ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Чародей и рыцарь смеха Сергей Филиппов

По инф. 24smi.org, ria.ru, aif.ru, dzen.ru   
13 Июля 2023 г.
Изменить размер шрифта

Сергей Филиппов – легенда советского кино, народный артист, удивительно талантливый человек. Практически ни одна его роль не оставалась не замеченной публикой, которую, как магнит, притягивало обаяние исполнителя, в каком бы образе он ни появлялся на экране.

Чародей и рыцарь смеха Сергей Филиппов

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» – эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл более чем в ста фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер. Коллеги называли его мастером, чародеем и рыцарем смеха, при этом режиссеры отмечали способность артиста вызвать у публики гомерический смех, используя только игру лицом.

Детство и юность

Будущий актер был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом.

Когда Сергею исполнилось пять лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать, и больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом Джека Лондона, забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.

Театр

В молодости Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать артистом балета, но опоздал – набор в балетные училища Москвы и Ленинграда уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум Северной столицы. После окончания он умудрился попасть в труппу Театра оперы и балета.

Первой балетной ролью Филиппова была партия кочегара. Надо было протанцевать с ведром в руках. А Сергей в финале почему-то повесил емкость на руку одного танцовщика перед уходом за занавес. Зрители смеялись и сразу его запомнили.

Но потом был обморок на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть. Врачи посоветовали Сергею беречь себя. Трудные партии Филиппову больше не давали.

Однажды Сергей Филиппов вышел на сцену в пачке и на пуантах, в этом виде его и заметил режиссер Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии – уж слишком необычна была внешность у артиста, да к тому же ему невероятно легко удавалось смешить людей. Вскоре зрители Театра комедии стали покупать билеты «на Филиппова». Он наконец-то нашел свое призвание.

Константин Станиславский часто повторял слова знаменитого русского актера Михаила Щепкина: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». С полным основанием это можно отнести к Филиппову, человеку высокого роста, с выразительным лицом, сочетавшему в своей игре яркий, комедийный гротеск с живой, выразительной мимикой, необыкновенной пластичностью и неповторимым, надтреснутым голосом.

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. Сергею Николаевичу талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Больших ролей ему не давали, и позднее он с горечью произнесет фразу о том, что режиссеры видели в нем только «острую закуску к пресному, а не основное блюдо».

Вместе с тем артист не отказывался от предложений. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Филиппов был в ужасе от славы, которая свалилась на него после этой роли.

Слава шагала по стране впереди артиста. Его коллега Аркадий Воропаев вспоминал позднее, что дважды они вместе попадали в курьезные ситуации: в Свердловске и Киеве, на Крещатике, останавливался транспорт и начинался коллапс на дороге, как только Филиппов появлялся на улице.

Одной из последних работ в фильмографии Сергея Николаевича была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» 1988 года.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой – Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было десять лет, когда родители развелись. Первое время Сергей Николаевич поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Ивановна, артистка балета, эмигрировала в Америку. Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого. Тем не менее вскоре его личная жизнь изменилась, поэтому все тревоги остались позади.

Актер познакомился со второй женой, Антониной Голубевой, в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам. Она была известной личностью в творческих кругах: изучала русский фольклор, писала книги для детей.

Знакомые говорили, что актер побаивался властной супруги. Другие видели в ней преданного соратника. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили сорок лет.

Работа в фильме «12 стульев», в котором Филиппов сыграл Кису Воробьянинова, могла не состояться. Перед самым началом работы у артиста обнаружили опухоль мозга, головные боли мешали творческому процессу. Леонид Гайдай решил заменить исполнителя на Ростислава Плятта, но коллега, узнав о серьезной проблеме, не захотел усугублять ситуацию и отказался от роли.

После операции Сергей Николаевич много трудиться уже не мог, к тому же активизировалось его многолетнее пристрастие к алкоголю. Денег в семье становилось все меньше, супруге пришлось начать распродавать вещи.

Филиппов все понимал, но ничего не мог поделать со своей зависимостью. Он перестал общаться с друзьями, перестал выходить в свет – ему попросту нечего было надеть. Да и головные боли вернулись. Он часами лежал на диване не в силах подняться, потому что боль была нестерпимой. После обследования выяснилось, что в этот раз опухоль у него не доброкачественная.

Актер голодал, и даже из одежды у него ничего не оставалось, все костюмы изорвались. Когда перед смертью он попал в больницу, не нашел даже тапочек и был в оборванной рубашке.

Однажды Михаил Боярский ехал по Ленинграду на своем автомобиле. На одной из улиц он увидел одинокого старика – тот еле плелся по бульвару. В этой сгорбленной фигуре смутно угадывался знаменитый актер Филиппов. Боярский предложил подвезти. Выяснилось, что Филиппов ехал на вокзал, чтобы попытаться сдать билет и получить за него 19 рублей. Боярский взял билет, зашел на вокзал, билет выбросил в ближайшую урну и, вернувшись, отдал Филиппову свои деньги. Сергей Николаевич вздохнул и сказал: «Откладывай сейчас, Миша, потом мы никому не будем нужны…»

Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года в квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки. Хоронили актера на общественные средства, которые собирал Шурик – Александр Демьяненко.

Интересные факты

• Сергей Николаевич не пользовался помощью дублеров при выполнении трюков.

• Юрий Филиппов написал биографию отца. Книга «Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе?» увидела свет в 2009 году. В ней представлены редкие материалы, воспоминания и фото из семейного архива артиста.

Памятник главному герою романа «12 стульев» установлен в Пятигорске, причем прослеживается внешнее сходство с исполнителем этой роли в кино – Арчилом Гомиашвили.