Энергетика и БАМ |
Александр КОШЕЛЕВ, ведущий научный сотрудник ИСЭМ СО РАН |
01 Августа 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/01-08-bam как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. К 40-летию начала сооружения магистрали. {gallery}TXTS/2014/01-08-bam{/gallery} Не только шпалы и рельсы... Для специалистов разного профиля слово БАМ, сорок лет назад ставшее символом энтузиазма и массового трудового подвига на последней ударной молодёжной стройке, призыв участвовать в которой прозвучал с трибуны XVII съезда комсомола, – ассоциируется с широким набором различных понятий и проблем. Сама магистраль: десанты, просеки, насыпи, мосты, тоннели, шпалы и рельсы как завершение – это было делом строителей и управляемых ими машин. В Иркутском научном центре нет исследовательского железнодорожного института, но к сооружению БАМ причастны коллективы учреждений разного профиля, чьи фундаментальные и специально выполненные конкретные, объектные исследования нашли применение для БАМ. Прежде всего, это геологи Института земной коры СО РАН – сейсмика, гидрогеология, мерзлотоведение, лавинные процессы. Демографы и социологи – это проблемы закрепления приезжего населения, предотвращение его болезней. Биологи – поиски возможностей выращивания продовольственных культур, флора и фауна полосы освоения, защита от кровососущих насекомых. Нашлась работа и энергетикам: сотрудники Сибирского энергетического института участвовали во всех всесоюзных конференциях по проблемам строительства и хозяйственного освоения полосы БАМ, которые последовательно проходили в Чите, Благовещенске, Улан-Удэ, в комплексной конференции «Человек на БАМе» в Тынде и в других мероприятиях, проводимых советом при президенте АН СССР по вопросам БАМ. Энергетики ставили проблемы, предлагали пути их оперативного решения, показывали результаты своих конкретных исследований. Вот некоторые примеры. Нефть: трубы или цистерны Одна из декларированных целей сооружения спрямляющего участка Транссиба севернее Байкала – это возможность увеличения транзита различных грузов, включая нефть и нефтепродукты. Цистерны по рельсам – это не только альтернатива нефтепроводам, но и их дополнение. При этом рельсовый транспорт в отличие от трубопроводного – универсальный и многоцелевой. Исследования энергетиков по топливно-энергетическому балансу показали, что в некоторых условиях перевозка сырой нефти по БАМ может быть экономичнее, чем по транзитным нефтепроводам. Взгляд из сегодня показывает, что сооружение нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан нисколько не исключает использование БАМ для этих же целей, повышая надежность и экономичность системы нефтеснабжения. При определённых условиях и дальний транспорт питьевой воды в специальных цистернах предпочтительнее трубопроводного (сохраняется качество воды), а экспорт воды как возобновляемого природного ресурса в перспективе представляется явно вероятным. Провода впереди рельсов Учеными СЭИ совместно с проектными институтами Сибирского и Дальневосточного отделений Энергосетьпроекта Минэнерго СССР была предложена схема внешнего электроснабжения зоны БАМ. Западная часть зоны присоединена к Объединённой энергосистеме Сибири одноцепной линией электропередачи 110 кВ в габаритах 220 кВ с перспективой её усиления ЛЭП 500 кВ Усть-Илимская ГЭС Усть-Кут Нижнеангарск-Таксимо Хани Тында, восточная часть присоединена несколькими меридиальными ЛЭП 110 кВ к ОЭС Востока. Сооружение ЛЭП 110 кВ до станции Таксимо и затем до Бодайбо существенно улучшило электроснабжение Мамско-Бодайбинского района. Таким образом, рельсы БАМ дали толчок развитию электросетей Восточной Сибири, без чего невозможно освоение и развитие этого региона. Работы по сооружению ЛЭП велись иркутским трестом ВостокСибэлектросетьстрой столь интенсивно, что опоры с электропроводами шагали далеко впереди рельсов – вообще говоря, пример весьма положительный и далеко не частый. В начале весны 1980-го года нашему экспедиционному отряду удалось увидеть, как работает коллектив управления этого треста в Северобайкальске. Весенняя снежная лавина снесла опору линии электропередачи на спуске с Байкальского хребта к озеру. Без энергии «вдруг» оказались бамовские посёлки в полосе строительства длиной километров сто. Так вот, монтажники восстановили линию примерно за сутки – и ведь это не в городе, а в условиях горной местности! Основное время ушло, чтобы собрать коллектив ремонтников. Если не ошибаюсь, дело было 8-го марта... Пока убирали останки разрушенной опоры и готовили основание для новой, вертолет принёс части новой башни. Смонтировали, натянули провода – в посёлках зажёгся свет, стройка снова закипела. ЛЭП вдоль Западного участка БАМ несколько лет служила полигоном для натурных исследований СЭИ. При проектировании линии предполагался быстрый ввод БАМ в эксплуатацию, что оказалось невозможным из-за уникальной трудности сооружения Северомуйского тоннеля. Хозяйственное освоение полосы магистрали тоже затормозилось. Таким образом, высоковольтная линия длиной более 500 километров работала при ничтожной загрузке. При такой, уникальной ситуации в линии наблюдались явления, более чем интересные для науки (и вредные для практики...) – грех было таким не воспользоваться! Это – история. А недавно принято решение о достраивании БАМ: востребованность этого четырёхтысячекилометрового, дублирующего участка Транссиба возросло и в видимой перспективе продолжит нарастать. Эта линия стала осью создаваемой сети путей сообщения на востоке страны, наращиваемой меридиальными линиями на север. Это соответствует крупномасштабной стратегической задаче освоения Арктики. Вопросы электроснабжения зоны БАМ находили отражение во всех исследованиях СЭИ, связанных с развитием