Экономика вынуждает повышать пенсионный возраст |
16 Июля 2015 г. |
В последние месяцы сразу несколько высокопоставленных чиновников объявили о необходимости повышения пенсионного возраста. Российская пенсионная система страдает от острого дефицита средств — на триллионы рублей. Количество пенсионеров растет, а число работающих граждан сокращается. Без кардинальных перемен разбалансированность пенсионной системы быстро достигнет критического уровня. Через пять лет возраст выхода на пенсию, скорее всего, придется увеличить, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин на состоявшемся в июне Петербургском международном экономическом форуме. Это не первое и, пожалуй, самое мягкое предложение отодвинуть планку пенсионного возраста, поступившее от крупных отечественных чиновников за последние месяцы. Примечательно, что принадлежит оно министру социального блока, традиционно выступавшего против этой меры. Вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальный блок, 14 июля заверила, что в планах правительства до 2018 года повышение пенсионного возраста не значится. Казалось бы, она еще раз повторила неоднократно высказанную позицию. Но есть нюанс: теперь дискуссия в правительстве идет вокруг того, когда сдвинуть планку пенсионного возраста, а не стоит ли это делать вообще. Ранее эту тему поднимал только экономический блок кабинета министров. Министр финансов Антон Силуанов 23 июня заявил, что в подготовленном его ведомством проекте бюджетной политики на 2016-2018 год содержится предложение поднять возраст выхода на пенсию для госслужащих до 65 лет. Не сразу, а постепенно — в год по шесть месяцев. Несколько дней назад документ был одобрен правительством. Министр экономического развития Алексей Улюкаев еще в феврале признал, что властям неизбежно придется пойти на повышения пенсионного возраста, вопрос лишь «в сроках, форме и последовательности действий». Позицию президента Владимира Путина до последнего времени можно было понять как гарантию сохранения пенсионного возраста на нынешнем уровне. Однако, если проанализировать его высказывания, становится ясно, что ничего определенного глава государства не обещал. В декабре 2013 года он сказал: «Сегодня нецелесообразно повышать пенсионный возраст». В апреле текущего года во время прямой линии президент заверил, что резко повышать пенсионный возраст российские чиновники не будут, пояснив, что к этому вопросу нужно вернуться в будущем и только после всестороннего обсуждения с общественностью. Насколько близким может быть это будущее, Путин не уточнил. Изменили ли российские власти свою позицию или изначально понимали, что увеличивать возраст выхода на пенсию придется, но не хотели пугать людей раньше времени? И главное: чего ждать будущим пенсионерам? В развитых странах (Германии, Франции, Финляндии, Швейцарии) пенсионеры живут куда богаче, чем в России. Пенсии больше не только в абсолютном, но и в относительном выражении: зачастую они вполне сопоставимы с зарплатой — достигают 60-70 процентов от ее среднего размера. Кроме того, в России продолжительность жизни меньше: у женщин — 75,6 лет, а у мужчин вообще только 64 года. Вроде бы это свидетельствует о коротком периоде дожития, а значит, денег на пенсию должно хватать. Но Пенсионный фонд России испытывает острый дефицит средств, получаемых из страховых взносов работающих граждан. Главная причина — ранний возраст выхода на пенсию. Право на заслуженный отдых российские женщины получают в 55 лет, мужчины — в 60, что является одним из самых низких показателей в мире. Это наносит пенсионной системе двойной удар: с одной стороны, удлиняется период времени, когда гражданин получает из нее средства, с другой — сокращает трудовой стаж, в течение которого он средства ей передает. В индустриально развитых странах возрастная планка на 5-10 лет выше, чем в России. За последние полтора десятилетие разница еще выросла — почти везде пенсионный возраст увеличился. Пенсионерами на Западе теперь становятся только в 65-70 лет. В результате получается, что в России, несмотря на низкие показатели продолжительности жизни, число пенсионеров на 100 граждан трудоспособного возраста приблизительно в полтора раза больше, чем в Европе, Северной Америке и даже славящейся своими долгожителями Японии. Если не считать отдельных экзотических стран вроде Камбоджи, такой же, как и у нас, возраст выхода на пенсию остается только в соседней Белоруссии. Правда, и там президент Александр Лукашенко подписал указ, увеличивающий с нынешнего года минимальный стаж для назначения пенсии с 10 до 15 лет. Причем в течение этого срока гражданин должен исправно платить взносы в Пенсионный