Праздник нежити |
08 Ноября 2018 г. |
Запад боится мёртвых, а Россия - нет. Хэллоуин – относительно молодой праздник, частично он восходит к верованиям древних кельтов, которые считали, что с наступлением ноября в мир живых могут прорваться потусторонние силы; однако если в эти дни Запад защищался от призраков и духов, на Руси гадали и пели песни о будущей свадьбе, предпочитая не бояться своих умерших предков. Праздник Хэллоуин отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня всех святых, который традиционно считается единственным днём в году, когда духи умерших могут вернуться на землю. Наиболее широко празднуется в США и Канаде, в последнее время стал популярным в Европе и России. Среди самых известных традиций праздника – костюмированные вечеринки, участники которых переодеваются в нечисть. Корреспондент РИА «Новости» поговорил с экспертами и выяснил, что общего у Хэллоуина, кельтского языческого праздника Самайн и Дня всех святых и почему запад боится своих мёртвых предков, а Россия – нет. Как рассказала старший преподаватель кафедры древних языков исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Нина Живлова, представление о том, что корни Хэллоуина уходят в глубокую дохристианскую, якобы «кельтскую» древность, не совсем верное. «Хотя какая-то связь между Хэллоуином, Самайном и Днём всех святых существует, современный комплекс атрибутики Хэллоуина сложился в лучшем случае к началу XIX века. Древние кельты не вырезали тыквы (это обычай американских поселенцев, тыква – американское растение), не делали «традиционное ирландское» картофельное пюре-колканнон (картофель, естественно, тоже пришёл из Америки) и даже не запекали в кексы серебряные монетки (в древней Ирландии не было денег, их начали чеканить только викинги)», – говорит Живлова. Она пояснила, что английским словом «Хэллоуин» («канун дня Всех святых») обозначают праздничные обычаи, соблюдавшиеся 31 октября, в канун Дня всех святых. Эти фольклорные традиции в основном возникли уже новое время (с XVI–XVIII вв.) среди англоязычных народов. Сам День всех святых тоже не всегда отмечался 1 ноября – эта дата была одобрена Папой Римским только в IX веке и не сразу была принята во всех европейских странах. А вот кельтский «Самайн» известен с глубокой древности, и в Средневековье с Днём всех святых не отождествлялся. Самайн был завершением светлой половины года и переходом к зиме – к этому дню заканчивали собирать урожай, забивали лишний скот, коров возвращали домой с летних пастбищ. Первого ноября и в дни до и после него зажигались костры и светильники, люди пировали и собирались на «оэнах» – племенных собраниях. По словам Живловой, для средневековых ирландцев наступление тёмной половины года было связано с различными страхами и опасениями: считалось, что в это время нарушалась граница между миром людей и потусторонним миром, и обитатели волшебных холмов – сидов – могли проникать в наш мир, часто с недобрыми намерениями. Западу страшно, России – не оченьПредставление о том, что при наступлении тёмного времени года в мир могут проникать тёмные силы или духи умерших, существовало у многих народов, отмечает Нина Живлова. «Например, в древнем Риме 8 ноября считалось несчастливым днём – тогда приоткрывали священный колодец, через который могли приходить боги подземного мира, им римляне жертвовали плоды жатвы», – говорит она. По словам Живловой, для славян, напротив, начало ноября было гораздо менее значимым просто потому, что в это время в Восточной Европе, в том числе в России, на Украине, в Белоруссии, сбор урожая был уже давно закончен и наступали холода. Воспоминания об умерших в православной России были связаны с Дмитровской родительской субботой – субботой перед днём святого Дмитрия Солунского (8 ноября). В этот день пекли блины, пироги, готовили кутью, кое-где закалывали свинью, как в Ирландии на день святого Мартина. «На Руси началом зимы традиционно считался праздник Покрова (14 октября), и уже с этого времени приходилось бояться нечисти: с начала октября в лесу бесились лешие, в ноябре начиналось царство змей и волков. Первого ноября, на день Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) старики задабривали домового, а девушки собирались на пирушки, пели песни о будущей свадьбе, гадали, жарили кур и иногда приглашали парней», – пояснила она. Как рассказал РИА «Новости» специализирующийся на проблемах современной культуры заместитель заведующего отделением журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской, славянской и русской культуре в целом не свойственен страх перед гостями из потустороннего мира. «Традиционно русский народ мёртвых не боится, он не делает из этого культа ужасов. Мёртвые предки помогают, а не мешают – по крайней мере, в славянской мифологии. А в западной культуре это превращается в нечто пугающее, ужасное, и в этом сама структура американского праздника. Мы любим наших мёртвых предков, а они их боятся. В православной культуре за умерших родственников молятся, у нас нет ужаса перед какими-то призраками, привидениями», – говорит Новиков-Ланской. Хэллоуин – праздник для студентовЗаведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Неклюдов считает, что Хэллоуин вполне может прижиться на российской почве. «Праздники других народов вполне себе приживаются в других народах, если они соответствуют какому-то запросу, на который по каким-то причинам в данный момент не отвечает родная культура. И раз он пользуется популярностью – а он точно пользуется популярностью, есть много людей, которые его радостно справляют, – значит, видимо, эта потребность есть», – говорит эксперт. Новиков-Ланской рассказал, что в основном Хэллоуин сегодня празднует городская студенческая молодёжь. «Объясняется это просто. Молодёжи нравится все иностранное, яркое, провокационное, и их можно понять – действительно, это праздник хулиганский, эпатажный, можно из себя изображать нечистую силу, мертвецов. Тут уже ничего не поделаешь – даже если вести целенаправленную работу по искоренению такого рода праздников и их атрибутики, праздновать его всё равно продолжат, но возможно, он станет просто явлением субкультуры», – считает эксперт.
|
|