В Екатеринбурге открылся филиал Эрмитажа |
07 Июля 2021 г. |
В Екатеринбурге открылся уральский «спутник» Государственного Эрмитажа. Сейчас там можно посмотреть работы Моне, Дега, Ренуара, Гогена, Ван Гога. «Уральский Эрмитаж» появился благодаря соглашению с Государственным Эрмитажем на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ). До 31 октября там работает выставка, приехавшая из Санкт-Петербурга, в составе которой работы Моне, Дега, Ренуара, Гогена, Ван Гога. За первые выходные «Эрмитаж-Урал» посетило более 2700 екатеринбуржцев. А первыми гостями культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» 1 июля, накануне открытия, стали министр культуры РФ Ольга Любимова и руководство Свердловской области и Екатеринбурга. Глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский присоединился к торжественной церемонии в режиме онлайн. Открывшийся на Урале центр называют «спутником» Государственного Эрмитажа. Он одновременно является частью Екатеринбургского музея изобразительных искусств, и называть центр филиалом питерского Эрмитажа было бы не вполне верно: управление центром осуществляет именно ЕМИИ, финансирование нового пространства тоже было местным, региональным. Дата открытия была выбрана не случайно: 1 июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск отправился первый эшелон с эвакуированными шедеврами. Всего тем летом, в первый год Великой Отечественной войны, из Эрмитажа на Урал было доставлено 1,118 миллиона экспонатов. Их разместили в Свердловской картинной галерее (ныне — Екатеринбургский музей изобразительных искусств), римско-католическом храме Зачатия святой Анны и печально известном доме инженера Ипатьева (в подвале которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна царская семья), где в те годы находился Уральский филиал Музея Революции и Антирелигиозного музея. Обратно в Ленинград спасенные сокровища вернулись осенью 1945 года. Соглашение о создании на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств культурно-выставочного центра было подписано с Эрмитажем еще в 2014 году. Реализация проекта шла медленно из-за проблем с финансированием. Дата открытия несколько раз переносилась — в том числе из-за пандемии. И наконец, 3 июля 2021 года долгожданный центр распахнул свои двери для горожан. Помимо выставочного пространства, расположенного в отреставрированной картинной галерее на улице Вайнера в самом центре Екатеринбурга, «Эрмитаж-Урал» располагает современными музейными площадями, которые были построены рядом с историческим зданием. Обе части — старая и новая — представляют собой единый комплекс. Построено современное фондохранилище с реставрационными мастерскими. Кроме того, теперь здесь есть также лекторий, библиотека, кофейня, точки подзарядки мобильных телефонов, музейная лавка, мягкие зоны для отдыха . Первым проектом в отреставрированных залах картинной галереи стала выставка из собрания Государственного Эрмитажа — французская живопись и скульптура XIX века «От романтизма к импрессионизму».
Вниманию посетителей предлагается и постоянная экспозиция западноевропейского искусства XV — начала XX века. На момент основания Свердловской картинной галереи она включала в себя живописные полотна XVII–XIX веков, несколько мраморных скульптур, предметы декоративно-прикладного творчества, которые попали на Урал еще до революции. В знак благодарности в послевоенные годы Эрмитаж пополнил коллекцию 200 произведениями, большую часть которых составили работы европейских авторов. В память о пребывании Эрмитажа в Свердловске на мансардном этаже центра создана мемориальная экспозиция, посвященная подвигу сотрудников музея, спасавших произведения искусства в годы Великой Отечественной войны. Здесь воссоздана атмосфера 1941 года — зрители попадают в историческую реконструкцию: они как будто бы находятся внутри вагона с ящиками, в которых упакованы музейные ценности. Среди них, например, «Возвращение блудного сына» Рембрандта и другие всемирно известные шедевры, отправленные в эвакуацию на Урал. Экспозиция также знакомит с воспоминаниями сотрудников музея, которые отправились в Свердловск вместе с экспонатами. «Мы — город, спасший Эрмитаж. Поэтому концепция нашего центра неразрывно связана с той ролью, которую сыграла Свердловская картинная галерея, сохранившая ценности одного из крупнейших музеев мира. Но даже если бы не было этой истории эвакуации, та выставка, с которой открылся центр, имеет колоссальное значение для культурной жизни Екатеринбурга — половина картин в экспозиции из постоянной коллекции Государственного Эрмитажа. Впервые горожане увидят подлинные работы величайших художников, которые перевернули в свое время представление о том, что такое красота, и стали классиками мира искусства. Кроме того, мы надеемся, что посетители оценят наши усилия по реконструкции здания картинной галереи, построенной в 1912 году, и современный подход к организации всего центра «Эрмитаж-Урал», который, несомненно, станет еще одним знаковым местом Екатеринбурга», — рассказал газете «Культура» директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. Культурно-выставочный центр «Эрмитаж-Урал» не зацикливается только на тех произведениях, которые проверены временем и являются бесспорными шедеврами. В чердачном помещении представлен проект «Точки опоры», посвященный уральскому современному искусству. Его название перекликается с самим пространством — во время ремонта решено было сохранить массивные деревянные опоры старинной крыши. Поиск точки опоры актуален и для художников, чьи работы после окончания выставки поступят в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств — Алисы Горшениной (г. Нижний Тагил), Елены Слобцевой (г. Пермь), Федора Телкова (г. Екатеринбург) и Виктора Давыдова (г. Заречный).
|
|