Кино - дело тонкое, Петруха! |
02 Ноября 2015 г. |
В Москве в Музее Востока открывается выставка, посвященная 45-летию фильма «Белое солнце пустыни». Чем не повод вспомнить одну из самых любимых и успешных картин нашего кино? После выхода на экраны «Белое солнце» купили более 100 стран. Этот «вестерн по-советски» был показан во всем мире. Не повезло лишь жителям Марокко, король которого обиделся, что у него всего две жены, а у красноармейца Сухова — девять, и он «погасил» у себя в королевстве «Солнце». А в СССР фильм Владимира Мотыля только за год проката посмотрело порядка 40 млн зрителей. Позже наряду с шедеврами Гайдая и Рязанова, сериалами «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя» фильм стал настоящим рекордсменом показов по ТВ. Путь «Солнца» на экран не был безоблачным. Скоро, как известно, только сказка сказывается, а кино рождается долго и трудно. Замысел ленты о борьбе с басмачами первоначально родился у сценариста Фридриха Горенштейна и его соавтора, режиссера Андрея Кончаловского, который искал сюжет для своей жены, восточной красавицы Натальи Аринбасаровой, уже прославившейся в их совместном фильме «Первый учитель». Но сценарий чиновникам не приглянулся, и они прикрепили к Кончаловскому лауреата Ленинской премии Валентина Ежова («Баллада о солдате») и его талантливого ученика Рустама Ибрагимбекова, впоследствии написавшего свои лучшие сценарии для Никиты Михалкова («Утомленные солнцем», «Урга», «Сибирский цирюльник»). Пока суд да дело, у Кончаловского возникла возможность снять «Дворянское гнездо», и он предпочел бородатым басмачам нежных тургеневских героинь. Оставшийся без режиссера сценарий под названием «Спасти гарем» предлагали Жалакявичюсу («Никто не хотел умирать»), Чулюкину («Девчата») и даже Тарковскому, но все они отказались. Наконец, предложили Мотылю, который уже поставил героическую комедию «Женя, Женечка и «Катюша». Ему приглянулась идея сделать фильм о гражданской войне без лозунгов и пафоса, а с доброй, местами лукавой улыбкой, с героем-солдатом, словно пришедшим из русских сказок. Сценарий после этого не раз переписывался, привлекли к его созданию и Марка Захарова — начинающего театрального режиссера, который подрабатывал юморесками в журналах и на радио. Именно он сочинил письма Сухова дражайшей супруге. По ходу работы над фильмом менялись претенденты на главную роль. Кончаловский хотел снимать популярнейшего Николая Губенко («Мне двадцать лет»). Мотылю худсовет утвердил не менее популярного Георгия Юматова («Офицеры»). Но в самом начале съемок Юматов, склонный, как бы это сказать поделикатнее, к избыточному виночерпию, подрался на поминках. Обидчики так разукрасили лицо актера, что снимать его в ближайшие недели не представлялось возможным. И тогда срочно вызвали Анатолия Кузнецова, которого Мотыль изначально видел в роли Сухова. Кстати, на все главные роли было не по одному претенденту. Так, на роль Саида пробовался Игорь Ледогоров, а роль Верещагина чуть не ушла фактурному Ефиму Копеляну. Но в итоге Саида сыграл актер Театра сатиры Спартак Мишулин, который был до того известен лишь по телепередаче «Кабачок «13 стульев», а в роли таможенника, переживающего за свою державу, снялся актер ленинградского БДТ Павел Луспекаев. Его знали и любили театралы, но в кино заметных ролей у него почти не было. К моменту съемок Луспекаев, отморозивший ноги на фронте, был тяжело болен: врачи, опасаясь гангрены, ампутировали ему ступни. Мотыль, кстати, предлагал актеру сниматься с костылями. Этому можно было найти сюжетное обоснование: только что по земле огненным смерчем пронеслась Первая мировая война, на смену ей пришла гражданская... Но Луспекаев отмел этот вариант и запретил подходить к себе дублерам на пистолетный выстрел. В итоге со всеми сценами, включая тяжелейший эпизод драки на баркасе, он справился сам. Снимался актер в специальной обуви, но все равно ему было очень больно. Мотыль позже сравнил работу Луспекаева с подвигом Маресьева. В перерывах между дублями Павел Борисович приводил себя в чувство тем, что окунал культи в таз с холодной водой, а после съемок подолгу «отмокал» в Каспийском море, на берегу которого шли съемки. Актер с такой самоотдачей работал в кадре, его трактовка небольшой, по сути, роли была столь яркой, что режиссер по ходу съемок стал дописывать характер Верещагина. И в итоге довел образ таможенника до одной из центральных и даже символических фигур фильма. Не зря в