НА КАЛЕНДАРЕ

Актриса Светлана Брагарник: незаменимые есть

По инф. ptj.spb.ru   
01 Марта 2023 г.

Ушла из жизни актриса Московского драматического центра имени Гоголя (в прошлом — «Гоголь-центр»), народная артистка России Светлана Брагарник. Ей было 78 лет. Светлана была из редкой породы актрис, вокруг которых можно построить театр. Она становилась энергетическим центром и смысловым стержнем любого спектакля.

Актриса Светлана Брагарник: незаменимые есть

...Это она идёт по пляжу в Юрмале. Мне кажется, я даже знаю место, где ее подловил фотограф. Фирменная майка Гоголь-Центра. И этот девиз, призыв и приказ, кричащий у нее на спине: «ЖГИ». Белое на чёрном. Конечно, это не совсем ее стиль. В жизни она носила женственные платья, любила шарфы, брошки. Но, настоящий профи и талантливая актриса, Светлана Брагарник легко вживалась в любые предлагаемые обстоятельства. Легко осваивала и присваивала себе любой режиссёрский почерк. Тут у неё не было соперниц. В ней чувствовалась уверенная хватка мастера, которого не испугает ни огромность текста, ни сложность задач, ни чужая молодость, которая подпирает со всех сторон, а тебе надо каждый вечер выходить на сцену и доказывать, что ты тоже что-то можешь. А Светлана Брагарник могла, и много больше, чем ей, может, полагалось по возрасту и штатному расписанию.

Актриса Светлана Брагарник: незаменимые есть

Она была из редкой породы актрис, вокруг которых можно построить театр. Она становилась энергетическим центром и смысловым стержнем любого спектакля. И даже когда ее стали задвигать на возрастные эпизодические роли, ей достаточно было один раз выйти на сцену, тряхнуть своей блондинистой челкой, сверкнуть аквамариновыми глазами, чтобы сразу стало ясно, кто тут хозяйка! При этом никаких прав у неё никогда было: ни особых связей, ни мужа — главного режиссёра, ни суперзвёздного статуса в кино. Все, что Светлана Брагарник имела, всего, чего добилась, — это только она сама. Ее дар, ее труд, ее жизнь. Наконец, ее верность театру, которому она самоотверженно служила пятьдесят лет.

В театре у Курского вокзала, носившего имя Н. Гоголя, ей довелось пережить три театральных эпохи, быть звездой трёх режиссёров: вначале стать самой яркой звездой театра Бориса Голубовского. Потом главной актрисой театра Сергея Яшина. И наконец, актрисой-талисманом Кирилла Серебренникова. Поразительно, как ей удавалось со всеми ними ладить и находить общий язык. Как она не побоялась перемен, особенно когда пришёл Кирилл со своей командой, и она в какой-то момент почувствовала себя лишней, ненужной, списанной, как старые декорации давно снятых спектаклей, в которых она когда-то блистала. И все это надо было тоже пережить. Не замкнуться в обидах, не предаваться воспоминаниям о временах, когда театральная Москва съезжалась посмотреть Светлану Брагарник в новой роли, а начать все сначала... Представляю, как ей было невыносимо трудно! Вот так сидеть одиноко в фойе, смотреть на молодых людей, пробегавших мимо, ждать, когда позовут или не позовут...

За годы моего общения с ней, довольно поверхностного, от случая к случаю, я как-то сразу почувствовал доминанту ее характера: скромность, закрытость, застенчивость. При всем своём актёрском кураже и яркой внешности, в жизни Светлана была очень застенчивым человеком, не умевшим и не любившим ничего просить для себя, требовать, а тем более ставить какие-то условия. Дочь военного, она не понаслышке знала, что такое долг и дисциплина. Никаких поблажек, никаких премьерских привычек. И если надо отступить, отойти на второй план, смиренно на это шла, подчиняясь режиссёрскому замыслу. Страдала только, что все теперь вечно спешат, что театр делается немного «на коленке». И вся эта кирпичная кладка, и голая сцена, и одноразовая фанера — неизменный строительный материал всех спектаклей Гоголь-Центра.