фонд. Безработные и «тунеядцы» могут рассчитывать на минимальную «социальную» пенсию лишь с 60-65 лет. Более того, у нас множество льготных категорий пенсионеров, которые уходят на отдых на 5-10 лет раньше, получая пенсию в полном объеме. Например, для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий возрастная планка снижена на 5 лет. Льготы, по оценкам экспертов, касаются каждого третьего-четвертого россиянина. До недавних пор пенсии в России оставались мизерными по мировым меркам (10-20 процентов от средней по стране зарплаты). Однако со второй половины прошлого десятилетия государство наращивало социальные расходы. Выплаты пожилым существенно увеличились в 2009-2010 годах и, наконец-то, заметно превысили прожиточный минимум. Именно с тех пор Пенсионному фонду не хватает собственных средств. Всего за несколько лет дефицит вырос практически с нуля до 2,5 триллионов рублей. С 2010 года уже около половины всех расходов фонда финансируется из «внешних источников», — это деньги федеральных бюджетных фондов, которые у нас по большей части заполняются нефтяными сверхдоходами. Размер перенаправляемых средств просто колоссален. Это соответствует двадцатой части всех производимых в стране благ (ВВП), пятой части всех доходов государства (поступлений в федеральный бюджет) и приблизительно втрое больше расходов на образование, культуру и здравоохранения вместе взятые! О необходимости повысить пенсионный возраст в связи с демографической ситуацией говорил Алексей Кудрин, когда еще был в должности министра финансов. Теперь он констатировал полноценный кризис пенсионной системы. В качестве одного из признаков этого кризиса он назвал «шарахание» с накопительной частью пенсии (то есть когда накопительный компонент хотели отменить, а затем все же сохранили). По мнению Кудрина, теперь демографические вызовы стали более явными. По его словам, страна уже не может выполнять обязательства: индексировать пенсии по уровню фактической инфляции, на чем настаивает социальный блок правительства, сейчас нет никакой возможности. Самое неприятное, что потребности Пенсионного фонда неизбежно будут расти, а возможности его наполнения — сужаться. С 2006 года в России устойчиво повышается средняя продолжительности жизни, причем сравнительно быстрыми темпами (сказывается «эффект низкой базы», прошлых низких значений). Ни один из экономических кризисов эту тенденцию не прервал. Для властей это достижение, а вот для Пенсионного фонда — проблема. Ожидается, что продолжительность жизни продолжит увеличиваться, но в любом случае Пенсионному фонду не избежать сокращения «доходной базы» — числа работающих граждан, с чьих зарплат перечисляются средства. Это, по сути, предопределено нашим демографическим прошлым — резким спадом рождаемости в начале 1990-х. Малочисленные уроженцы тех лет теперь замещают трудоспособных граждан других возрастов, и Россия теряет почти по миллиону потенциальных работников ежегодно. Нагрузка на пенсионную систему растет. Последние два десятилетия в России на 100 работающих граждан приходилось 30-35 пенсионеров. К 2021 году этот показатель поднимется до 46, а к 2051-му — до 70 человек. Критическим считается уровень в 40 человек, и в России он практически достигнут. Как решать проблему? Теоретически можно наращивать объем перекачки средств в пенсионную систему из «нефтяной кубышки». Однако она не бездонна. Фонд национального благосостояния, куда направляются нефтяные сверхдоходы, в 2010 году достиг 90 миллиардов долларов. Пенсионная система съест эту сумму всего за два года. После двухкратного падения цен на углеводороды в прошлом году Фонд уже похудел на четверть, и ясно, что даже прежний уровень поддержки Пенсионного фонда невозможен. Еще вариант — наращивать налоговую нагрузку на работодателей. Но уже сейчас Единый социальный налог составляет 30 процентов от фонда оплаты труда, что по мировым меркам много. Предприниматели часто платят зарплаты «в черную», вообще лишая Пенсионный фонд каких-либо поступлений. Так что и здесь ресурс исчерпан. В этих условиях ужесточения правил начисления пенсий неизбежно. Скорее всего, начнут с уменьшения числа и масштаба пенсионных льгот, а также размера пенсий для безработных и тех, кто взносы не платил. Самой действенной меры — увеличения возраста выхода на пенсию — также не избежать. Увеличение будет плавным, но более значительным для женщин. Россиянки живут на 11 лет дольше своих соотечественников-мужчин. Это самый большой гендерный разрыв в мире! Так что их преимущество в виде более ранней пенсии выглядит явной несправедливостью. В общем, повышение пенсионного возраста — лишь вопрос времени, и, по-видимому, ближайшего.
|
|