при подготовке к которому на незаселенном острове Русский были построены пятизвездочные гостиницы, театр оперы и балета, мосты, в том числе через бухту «Золотой Рог», стоивший не одну сотню миллиардов рублей.

  • Трудно не задать вопрос правительству, региональным властям Дальнего Востока и Сибирского федерального округа – почему, имея огромные минерально-сырьевые ресурсы, колоссальные возможности в развитии нефтехимии, энергетике, металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, фармацевтике, агропромышленном комплексе, наша Иркутская область в экономическом развитии находится примерно на одном уровне с Дальневосточной? Она значительно уступает новосибирцам и красноярцам по основным экономическим показателям. Это относится не только к валовому региональному продукту, но и по доходам, по потреблению мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов. Зато мы впереди в Сибирском федеральном округе по ценам на бензин, жилье, товары первой необходимости. И у нас, как и у восточных соседей, идет отток трудоспособного населения.
  • Нужна ли финансовая помощь дальневосточникам, нам, сибирякам, от федеральной власти? Экономика очень богатого рыбой и газом Сахалина не нуждается в особой поддержке центра. Здесь высокий уровень производства на душу населения, иностранцы вкладывают сюда крупные инвестиции. Нищими не назовешь и Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре. Первый имеет крупнейший в азиатской части России деревообрабатывающий комбинат и нефтеперерабатывающий завод, второй – крупнейший в стране анклав предприятий ВПК. Там выпускают половину всей продукции Хабаровского края. Другое дело, куда и кому, в конечном счете, пойдут деньги от реализации продукции названных предприятий?

Сам Владивосток, ставший недавно центром федерального округа, – крупнейший транспортный узел на пути из Европы в Азию. Примерно 70-80 процентов грузооборота Дальнего Востока приходится на транзит из Сибири и европейской части России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что мешает дальневосточникам, впрочем, как и сибирякам, развивать свою промышленность, имея кроме рыбы огромные запасы олова, алмазов, золота, ртути, вольфрама? Газовых и нефтяных залежей Якутии и Сахалина хватит не только на себя, но и на половину Азии. Может быть, не хватает путей сообщения? При громадных расстояниях протяженность путей на Дальнем Востоке плюс в Байкальском регионе – лишь 13 процентов от общей длины железных дорог России. Уместно задать вопрос федеральным и региональным властям: почему в начале 1990-х годов доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте Дальнего Востока превышала 34 процента, а сейчас не дотягивает и до трех процентов? Кому сегодня поднимать сокровища Дальнего Востока и нашей Сибири, если здесь проживает лишь пять процентов населения страны? Вопрос риторический, если на него взглянуть со стороны наших восточных соседей, строящих на границе с Россией города-миллионники.

Богатые регионы Сибири и Дальнего Востока вполне могут развиваться без «помощи» Москвы, если не останется за столицей права распределять им «крохи» с барского стола в виде дотаций и инвестиций, получая олово, золото, древесину, газ, алмазы, оставляя многие города без должной инфраструктуры, в ветхом состоянии. Нужны не слова, обещания, а решения, конкретные дела в деле развития Сибири и Дальнего Востока.

Читайте также на эту волнующую тему:

  • Расскажите об этом своим друзьям!