Музыка улиц — это музыка хорошего настроения |
11 Сентября 2015 г. |
Заработок уличного музыканта может доходить до 10 тысяч рублей в день. Что наша жизнь? Концерт! На многих улицах и площадях, не говоря уж о подземных переходах, вы непременно наткнетесь на уличных музыкантов. Старик с потертым баяном, девочка-скрипачка и целый духовой оркестр... Чтобы их увидеть и послушать, не надо далеко ходить: всего несколько шагов от редакции «Труда» — и вы погружаетесь в море музыки, пусть не всегда стройной, зато исполненной от души. Как относиться к этой моде, охватывающей российские города? Как к яркому проявлению народного творчества или досадному шуму, терроризирующему горожан? В деловое время вечно спешащим москвичам точно не до муз, хотя и в эту пору отдельные народные исполнители терзают гитары и гармони в подземных переходах. Как правило, это приезжие из спальных районов и окрестностей столицы — не корысти ради, а признания для... Заработки в эту пору копеечные, в кепках и картонках возле заезжих музыкантов редко прошелестит купюра — все больше звон монет. Но вот пришла пора досуга: кто-то торопится в театры, кто-то расслабляется в кафе. И расцветает тысяча цветов уличного творчества. В шестом часу вечера Арбат встречает внезапным «Я вам не скажу за всю Одессу». Женщина зачем-то голосит задушевную песню Кости-моряка в микрофон с мощным усилителем, да так зычно, что голос несется до самой Смоленской площади. Какие уж тут гитары или скрипки, если вопли перекрывают даже шум работающей ремонтной техники... Да, похоже, именно караоке может стать той силой, что изгонит с московских улиц бардов с их негромкой классикой или задиристым злободневным творчеством, в котором важна сила слова, а не звука. Движусь к намоленным местам. Возле памятника Булату Окуджаве рыжий гитарист поет на английском. Егор приехал из Великого Новгорода. Сыграть на Арбате для него — особое событие, это как прикоснуться к истории. О себе Егор рассказывает совсем коротко: «Я не музыкант, но с музыкой почти всю жизнь». По его словам, никаких особых усилий для того, чтобы застолбить точку на окуджавском пятачке, ему не понадобилось. А опасаться ему советовали не столько конкурентов, сколько полицейских, время от времени пытающихся упорядочить стихийный творческий процесс. Ближе к Гоголевскому бульвару выступают танцоры брейк-данса. В воздухе дрожит восторженное девичье аханье, особо удачные трюки приветствуются аплодисментами, свистом и улюлюканьем. Ведущий данс-группы «Волки-бэнд» настроен миролюбиво: «Не вижу проблем. Кому мешает наше выступление? В подземные переходы, где может возникнуть толчея, мы не суемся. А если музыканты и танцоры выступают в пешеходных зонах и парках, что ж в этом плохого? Посмотрите, сколько зрителей! На Арбате всегда музыкантов немерено. К нам полицейские подходили, просили: «Ребята, потише». Мы на просьбу откликались, все обходилось без конфликтов». А вот на Тверском бульваре гитарист в кофте а-ля рюс, собирающий деньги «на восстановление Страстного монастыря», жалуется: теперь меры ужесточились, уличному музыканту, выступающему без согласования с муниципальными органами, грозит штраф в многие тысячи рублей. Правда, несмотря на угрозу, мой новый знакомый продолжает концерт. И сразу видно, что вечерний народ пощедрее дневного: люди охотно бросают купюры в футляр от гитары. По словам Александра, несущего прекрасное в массы с помощью японской флейты, заработок уличного музыканта в удачный день может доходить до 10 тысяч рублей. Впрочем, не в деньгах счастье. Многие музыканты, причем вполне профессиональные, выходят на улицы прежде всего из желания быть услышанными. Нередки случаи, когда и студенты консерватории обыгрывают свои программы среди прохожих. О месте под солнцем музыканты стараются договариваться заранее, чтобы не мешать друг другу. На улицах встречается музыка любых жанров: классика, рок, фолк, этно... Попадается и совсем экзотика. Так, прямо у Красной площади, в районе Александровского сада, можно услышать... пилу. Мужчина, виртуозно сгибая-разгибая металлическое полотно, водит по нему смычком, извлекая из обыкновенной пилы ангельскую мелодию. Он так сыграл «Обливион» Пьяццоллы, что сам маэстро поаплодировал бы. И наша публика в восторге. Представить себе подобное выступление в клубах или тем более в филармонических залах трудно, но здесь, среди прохожих, такое прикосновение к классике выглядит уместно и трогательно. Конечно, не всякое исполнение во благо. Порой человеку с мало-мальским музыкальным слухом терзания скрипки, гитары или баяна способны доставить лишь страдания. Однако все чаще свою мелодию в музыку большого города вплетают музыканты вполне пристойного уровня, а иногда и настоящие таланты. В целом же, уверена, всегда и везде музыка улиц — это музыка хорошего настроения. Без нее город скучен и обезличен. А как у них? В Праге на Карловом мосту еще не так давно можно было услышать редкие концерты — скажем, пьесы для ксилофона, исполненные на бокалах с водой. Но с мая 2013-го мэрия приняла закон, изрядно ограничивающий музыкантов. Во-первых, им теперь нельзя играть на Староместской площади, улице Мустек, том же Карловом мосту — на самых бойких туристических местах. Во-вторых, ограничено время выступления — не более 90 минут. В Москве официального ограничения пока нет, все зависит от богатства репертуара. В Мюнхене уличные музыканты проходят специальный кастинг, причем допускаются к нему не более 10 исполнителей в день. Каждый допущенный обязан заплатить в городскую казну за лицензию 10 евро.
|
|