Актриса Светлана Брагарник: незаменимые есть

  • С. Брагарник в спектакле «Барокко». Фото — архив театра

Нет, она не раздражалась. Только тихо сетовала, что могла бы сыграть лучше, если бы ей дали больше репетиций, если бы у Кирилла было больше времени, чтобы разобраться с ее ролью. И тут же осекалась, не хотела выглядеть унылой жалобщицей. Она вообще никогда не жаловалась, даже когда ей было плохо. Всегда готова была посмеяться над собой и своими юными партерами. «Моя бабушка курит трубку» — скрипуче выводила она в дуэте с Марком Тишманом на одном из капустников Гоголь-Центра, и это было похоже на ее программное заявление. Нет, так вам просто со мной не справиться!

С Кириллом Серебренниковым у неё сложились хорошие, уважительные отношения. Она ему доверяла. Им застенчиво восхищалась. С гордостью показала однажды мне кольцо, которое он ей подарил на какую-то премьеру. Страшно переживала, когда у него начались неприятности. Вместе со всеми нами ходила к зданию Басманного суда. Там она стояла под окнами в ожидании приговора суда, похожая на учительницу старших классов, которая пришла поддержать своего ученика, попавшего в беду.

Роковая болезнь настигла Светлану в предпоследний сезон ГЦ. Кирилл почти отошёл от театральных дел. Она понимала, что в новую жизнь он ее не возьмёт, а старая — догорала у неё на глазах. Но похоже, ей было уже не до того. Даже серия прощальных спектаклей в конце сезона 2022 года прошла без нее. Какого уровня эта актриса и сколько всего она в своей жизни не доиграла, я понял на спектакле «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в постановке Максима Диденко.

Светлана там читала «Магдалину». Это был ее неслучившийся, недовоплощенный Театр. Трагедия, о которой она всегда мечтала, но которую для неё так никто и не поставил. Смерть и вознесение, которые ей дано было прожить, оказавшись один на один со стихами Пастернака. И эти ее бесслёзные глаза, обжигавшие своим сине-голубым блеском, и голос, рвавшийся за стены Гоголь-центра, возносившийся над всеми надуманностями и условностями режиссуры, а точнее, придававший ей совершенно новый, неведомый и даже, может, не предполагавшийся масштаб. Но Светлана знала, кто такая Магдалина и как следует читать Пастернака!

«Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире,
Столько поселений, рек и рощ?»

Актриса Светлана Брагарник: незаменимые есть

  • С. Брагарник и Н. Щетинин в спектакле «Пастернак. Сестра моя — жизнь». Фото — архив театра.

Теперь мы знаем, что такая душа была рядом с нами и что с жизнью этой необыкновенной Актрисы и Женщины мы имели счастье однажды совпасть.

...Помню Светлану на пляже Юрмалы. В чем-то белом, воздушном, летнем. Рядом играет музыка, плещется море. Какие-то вокруг курортные люди. И красивая женщина в белом идёт босиком по кромке моря, не замечая никого. Одна. Мне неловко ее окликнуть, я просто любуюсь, как она уходит на фоне закатного неба. Совсем скоро она скроется из виду, унеся с собой тайну своего одиночества. Прощайте, дорогая Светлана! Без вас наш мир стал тусклее и пустыннее.

Юлия Ауг

Утро началось с того, что дочь Полина прислала сообщение в телеграм: «Не стало Светланы Михалны Брагарник». И обожгла горечь. Так бывает, когда узнаешь о смерти человека очень дорогого. Светлана Михайловна была таким очень дорогим человеком.

Я впервые увидела ее в фильме «Сатана». Я училась тогда в Питере, в театральном институте. Увидела летом, на каком-то фестивале. Уже после того, как фильм получил Серебряного медведя на Берлинском фестивале, а Светлана Михайловна приз Кинотавра за лучшую женскую роль. Я помню, как смотрела фильм и как была потрясена ее ролью. Буквально — потрясена. Дышать было трудно. Я думала: «Какая потрясающая актриса. Какая!»

