НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...
2024-11-02-00-02-54
Трагедия произошла в подмосковном городе Клин. 68-летняя бабушка забрала семилетнюю внучку с занятия по рисованию. В квартире женщина вручила девочке сладкий презент – шоколадку...
-86-
Трагедия случилась в одной из больниц города Пензы. Там 46-летняя женщина задушила 86-летнюю бабушку. Подозреваемая свою вину уже признала.

Уверуй, что всё было не зря

06 Февраля 2015 г.

«Охота жить» – третий фильм Сергея Никоненко по мотивам произведений Шукшина.

Сергей Никоненко в одном из интервью по поводу премьеры своего нового фильма, поставленного по рассказам Шукшина: «Осенью», «Билетик на второй сеанс» и «Охота жить», сравнил творчество Василия Макаровича Шукшина с творчеством Антона Павловича Чехова, находя у них много общего во взглядах на задачи, стоящие перед писателями. Например, Чехов писал: «Литератор должен формулировать вопросы, а не быть вещателем истины». У Шукшина, так же как у Чехова, часто бывают открытые финалы, и он никогда не морализирует, утверждая при этом, что «человек это то, во что он верит». Ещё один принцип, объединяющий их, по словам Чехова: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Рассказы Шукшина объединяют не только место и время действия: холодная весна в деревне 60-х годов, но и, как мне показалось, тема предательства. Предательства Любви в рассказе «Осенью», предательства Совести в «Билетике на второй сеанс» и предательства Веры в «Охоте жить». Веры в человека, веры в добро.

Преступления без наказания не бывает. Рано или поздно наказание неизбежно. Но в рассказах Шукшина оно какое-то неопределённое и нет в нём неотвратимости. Поэтому неистовый Никоненко из жажды справедливости дописывает в одном из рассказов финал, которого не было у автора, но делает это с любовью и уважением к Шукшину. В остальных случаях Никоненко роль судьи отводит зрителю.

Получился, говоря современным языком, интерактив, где зрителю предлагается досочинить свои варианты финала. Сопереживание героям, сострадание к ним должны привести к размышлениям о их судьбе и о смысле своей собственной жизни. И эта задача, одна из главных в искусстве, в фильме «Охота жить» поставлена и решена в меру умений и таланта творческой команды Никоненко.

В решении этой всегда непростой задачи Мастеру помогали друзья и партнёры, замечательные актёры: Станислав Любшин, Нина Усатова, Александр Гундарев, Алексей Крыченков, Алла Мещерякова, Валерий Баринов, сыгравший здесь одну из лучших своих ролей в кино. Кино получилось выдержанным в лучших традициях русской психологической драмы с элементами трагедии и комедии.

Кино имеет свою целевую аудиторию. Это те, чья молодость пришлась на 60-е, 70-е и 80-е годы. Те, кто любит и знает творчество Шукшина и Никоненко. Но и нынешней молодёжи это кино будет интересно. Так как темы, которые в нём поднимаются, будут всегда актуальны: жизнь и смерть, любовь и долг, предательство и честь.

В течение восьми лет не получалось пробить финансирование у государства. Только при нынешнем министре культуры это наконец произошло. Про эту ситуацию, про тех, кто не давал поддержку фильму, можно найти комментарий у Василия Макаровича: «Истинно значительных людей определяет, кроме всего прочего, и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих».

Способность русских людей сопереживать – такая же, как и у многих других народов мира. Но способность выразить это максимально честно и в совершенной художественной форме – это особенность великой русской литературы.

Развитие сопереживания, эмпатии и использование этого для развития эмоционального интеллекта, являющегося нематериальным ресурсом для повышения эффективности труда, – является новым трендом в мировой экономике. Способствовать развитию этого ресурса в значительной мере могут помочь в России и русская литература, и русское кино. Это может быть одной из опор развития новых, нестандартных путей в российской экономике.

Только большие, вечные, неисчерпаемо-современные темы характерны для великих художников, музыкантов, писателей. Наше трудное, кризисное время часто ввергает в уныние современников. Как горько пошутил Чехов: «Говорят: в конце концов правда восторжествует; но это не правда». И тут в диалог вступает Шукшин: «Не должно наступать время, то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно... Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»

В фильме «Охота жить» все главные герои – пожилые люди, но «не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь». Жизнь, прожитая не напрасно, прожитая ради других. Главное послание и рассказов Василия Шукшина, и фильма Сергея Никоненко: не предавайте Веру в добро, совесть, любовь!

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!