России и ближнем зарубежье таможеннику Верещагину поставлено несколько памятников. Спартака Мишулина здоровьем бог не обидел. Но представьте, каково в 55-градусную жару сниматься в сцене, где его герой закопан по самое горло в раскаленный песок? Тут и поджариться недолго. Вдобавок актер боялся, что его укусит змея или тарантул. Вышли из положения так: вырыли в песке большую яму, соорудили для Мишулина деревянный короб, в который и опускали его, как драгоценную античную скульптуру. Как назло, пленка после нескольких дней съемок оказалась в браке, и Мишулина пришлось закапывать заново. Такой непечатной лексики от доселе смирного артиста, утверждают очевидцы, пустыня Каракумы еще не слышала... Кстати, местные жительницы, что в Дагестане, что в Туркмении, где по очереди проходили съемки, наотрез отказались войти в состав киношного гарема. Так что жен Абдуллы пришлось везти издалека. Среди них были только две актрисы, в остальных ролях были заняты продавщица магазина «Ткани», научный сотрудник, баскетболистка из Риги... Супругу Сухова Катерину Матвеевну сыграла редактор телестудии «Останкино» Галина Лучай. О карьере в кино она не грезила, так что на роль статной русской красавицы согласилась лишь после долгих уговоров. Непросто шли поиски актера и на роль Петрухи. На нее без особого успеха пробовался Савелий Крамаров, в итоге утвердили студента циркового училища Юрия Чернова, которого все запомнили по фильму «Доживем до понедельника». Но руководство училища поставило Чернову ультиматум: или учеба, или съемки в кино. И он отказался от роли. Кончилось тем, что Петруху сыграл Николай Годовиков, который работал слесарем на заводе. До этого он снялся у Мотыля в «Жене, Женечке и «Катюше», а еще раньше засветился в эпизодической роли беспризорника в фильме «Республика ШКИД», в котором, кстати, Луспекаев сыграл учителя физкультуры. Там они познакомились и подружились. После триумфальных съемок в «Белом солнце» Луспекаева буквально завалили предложениями, но он, к сожалению, вскоре умер. Это случилось во время работы над телефильмом «Вся королевская рать», который пришлось переснимать с другим актером. Николай Годовиков после съемок призвался в армию. Демобилизовавшись, он пошел, как говорится, по кривой дорожке. Был трижды судим: один раз за тунеядство и дважды за воровство, отсидел в общей сложности 7,5 года. Сейчас живет в Санкт-Петербурге, снимается в эпизодических ролях («Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ»). С благодарностью вспоминает съемки в «Белом солнце» как лучшие дни своей жизни. Из обитательниц гарема в кино больше всех преуспела Татьяна Ткач, она же Зухра — любимая жена Абдуллы. Ткач сыграла любовницу генерала Чарноты в фильме «Бег», подружку Фокса в сериале «Место встречи изменить нельзя» и еще десятки ролей. Стала народной артисткой РФ, работает в театре и снимается в сериалах. Анатолий Кузнецов после «Белого солнца» сыграл в 80 фильмах, однако успех своей главной роли повторить не смог. И очень обижался, когда журналисты расспрашивали его только про Сухова. Кахи Кавсадзе, для которого роль Черного Абдуллы была одной из первых в его кинобиографии, стал гордостью советской и грузинской культуры. Сыграл в кино Дон Кихота, Ивана Грозного и даже президента Грузии. Отпраздновал в этом году 80-летие. Сейчас на выходе российский фильм «Тэли и Толи», где у него главная роль. И, наконец, несколько слов о Владимире Мотыле. «Белое солнце» киночиновники посчитали провалом и не хотели выпускать на экран. Картину спас Брежнев, который посмотрел ее на даче и пришел в восторг. Тем не менее фильму присвоили постыдную вторую категорию. Свою новую картину Владимир Яковлевич снял только через пять лет, это была «Звезда пленительного счастья». Потом поставил «Лес» по Александру Островскому, который положили на полку. У Мотыля в советское время была репутация «неблагонадежного» режиссера, поэтому он сделал за свою долгую жизнь до обидного мало картин — всего девять. Последнюю работу — «Багровый цвет снегопада», посвященную памяти своих родителей, — успел завершить к своему 80-летию. И скоро его не стало. P.S. К счастью, «Белое солнце пустыни» признали выдающимся явлением кино еще при жизни режиссера. В 1998-м указом Ельцина картина была удостоена Государственной премии новой России. Награда нашла героя спустя 28 лет после выхода всенародно любимой ленты на экран. Но это тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.
Тэги: |
|