электроэнергетики Сибири и Дальнего Востока. Так упомянутая ЛЭП 500 кВ в транспортном коридоре БАМ обеспечивает условия для объединения ОЭС Сибири и ОЭС Дальнего Востока по северному направлению. Эхо БАМ слышится и на юге за Байкалом. Усиление магистральной линии электропередачи вверх по Баргузинской долине в Бурятии рассматривается с перспективой выхода этой линии к Уояну на БАМ и реставрации участка автодороги Тазы-Уоян, сооружённому строителями железной дороги для кратчайшей доставки грузов в конец Западного участка БАМ, где сооружался Северомуйский тоннель. Линия электропередачи и автодорога здесь равно стратегически важны: они замкнут соответственно электрическое и транспортное кольца вокруг Байкала, повысив общую коммуникационную надежность решений по развитию Забайкалья и Дальнего Востока. Пешком по тропе Экспедиционно-полевые работы считаются уделом геологов, географов, биологов, однако сотрудники СЭИ практически с момента создания института выполняют такие работы для прямого получения надёжной и детальной информации к выбору решений по управлению развитием и эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса. Первая экспедиция энергетиков на БАМ состоялось летом 1975 года, когда на западном участке будущей магистрали строительно-монтажные поезда начали двигаться навстречу друг другу. Целью экспедиции было получение общего представления о полосе сооружаемой дороги в плане возможного потребления электрической и тепловой энергии и источников энергоснабжения, условий сооружения энергетических коммуникаций, возможностей использования местных возобновляемых природных энергоресурсов. От мыса Котельниковского мы вышли к главной вершине Байкальского хребта, горе Черского, чтобы получить общее и количественное представление о динамике стока тамошних рек как источника энергии. 21 июля в истоках Куркулы в цирке-каре под северной стеной горы мы обнаружили настоящий функционирующий ледник, а во время следующей экспедиции, в августе 1976 года, в том районе были замечены разрушительные следы начавшегося селевого процесса. Эти и другие результаты попутных наблюдений, будучи описаны и опубликованы, оказались неизвестными специалистам и вызвали их интерес. Особенно это относится к водно-каменным селям: наличие и возможность их развития на Байкальском хребте были дотоле неизвестными, а действие этих потоков, так же как снежных лавин, может быть сокрушительным для инженерных сооружений при их неудачном размещении или отсутствии защиты. Далее мы переместились на площадку строительства Северобайкальска. Тогда там был посёлок Новогодний. В начале длинного ряда палаток висела табличка: «Невский проспект» – этот объект строили посланцы города на Неве, продовольственные товары тоже шли напрямую из Ленинграда (к слову: каждый бамовский посёлок и прилегающий участок магистрали сооружались коллективами из разных городов и республик СССР – при этом «столицу» БАМ, Тынду, строила Москва...). От берега Байкала наш отряд направился на запад – к Усть-Куту, где в Лену упиралась действовавшая железная дорога, и откуда шло встречное движение строителей. От Кунермы до Улькана мы шли по старой, капитальной конной тропе-зимнику, использовавшейся как кратчайший товарный путь сообщения между севером Байкала и верховьями Лены. Вдоль тропы были размещены базы «десантов» изыскателей, которые били шурфы, ставили пикеты-вешки для будущей трассы. Контактируя с приезжими десантниками, мы, тоже когда-то приезжие (нас тогда назвали «шестидесантниками»), а теперь бывалые, отвечали на разные вопросы ребят, которые Байкал ещё не видели и к нему двигались, основные бои ведя с кровососущими насекомыми. Комары – они и в Москве комары, но вот всепроникающая и беспощадная мошка – это много хуже. В качестве хоть какой-то защиты от этого сибирского гнуса использовался деготь, который раздражал, жёг кожу... Осматривая шурфы, мы получали представление о характере и глубине промерзания местных грунтов, на которых предстояло ставить опоры линий электропередачи, сооружать линии тепловых сетей и водоводы... В 1977 и 1980 годах мы проехали от Усть-Кута до Байкала и дальше до Уояна на экспедиционном ГАЗ-66. Мы видели, с какой фантастической скоростью сооружалась дорога – полотно для рельсов, посёлки на местах будущих станций, энергетические коммуникации... Результаты, уроки и выводы Кроме экспедиций в полосе Западного участка БАМ, наш объект постоянных многолетних наблюдений – Тында. Железнодорожным радиусом Тында была связана с Транссибом, так что естественным образом стала центром строительства Восточного участка БАМ и столицей магистрали, уже в 1975 году она была возведена в сан города. В наших наблюдениях Тында служила демонстрационным объектом, как пример спонтанного, беспланового строительства населённых пунктов в «плановом» государстве. Такое типично, в том числе и прежде всего, при «освоении Севера». Для скорейшего ввода целевых отчётных, «титульных» промышленных объектов коммунально-бытовая человеческая! – сфера создаётся по «временной схеме» это термин официальный, из многотомных Строительных норм и правил (СНиП). При этом предполагается, что достаточно скоро всё будет перестроено, как следует быть. Увы: ничто так не постоянно, как временное – этот «библейский» постулат извечен, из него учил исходить основатель Сибирского энергетического института академик Лев Александрович Мелентьев... За участие в исследованиях по гидрологии, выбору решений по энергоснабжению и сооружению инженерных коммуникаций в условиях мерзлоты сотрудники СЭИ: И. И.Дружинин, В. В.Мирошниченко, В. А. Савельев и автор награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Такой, «адресной» медали удостоены сотрудники и других институтов Иркутского научного центра. Тэги: |