ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему мы слушаем грустную музыку? Комментируют психологи

Ксения ДАВЫДОВА   
10 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Почему мы слушаем грустную музыку? Комментируют психологи

Не секрет, что во время пандемии поп-музыка якобы стала более оптимистичной, однако есть что-то приятное в том, чтобы выстроить на плеере очередь с печальными песнями и позволить меланхолическим чувствам овладеть вами. Группа психологов с участием Джонна Вуоскоски, Уильяма Томпсона, Дорис Макилвейн и Туомаса Эерола подняла один из самых интригующих вопросов в истории музыкальной науки: почему людям нравится слушать грустную музыку?

Почему мы слушаем грустную музыку? Комментируют психологи

Хотя люди обычно избегают негативных эмоциональных переживаний, им часто нравится печаль, изображенная в текстах песен и других искусствах. Парадокс приятной печали на протяжении десятилетий ставил в тупик ученых-музыковедов.

Чтобы исследовать этот парадокс, ученые использовали множество различных подходов. Один из способов прост: спросить людей, какие чувства вызывает у них разные мелодии. В своем исследовании 2012 года Вуоскоски и его коллеги попросили участников оценить свои эмоциональные реакции на шестнадцать произведений. Команда обнаружила, что грустная музыка вызывает не только отрицательные эмоции. Помимо печали, такая мелодия также приносила ряд более позитивных эстетических чувств, таких как ностальгия, умиротворение и удивление.

В 2015 году психологи Патрик Н. Джуслин, Гонсало Баррадас и Туомас Эерола измерили уровни проводимости кожи и выражения лица, когда участники слушали избранные мелодии. Команда предложила эволюционную причину нашей сильной физической реакции на мрачную музыку: голосовые эмоциональные выражения активирует чуткую реакцию, называемую механизмом заражения. Вот почему скрипки и виолончели звучат особенно печально: они напоминают человеческие голоса.

Конечно, и музыка, и эмоции – невероятно субъективные переживания. Психологи Сандра Гарридо и Эмери Шуберт пишут, что это сложный парадокс, на который, похоже, нет однозначного ответа.

Гарридо и Шуберт утверждают, что удовольствие от грустной музыки, вероятно, основано на индивидуальных различиях в сочетании эмоциональных и эволюционных черт, таких как диссоциация, поглощенность, склонность к фантазиям, сочувствие и размышления.

Например, Шуберт предполагает, что у некоторых людей негативные переживания в контексте эстетического опыта вызывают диссоциативную реакцию, которая подавляет нервные цепи мозга. Следовательно, те, у кого сильная склонность к патологической диссоциации (могут слушать меланхоличную музыку), не порождая неудовольствия.

Так что в следующий раз, когда захочется послушать один из ноктюрнов Шопена, не сопротивляйтесь. Небольшая грусть может принести огромное удовольствие. А найти любимую песню, узнать о новинках в мире музыки и даже скачать нужный трек можно на сайте muzkey.net.

  • Расскажите об этом своим друзьям!