Книжный обзор: погрузимся в мир отечественной публицистики? |
24 Августа 2021 г. |
Игнорировать можно многие жанры литературы, но проходить мимо обзоров, очерков или каких-нибудь авторских колонок не получится. Повседневные жанры рассказывают нам не только об интересном – они говорят о настоящем, о нашей жизни, знать которую хотят буквально все. Сегодня мы как раз посмотрим на книги, вобравшие в себя лучшие творения трёх наших писателей-современников: Дениса Горелова, Владимира Березина и Дмитрия Воденникова. Денис Горелов «Державю. Россия в очерках и кинорецензиях»Изд-во «Городец», 2021 г. Подоспели сразу несколько новинок из горячо любимой серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Денис Горелов – один из лучших наших кинокритиков: эрудированный, как Михаил Трофименков, аналитический, как Антон Долин, остроумный, как… ну, как Денис Горелов, равных ему в придумывании всяческих мемов нет. И особенно отмечу, что Горелов, активно пишущий во всякие издания уже лет тридцать, свои первые полноценные книги издал именно в серии Вадима Левенталя: в 2018 году вышла «Родина слоников», в 2019-м – «Игра в пустяки», новая книга, как и предыдущие, представляет собой антологию, сборник рецензий разных лет, выстроенных по некоему историческому принципу – вот здесь про фильмы о Древней Руси, вот – про петровскую эпоху, и так далее, вы поняли. Собственно, совершенно неважно, в каком порядке в книге будут размещаться тексты Горелова (а я догадываюсь, что это не последняя его книга), важно, что это классные, зубодродительные, гомерически смешные и умные тексты, созданные человеком, который искренне любит и понимает предмет, о котором он пишет. Да что я говорю: эта рецензия могла состоять из одной фразы «вышла новая книга Дениса Горелова» – и многочисленные толпы гореловских поклонников, сметая все, ломанутся в ближайший магазин. Владимир Березин «Необычайное»Изд-во «Аураинфо & Группа МИД», 2021 г. К нам возвращается прекрасная серия «Лезвие бритвы», сразу два новых тома только что выпустил издатель и создатель этого уникального импринта Василий Владимирский. «Лезвие бритвы» – это сборники текстов авторов, которые пишут о фантастике. Владимир Березин, как по мне, не самый ожидаемый автор в этой серии. Потому что фантастические его произведения я не читал, но чрезвычайно, до дрожи люблю критические статьи и колонки, которые Березин пишет в разных СМИ. Он, конечно, гораздо больше, масштабнее, глобальнее любых жанровых рамок, он не столько критик, обозреватель разных книжных новинок, сколько оригинальный и яркий мыслитель, философ, аналитик. Его тексты великолепны, даже если поводом к их написанию послужил выход какой-нибудь мимолетной фантастической книжки. Потому что Березин – он не просто читает, он обнаруживает в сюжете, языке, героях, даже самом факте появления книги некие глобальные смыслы, масштабный контекст, идейный фон – и вот эта способность разворачивать перед восхищенным читателем картину современной литературы, или показывать скрытые механизмы работы книжного рынка, или помогать обнаружить некие новые сущности – в этом заключается уникальность творческой манеры Владимира Березина. И кстати, спасибо серии «Лезвие бритвы» за эту книгу, представляющую собой первый сборник критических, непрозаических текстов Березина – колонок, обзоров, очерков. Очень хочется верить, что это не последняя такая книга в его обширной творческой биографии. Дмитрий Воденников «Приснившиеся люди»Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г. Я, к сожалению, плохо знаю Дмитрия Воденникова как поэта, стихи я вообще читаю от случая к случаю, но постоянно читаю его колонки в «Учительской газете» и в «Газете.ру», а «Приснившиеся люди» – собрание лучших колонок, небольших эссе. Мне понравился прием, который Воденников использует при написании этих текстов. Он берет какой-то очень простой, бытовой, намеренно пустой повод в качестве повода для очередной колонки («Странно видеть любимых героев прежних ситкомов на третьестепенных ролях в ситкомах нового времени», «у меня на днях кончился мой растворимый цикорий»; «однажды я должен был ехать в Париж, а моя собака, уже подозревая разлуку, не мигая смотрела на меня, когда я собирался в дорогу»). И отталкиваясь от очередного незначительного события, Дмитрий Воденников воспаряет воображением в какие-то высшие сферы духа, культуры и писательского мастерства – поэзия, Цветаева, история, революция, Блок, Солженицын и так далее. Получаются интересные тексты, поскольку пишутся они регулярно, среди них есть более вдохновенные и довольно проходные. Но это портрет (вернее, автопортрет) мыслей и движений души не худшего из наших современников – умного, тонко чувствующего, внимательного, образованного… Мне понравилась эта книга, хотя желания найти и прочесть стихи Воденникова не возникло. Ещё заголовки о книжных новинках последних недель:
|
|