А потом я больше не видела ее в больших ролях. Иногда замечала на экране, вспоминала ту роль, и возникал возмущенный вопрос: «Почему? Почему она играет такую маленькую роль, почти эпизод? Она же потрясающая! Красивая. Невероятная. Я стою, и дыхание захватывает?» Ответа не было. Оставалось горькое чувство несправедливости.

Потом прошло много лет. В 2014 году в Гоголь-Центре Кирилл Семенович начал репетировать спектакль «Мученик». На первой читке я долго смотрела на незнакомую мне очень красивую актрису и все пыталась понять, откуда я ее знаю, я точно знала, что знаю, но откуда? После репетиции у помощника режиссера уточнила, как ее зовут, потом полезла в интернет, и меня обожгло узнаванием. Это же она! Та самая, из «Сатаны» — невероятная. С того момента я невольно стала относиться к Светлане Михайловне с особым почтением. Потому что внутренняя история, о которой она даже не догадывалась, делала меня счастливой.

Мне посчастливилось работать с той актрисой, которая восхитила и потрясла меня в самом начале пути. А в жизни Светлана Михайловна оказалась очень теплым, ироничным и очень смелым человеком. Актрисой абсолютно бесстрашной. Она делала все, что предлагал Кирилл Семенович. Все. Любую пробу. С достоинством и иронией выслушав, шла и делала. И делала так, что после каждого ее выхода в «Мученике» зал взрывался аплодисментами. Мне кажется, в Гоголь-Центре практически не было спектаклей, в которых Светлана Михайловна не играла. Она пела, она читала стихи, она любила на сцене, она презирала и убивала взглядом. Она была настоящей актрисой, которая презирает немощь. Однажды я из зала смотрела спектакль, и вдруг Светлана Михайловна упала на глазах всего зала со сцены. Просто с края вниз. Зал задохнулся, на сцене все замерли, а Светлана Михайловна поднялась на сцену и доиграла спектакль. С абсолютным достоинством. Не привлекая лишнего внимания. На следующий день я узнала, что травму она все-таки получила, и травму непростую, но ни один спектакль не был отменен.

Профессия — как образ жизни. Как воздух. Как смысл. Как необходимость, без которой самой жизни нет. Кирилл Семенович очень любил и ценил Светлану Михайловну. И мне кажется, Светлана Михайловна была счастлива работать в Гоголь-Центре все эти годы. На одном из дней рождения театра она вышла на сцену-ринг в брючном костюме и вместе с Марком Тишманом спела «Моя бабушка курит трубку» и лихо станцевала. Так лихо, что Марк задохнулся, а она нет. В ней был такой актерский драйв и азарт, что возраста не было. Только красота, порода, талант и благородство. И абсолютное актерское бесстрашие.

Весной 2022-го, когда Светлана Михайловна заболела, в репертуаре стояло несколько спектаклей «Мученик», который мы должны были играть. Но сначала отменили один, потом другой, потом третий. Ее никем невозможно было заменить. Отменить спектакль было можно, а заменить Светлану Михайловну было нельзя. Незаменимые есть. Светлана Михайловна незаменимая. В конце спектакля «Мученик» мы заряжались на последнюю сцену за кулисами. Я всегда стояла за ней. Потому следом за ней выходила на сцену. Я стояла и видела ее затылок, высокую директорскую прическу, слышала, как она почти беззвучно повторяет текст. Потом начинали носить стулья, и это был сигнал выходить нам. Она всегда поворачивалась и, улыбнувшись, говорила: «Пойдем?» — и мы выходили.

Спасибо, Светлана Михайловна, что вы были в моей жизни. Спасибо, что некоторое время у меня было счастье быть рядом и в театре, и в кино. Счастье и честь.

На нашем сайте читайте также:

По инф. Петербургского театрального журнала

  • Расскажите об этом своим друзьям!