Гаишники-невидимки: наблюдать за водителями на дорогах будут незаметно |
08 Июня 2021 г. |
Сотрудники ГИБДД в штатском смогут зафиксировать факт превышения скорости, опасного вождения, разговора по телефону за рулём или выезда на встречную полосу, не проявляя себя. Но остановить авто нарушителя и выписать штраф имеют право лишь полицейские в форме. Люди видят лучше камерПроект приказа МВД, регламентирующий порядок надзора за соблюдением правил дорожного движения, разработан «с учётом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора», а также с учётом предложений региональных подразделений Госавтоинспекции. В документе не так много нововведений, а самое, пожалуй, резонансное касается правила о «скрытом надзоре», которое вводится официально. При таком типе работы сотрудники ДПС могут пользоваться патрульным автомобилем без специальной цветографической схемы и не носить форму. Однако останавливать транспортные средства и оформлять нарушения они не имеют права. В данном случае право полицейских — лишь зафиксировать нарушение для последующей передачи информации другим нарядам, которые при необходимости задержат водителя и составят протокол. При этом если сотрудники ГИБДД одеты в служебную форму, то они могут самостоятельно проводить необходимые административные действия. Пусть и на машине без специальных опознавательных знаков. Интересно: Практика скрытого надзора является общемировой, а её легализация в России позволит повысить выявляемость нарушений на дорогах и, как следствие, будет способствовать соблюдению водителями ПДД, сказал зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. А чтобы сотрудники в штатском не злоупотребляли своими полномочиями, любой факт нарушения должен быть зафиксирован. «В основе привлечения к ответственности должна лежать чёткая доказательная база», — считает Афонский. Он напомнил, что сегодня по всей стране расширяется сеть видеонаблюдения — это самый беспристрастный контролёр ПДД. «Но установить камеры абсолютно везде невозможно, да и факты опасного вождения прибор не всегда может зафиксировать, поэтому необходим и такой вид контроля», — добавил депутат. Следить не за спасибоПойти дальше и разрешить гаишникам в штатском не просто наблюдать за дорогами, но и задерживать особенно злостных нарушителей — тех, кто представляет опасность, предлагает член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. «Коррупционной составляющей здесь нет никакой, поскольку все активные шаги сотрудников, как и окружающая действительность в этот момент, фиксируется на видео», — сказал депутат. Он также обратил внимание на деталь, которая требует уточнения, — фискальная память прибора, например радара, когда количество зафиксированных нарушений должно соответствовать числу составленных протоколов. Это необходимо, чтобы сотрудники не могли склонить нарушителей (либо наоборот) к «решению вопроса на месте». Автомобильные эксперты считают, что практика скрытого патрулирования не является новой — она применялась и раньше. Официальное закрепление в регламенте не сделает этот вид контроля более распространённым. «ГИБДД не хватает сотрудников на местах, поэтому массовым такой надзор не будет», — высказал мнение партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Независимый автоэксперт Дмитрий Попов напомнил, что фиксировать нарушения на дорогах и передавать информацию о них в компетентные органы может сегодня любой гражданин. В некоторых регионах для этого даже созданы специальные сервисы. А заниматься подобными действиями сотрудникам ГИБДД — чуть ли не сам бог велел. «Это должно быть частью их гражданского самосознания и личной ответственности, поскольку они могут лучше, чем обычные граждане, определить правонарушение на дороге», — отмечает Попов. Эксперт предложил разработать систему поощрений для гаишников за сообщения о подтвердившихся фактах нарушений, а если несколько выписанных этим сотрудником штрафов были успешно обжалованы, то может быть поставлен вопрос о злоупотреблениях или даже профнепригодности. Как прокатить гаишникаВ проекте приказа МВД определило и прописало требования к остановке авто с мигалками. «Транспортное средство с включёнными специальными световыми или звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях, проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий», — говорится в документе. Аналогичные правила действуют и сегодня. В Комитете Госдумы по транспорту и строительству их считают обоснованными. «Специальные сигналы используются для обеспечения безопасности при проезде кортежей, в том числе детских, а также при движении спецтехники. Перечень причин, по которым такие автомобили могут быть остановлены, является достаточным», — сказал Владимир Афонский. В некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут использовать автомобили граждан. При этом гаишник должен соблюдать ряд правил: сообщить водителю цели использования, маршрут движения (кроме случаев, когда транспорт необходим для преследования лиц, совершивших преступления) и разъяснить, что при отказе водителя законом предусмотрена ответственность. Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдаст ему справку или сделает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности и номера служебного удостоверения. За рулём может остаться и сам автовладелец, если нет веских причин для отстранения его от вождения. Отдельно в приказе оговариваются возможности использования грузовых автомобилей для принудительной остановки транспортного средства, за рулём которого нарушитель. Отмечается, что это возможно только в случае создания водителем «реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения». Как уточнили автоэксперты, правила остановки авто изменений не претерпели — аналогичные положения содержатся в действующих документах. Читаем также:
|
|