НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...
2024-11-02-00-02-54
Трагедия произошла в подмосковном городе Клин. 68-летняя бабушка забрала семилетнюю внучку с занятия по рисованию. В квартире женщина вручила девочке сладкий презент – шоколадку...
-86-
Трагедия случилась в одной из больниц города Пензы. Там 46-летняя женщина задушила 86-летнюю бабушку. Подозреваемая свою вину уже признала.

Главный редактор журнала "Знамя" прочел в Госдуме лекцию

26 Марта 2015 г.

books

В рамках проекта"О литературе из первых уст", приуроченного к Году литературы, Сергей Чупринин рассказал о русской литературной журналистике и истории толстых литературных журналов. Пишет "Российская Газета".

Главный редактор "Знамени" начал с экскурса в советскую историю. Он отметил, что жизнь движется противоположностями, в то время как при советской власти господствовал постулат о нерушимости советского общества и практиковался один художественный метод (соцреализм). Придумавший соцреалистическое направление Максим Горький предложил и альтернативный метод - социалистический романтизм, понимая, что нельзя оставить одно явление, даже единственно верное, не дав противовеса, но социалистический романтизм не прижился.

Чупринин отметил, что сначала советская власть полностью уничтожила институт толстых литературных журналов - в 1918 году были закрыты сотни изданий по всей России, а затем стала выстраивать систему заново. Первым советским литературным журналом стала "Молодая гвардия" - журнал был открыт в 1922 году, через несколько лет появились "Октябрь", "Звезда" и "Новый мир". Журнал "Знамя", созданный в 1931 году, первоначально назывался ЛОКАФ и имел военно-патриотическую направленность. Чупринин вспоминает, что когда пришел туда в 1989 году, "в кабинетах сидели генералы, следившие за соблюдением правильной линии".

Чупринин отмечает, что, хотя государство требовало единообразия, внутри литературной журналистики шла идеологическая борьба - условных либералов из "Нового мира" с почвенниками-русофилами из "Молодой гвардии" и, само собой, изданиями с ярко выраженной коммунистической направленностью. Без этой борьбы мнений, убежден Чупринин, невозможен литературный процесс. "Литература - это всегда разномыслие. Писатель, который думает как власть - плохой писатель", - подчеркнул Чупринин.

По убеждению лектора, расцвет толстых литературных журналов пришелся на Перестройку. Символическим шагом, по мнению Чупринина, стало назначение Горбачевым на пост главного редактора "Нового мира" Сергея Залыгина. Индустрии развлечений еще не было, при этом стали публиковаться ранее запрещенные произведения, и тиражи журналов "выросли до небес", а письма читателей несли мешками. Чупринин привел в пример "Дружбу народов", тираж которого в 1989 году составил три миллиона экземпляров. Люди активно читали даже такие сложные для восприятия тексты, как "Котлован" Андрея Платонова. В то время, вспоминает Чупринин, расхожей фразой была "Читать интереснее, чем жить".

Говоря о современном состоянии толстых литературных журналов, Чупринин заметил, что на фоне резкого падения интереса к чтению (по сравнению со временами Перестройки тиражи упали в 250 раз) без культурной политики им не выжить. "Я всегда считал себя антисоветчиком, - говорит Чупринин. - Но сейчас наш тираж - четыре тысячи экземпляров, у писателей тираж в среднем три тысячи экземпляров, а в советское время меньше чем 30-тысячным тиражом книги не выпускались".

"Я часто рву на себе волосы по этому поводу, - поделился Чупринин. - В том числе в комитете по культуре в Госдуме, но это бесполезно. Есть движение времени, которое нам не подвластно".

Кроме того, Чупринин указал на различие в современном мире издательского и журнального подходов. "Издательское дело - это промышленность, индустрия, - говорит Чупринин. - Многие писатели стали известными, ни разу не опубликовавшись в толстых журналах - как, например, Владимир Сорокин". При этом, по мнению Чупринина, разница между издательствами и толстыми журналами примерно такая же, как между Голливудом и арт-хаусным кино. "Арт-хаус не делает кассы, но это и есть кино, настоящее искусство. Так и мы: денег не приносим, но защищаем литературу как искусство слова. В надежде, что это кому-то понадобится", - заключил Чупринин.

Кстати

Как говорят организаторы, лекции рассчитаны прежде всего на студентов столичных вузов, однако свободно посещать их могут и работники госаппарата, и депутаты Думы. Цель проекта - познакомить слушателей с классической и современной литературой, ее ролью в истории и в жизни современного общества. Лекции по литературе проходят в Госдуме по средам, в два часа дня.

  • Расскажите об этом своим друзьям!